Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики эффективных психологических тестов




1. Социокультурная адаптированность теста (соответствие заданий и оценок особенностям культуры, где данный тест используется).

2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий.

3. Использование шкалы интервалов.

Вообще выделяют основные 4 типа шкал (по степени сложности):

· номинативные (классификация);

· порядковые (субъекты ранжированы, но не учитывается разница между рангами);

· интервальные (разница между значениями во всех точках шкалы одинакова). Эквивалентные шкалы могут быть линейно преобразованы друг в друга, что позволяет осуществлять сравнение показателей;

· шкалы отношений (имеют значимую нулевую точку – “свойства нет”).

4. Дискриминативность теста. Тест должен уметь различать испытуемых, выявляя высокие, средние и низкие показатели интенсивности, выраженности измеряемых свойств (обычно используется до 9 градаций).

5. Наличие нормативных данных. Хороший тест имеет нормы, он стандартизован. Норма – это множество показателей из четко определенных выборок. Разработка и проведение процедуры получения этих показателей составляет процесс стандартизации теста. Нормы позволяют адекватно интерпретировать показатели, получаемые от испытуемых.

6. Жесткая регламентация проведения психодиагностической процедуры (требования инструкции, конкретный стимульный материал, строгие требования к поведению психодиагноста).

7. Надежность (насколько точно тест изучает то, что изучает).

Выделяют следующие виды надежности:

– надежность по внутренней согласованности,

– ретестовая надежность,

– надежность параллельных форм,

– стандартная надежность.

8. Валидность (измерение того, для изучения чего тест предназначен). Виды валидности:

– очевидная валидность,

– конкурентная валидность,

– прогностическая валидность,

– дифференциальная валидность,

– содержательная валидность,

– конструктная валидность.

Валидность теста не может быть больше его надежности. Тест валиден и надежен, если на его результаты влияет лишь измеряемое свойство. Тест невалиден и ненадежен, если его результаты определяются влиянием нерелевантных переменных.

Также существуют строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов:

§ Предварительное знакомство с тестом и апробация на себе.

§ Обеспечение четкого понимания инструкции испытуемыми.

§ Самостоятельная, независимая работа испытуемых без влияния других людей.

§ Применение обоснованной и выверенной процедуры обработки и интерпретации результатов, включая математико-статистическую обработку данных.

Все перечисленные выше условия обеспечивают достоверность получаемых в ходе психологического исследования результатов.

Требования к пользователям

Отдельные, хорошо теоретически и практически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты смежных с психологией областей. При этом специалисту-смежнику вменяется в обязанность (Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов):

1. Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической области, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими.

2. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний по психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога либо отказаться от психодиагностики вообще.

3. Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны.

4. Пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он также, как и психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация.

5. Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы психологами-непрофессионалами.

6. Любой пользователь методик содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.

7. Пользователи, не являющиеся профессиональными психологами, могут осуществлять рационализаторскую и изобретательскую деятельность в области психодиагностики только с санкции аттестационной комиссии Общества психологов России, удостоверяющей необходимый профессиональный уровень как самих разработок, так и их авторов.

Не пытаясь уточнить тот минимум знаний по психологии и соответствующих практических навыков, который необходим при использовании психодиагностических методик, следует указать, что чем лучше будет психологическая подготовка у проводящего обследование, тем глубже будут проинтерпретированы результаты, точнее и надежнее будут сделаны выводы. Неумелое использование методов может не только выхолостить научное содержание, но и нанести вред обследуемым (В.Г.Семенов). Поэтому при интерпретации нужно придерживаться двух правил.

Первое: лучше сказать меньше, но достоверного и обоснованного, нежели много, но замешанного на догадках и вымысле. И второе: важна не цифра полученного результата, а выявленная тенденция, т.е. куда отклоняются данные; степень их выраженности – дело второе, менее надежное, так как быстро меняется.

Следует помнить, что любой тест – это не приговор, а информация для размышления, которая может послужить основанием для работы над собой, своим имиджем (образом). В свою очередь, чем лучше представлен имидж, тем выше репутация человека. А она является ключом к решению многих жизненных проблем.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.