КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мой день упорядочен
(Режим дня на первом году жизни)
Говоря о развитии ребенка первого года жизни, мы все время подчеркивали, что важнейшим условием его своевременного развития является эмоциональное общение. Другое важное условие — это упорядоченная жизнедеятельность ребенка. Все процессы: еда, сон, бодрствование с разнообразным его содержанием, из которых и состоит жизнь малыша, должны протекать не как захотелось взрослому, а физиологично, в соответствии с биологическими ритмами организма ребенка. Этому способствует режим. О значении и общих требованиях к распорядку дня вы узнали из главы II, § 4. А сейчас познакомьтесь, как примерно можно распределить время кормления, сна и бодрствования малыша. Режим ребенка в возрасте от 1 до 2,5—3 месяцев Кормление: 6.00, 9.00, 12.00, 15.00, 18.00, 21.00, 24.00. Бодрствование: 6.00—7.00, 9.00—10.00, 12.00—13.00, 15.00— 16.00, 18.00— 19.00. Сон: 7.00—9.00, 10.00—12.00, 13.00—15.00, 16.00—18.00. Ночной сон: 19.00—6.00. Купание ребенка можно проводить в 18 ч 30 мин или 20 ч 30 мин. Ночной перерыв в кормлении должен быть не менее 6 часов. Кормить нужно или в 24 часа и 6 часов утра или в 21 час а в 3 часа ночи, но часы не должны меняться. Режим от 2,5—3 до 5—6 месяцев Кормление: 6.00, 9.30, 13.00, 16.30, 20.00, 23.30. Бодрствование: 6.00—7.30, 9.30—11.00, 13.00—14.30, 16.30-18.00, 15.30 — 20.30. Сон: 7.30—9.30, Н.00—13.00, 14.30—16.30, 18.00—19.30. Ночной сон: 20.30—6.00. Купать ребенка лучше всего в 19 ч 30 мин перед кормлением. Режим от 5—6 до 9—10 месяцев Кормление: 6.00, 10.00, 14.00, 18.00, 22.00. Бодрствование: 6.00-8.00, 10.00—12.00, 18.00-20.00. Сон: 20.00—6.00. Купание: в 19 ч 30 мин перед ночным сном. Режим от 9—10 месяцев до 1 года Кормление: 7.00, 11.30, 16.30, 19.15. Бодрствование: 6.30—9.00, 11.30—14.30, 16.30—19.30. Сон: 9.00—11.30, 14.30—16.30. Распределение кормления, бодрствования и сна в течение суток см. в таблице 1. Кашка сладенька К концу первого месяца у малыша уже сложился ритм кормленая. С месяца он принимает, кроме грудного молока, фруктовые и овощные соки (с 5 капель до 50 г к концу 5-го месяца). С 2 месяцев можно давать ребенку тертое яблоко. Сначала половину чайной ложки в день, к концу полугодия — до 2 столовых ложек. На 4 — 5-м месяце следует вводить прикорм, так как материнского молока становится недостаточно. В качестве прикорма дают малышу овощное пюре. Начинать надо с 4—5 чайных ложек и в течение недели довести его количество до 180—200 г. На 5— 6-м месяце можно начинать давать каши. Первый раз дают 2—3 ложки не очень густой каши, постепенно порцию доводят до 120—150 г на одно кормление. На 7-м месяце в рацион питания ребенка вводят мясные бульоны, начиная с 5—6 г, а затем до 30—50 г. На 8-м месяце можно предложить малышу мясо в виде пюре. Число кормлений грудью сокращается к 8 месяцам до трех раз в сутки, к 9 месяцам — до двух, к 11 — до одного раза в сутки. Около года ребенка отнимают от груди. Иногда дети отказываются от нового блюда, но, как правило, это бывает в том случае, если родители дают его сразу в большом количестве и после того, как ребенок получил грудное молоко. Бели малыш отказывается от нового вида пищи, не спешите и ни в коем случае не кормите его насильно. Повторите попытку в следующий раз. Но если и многократные попытки оказываются безуспешными, посоветуйтесь с врачом, возможно, он заменит это блюдо чем-то равноценным. Очень важно своевременно научить ребенка жевать. С 8 месяцев давайте ему во время кормления кусочек хлеба, сухарь. Постепенно приучайте ребенка к непротертым овощам, фруктам, давая их кусочками. После года малыш может есть самостоятельно густую пищу. Поза ребенка во время кормления с возрастом меняется. В первые месяцы младенец лежит у мамы перед грудью. Таблица 1. Распределение кормления, бодрствования и сна в течение суток
В полгода полусидит на коленях мамы. В 8—10 месяцев сидит на высоком специальном стуле, который придвигается к столу. После года ребенок может сидеть за специальным столом для кормления. Чем раньше ребенок начнет есть самостоятельно, тем лучше. Постепенно приучайте малыша: – в 5 — 6 месяцев есть с ложки; – в 7 — 8 месяцев пить из чашки, придерживая ее руками, держать корочку хлеба, жевать ее; – в 10 месяцев держать чашку двумя руками; – в 12 месяцев пытаться самостоятельно действовать ложкой. С первых дней приучайте ребенка к опрятности. Перед каждым приемом пищи не забывайте вымыть ему руки. Следите, чтобы на столе всегда было чисто. Хвалите малыша за все самостоятельные действия: «Какой молодец! Сам из чашки пьет (сам ложкой кашу ест)!» Помните, что действия ребенка еще очень несовершенны, и поэтому он может облиться молоком, испачкаться кашей. Вытрите его спокойно салфеткой, не дожидаясь конца кормления, но ни в коем случае не говорите раздраженным голосом: «Грязнуля! Разве так можно!» Ребенок может испугаться: ему непонятно, почему любящая мама может с ним так разговаривать. Помогайте ему и наберитесь терпения: с каждым разом он все лучше будет справляться с чашкой, ложкой. Порицание же может вызвать неуверенность, страх и затормозить развитие самостоятельности. Приучать ребенка к опрятности важно уже на первом году жизни. Нередко родители жалуются, что ребенок даже на втором году не хочет садиться на горшок. Причиной могут быть неправильные действия взрослых. Чтобы этого не случилось, надо знать следующее. Приучать ребенка к горшку рекомендуется на первом году, с того дня, когда он научился хорошо сидеть. Заранее покажите горшок малышу, позаботьтесь, чтобы он был чистым, сухим и теплым, чтобы не вызвать у малышки неприятных ощущений. Первое время при этой процедуре всегда находитесь рядом с ребенком, сопровождая его действия соответствующими словами. Не держите долго малыша на горшке. Высаживание должно длиться не более 3—4 минут. Постарайтесь, чтобы ребенка ничто не отвлекало. В случае положительного результата не забудьте похвалить его: «Вот какой Алешенька молодец, все сделал в горшочек. А штанишки у Алешеньки сухие!» Старайтесь ребенка высаживать на горшок только тогда, когда у него в этом есть потребность. Сигналом для этого может быть беспокойное поведение малыша (затормаживает действия, напрягается, сучит ножками, озирается беспокойно и т. п.). Обязательно высаживайте ребенка перед сном, перед прогулкой, после сна, если он проснулся сухим. Никогда не Сажайте ребенка на горшок, если он все уже сделал в штанишки. Не высаживайте на горшок ночью, если он спит спокойно. Если вы заметили, что ночью малыш возится, беспокоится, то его необходимо поднять. При правильном воспитании к концу второго года и на третьем году ребенок начинает проситься на горшок, но этот навык еще неустойчив и требует от родителей постоянного подкрепления, напоминания. Ребенок даже в три года, заигравшись, может все сделать в штанишки. Не ругайте его за это. А вот если он сам попросился, сел на горшок, обязательно похвалите его. Это очень важно для малыша.
Спи, малышка, баю-бай. (Сон ребенка от 1 месяца до 1 года)
Физическое и эмоциональное состояние малыша во многом зависит от того, выспался он или нет. Если ребенок хорошо выспался, он весел, активен, с аппетитом ест. Но стоит ему недоспать, как он становится возбудимым, капризным или вялым, в каждом возрастном периоде взрослые должны обеспечить ребенку достаточный по длительности полноценный сон (таблица 1). Как обеспечить полноценный сон? Прежде всего, необходимо знать, что он складывается из двух фаз: глубокий сон и неглубокий. Эти фазы, или периоды, глубокого и неглубокого сна постоянно чередуются, сменяя одна другую. Чем характеризуется фаза глубокого сна? Ребенок лежит спокойно, не шевелясь, веки его плотно сомкнуты, лицо спокойное, дыхание ровное и глубокое. Эта фаза очень полезна в физиологическом отношении, так как центральная нервная система в этот период наиболее заторможена, организм ребенка расслаблен, деятельность различных систем замедлена, жизненные силы восстанавливаются особенно интенсивно. Но проходит 10—15 минут и малыш начинает двигаться, кряхтеть, иногда вскрикивает, дыхание становится неровным, учащенным, глаза могут быть полуоткрытыми — это фаза неглубокого сна. Со временем продолжительность глубокого сна возрастает с 10—15 до 45 минут, а неглубокого — соответственно сокращается. Если родители знают, что сон ребенка протекает волнообразно, то они не примут фазу неглубокого сна за период пробуждения. Но, к сожалению, очень часто родители, решив, что ребенок проснулся, берут его на руки, разговаривают с ним, проявляя при этом недовольство, что он мало спал. И ребенок действительно просыпается. Если это многократно повторяется, то он привыкает систематически недосыпать, что отрицательно сказывается на его поведении, а главное, здоровье. Никогда не спешите поднимать ребенка, не тормошите его, даже если действительно наступило пробуждение. Пусть он спокойно перейдет от сна к бодрствованию, ведь вы тоже не вскакиваете с постели сразу после пробуждения. Переход от бодрствования ко сну тоже должен быть постепенным. Создайте перед сном спокойную обстановку, не возбуждайте ребенка громким смехом, играми. Общение с малышом перед сном должно быть успокаивающим, нежным. Это требование следует соблюдать как на первом году его жизни, так и в последующем. Старайтесь укладывать ребенка в определенное режимом время. Привыкнув к этому, малыш будет быстрее засыпать, сон его станет глубоким. Но иногда родители бывают излишне педантичны и укладывают ребенка «минута в минуту», не считаясь с его интересами и настроением. Такой педантизм со стороны взрослых, как правило, вызывает у ребенка негативную реакцию. Ничего страшного не случится, если вы дадите заигравшемуся малышу лишних пять минут для того, чтобы он перестроился. Ребенка, овладевшего самостоятельными действиями, полезно приобщать к подготовке ко сну. Пусть он примет посильное участие в туалете, попытается самостоятельно снять с себя одежду, сам или с вашей помощью заберется в кроватку. Все это поможет ему быстрее уснуть. А как относиться к укачиванию, колыбельным песенкам? Ведь для чего-то народ придумал эти способы усыпления младенца. Будет хорошо, если вы иногда споете своему малышу колыбельную, ласково погладите его по головке, но не возводите все эти приемы в культ, особенно в первые месяцы жизни младенца. Ребенок быстро привыкает к укачиванию и, конечно, в дальнейшем станет требовать этого постоянно, а вы не всегда сможете располагать временем. Пустышка хорошо успокаивает возбудимых детей. Если ваш малыш не может без нее обойтись, постарайтесь давать ее только перед сном, но не приучайте пользоваться ею во время бодрствования. Ребенок уснул. Теперь ваша задача — оберегать его сон. В комнате, в которой спит ваш малыш, должно быть тихо, электрический свет приглушен. Разумеется, вы не забыли и проветрить комнату. Иногда родители, организуя сон ребенка, впадают в крайность: или создают «стерильные» условия и добиваются абсолютной тишины и темноты, или, наоборот, считают, что ребенок должен привыкать спать в шумном помещении, при включенном телевизоре, при свете. И то и другое плохо. В первом случае ребенок привыкает спать в абсолютной тишине и темноте. Но сумеете ли вы всегда создать такие условия? Во втором случае сон ребенка будет неполноценным, и это отрицательно скажется на его нервной системе. Так надо ли рисковать здоровьем ребенка в угоду своим прихотям? Дневной сон лучше всего проводить на воздухе, причем в любое время года. Свежий воздух является хорошим снотворным средством и в то же время закаливает малыша. Постарайтесь летом укладывать ребенка в тени, а зимой — на безветренной стороне. Часто перед родителями встает вопрос; надо ли будить ребенка для кормления? Если наступило время кормления, а ваш младенец крепко спит, не нарушайте его сон. Разбуженный малыш капризничает, плохо ест и может опять заснуть, не съев свою норму. 2—3-летние дети иногда отказываются спать днем, и родители, идя у них на поводу, разрешают им этого не делать. Всегда помните, что нервная система ребенка не только раннего, но и дошкольного возраста нуждается в отдыхе в течение дня, и этот отдых обеспечивается полноценным сном. Почему же дети не хотят спать днем? Обычно это сигнал того, что бодрствование ребенка организовано неправильно: мало впечатлений, недостаточна двигательная активность, отсутствует прогулка.
Вот проснулись, потянулись. (Бодрствование ребенка от 1 месяца до 1 года)
Мы уже отмечали, что сон и бодрствование — два сопряженных состояния, которые зависят друг от друга: активное бодрствование — глубокий сон. И наоборот. Глубокий и достаточный по длительности сон — активное бодрствование. С первых дней жизни вашего ребенка постарайтесь создать благоприятные условия для его бодрствования, которые обеспечат малышу активность и своевременное физическое и нервно-психическое развитие. Время бодрствования должно быть заполнено. Выше мы предложили вам разнообразные игры в каждом возрастном периоде для развития действий с предметами, движений и речи ребенка. Кроме того, во время бодрствования проводится закаливание и гимнастика. Где должен бодрствовать ребенок? В первые 2 — 3 месяца жизни малыш еще не умеет передвигаться, поэтому его вполне устроит кроватка. С 3 месяцев полезно на время бодрствования убирать из кроватки постель и матрац, заменяя их специальной доской, поверх которой кладут байковое одеяло и клеенку. Когда вашему малышу исполнится 5—6 месяцев, ему потребуется манеж. Месяцев с 7 — 8 ребенок нуждается в большем пространстве, и манеж его уже не устраивает. С этого времени значительную часть бодрствования он будет проводить на полу, учась ползать. Отгородите часть комнаты стульями, креслом, диваном. Они не позволят малышу уйти из отгороженного пространства и в то же время будут служить опорой, когда он будет учиться вставать. Если пол не очень теплый, положите коврик, старое одеяло. Позаботьтесь, чтобы рядом с малышом не было опасных предметов. Конечно, вы догадываетесь, что одного пространства мало, чтобы ребенок активно бодрствовал. Ему нужны игрушки, с которыми он будет действовать. От рождения до 4—5 месяцев малыш учится выделять предмет, игрушку из окружающего пространства. Ему нужны крупные, достаточно яркие, непестрые, выделяющиеся на фоне других вещей игрушки. Лучше, если их сначала покажет ребенку взрослый. Интерес к игрушке, эмоциональная привязанность к ней возникают легче и быстрее, если ее показывает самый близкий человек — мама. Позже и сама игрушка становится притягательной для малыша, так как первые впечатления были получены на фоне улыбки, ласкового разговора родного человека. В возрасте 4—5 месяцев игрушка попадает в руки ребенка, он начинает приобщаться к ней, исследовать ее особенности. Ему нужны всевозможные удобные для захватывания, удерживания, ощупывания игрушки разной расцветки, из разных материалов, с разной поверхностью и т. д. В возрасте S—9 месяцев для ребенка игрушка выступает как средство получения особого результата, эффекта: шума, звона, треска. Не забудьте приобрести для малыша матрешку, пирамидку, кубы-вкладыши и т. п. К концу года, когда ребенок делает первые шаги, можно купить устойчивую каталку на четырех колесах, с высоким бортом, держась за который он будет толкать игрушку вперед. Удобно для развития движений надувное бревно: через него малыш переползает, пытается перешагнуть, двигает его, приподнимает, садится на него. С раннего возраста внимание ребенка привлекают машинки, куклы, зверюшки. Он с удовольствием играет с петушком, который весело кукарекает, гладит мягкого котенка, катает машину. Позднее малыш старается покормить котенка из миски, уложить спать куклу. Эти игрушки не должны быть большими, самый удобный размер их 15—25 см. Более крупные игрушки в этом возрасте нежелательны: иногда дети их боятся. Не рекомендуется давать маленькому ребенку игрушечных животных из меха. Лучше пользоваться мягконабивными игрушками из гладкой или махровой ткани. Для игр в воде во время купания хороши пластмассовые и резиновые рыбки, уточки, лодочки. Детям нужны и музыкальные игрушки. Они с удовольствием прислушиваются к песне взрослого, к простой мелодии, исполняемой на металлофоне, дудочке, свирели, к ритмическим звукам бубна. С интересом наблюдают малыши за юлой и волчком. Пластмассовые и резиновые игрушки, с которыми играет малыш, надо ежедневно мыть, мягкие — периодически стирать и чистить. Хранить их лучше в специальном ящике или корзине.
Я мороза не боюсь. (Закаливание малыша первого года жизни)
«Ребенок без конца болеет,— жалуется мать,— а я ведь его всегда в тепле держу». Бедная женщина и не подозревает, что ребенок потому и болеет, что всегда находится в тепле. Да, к сожалению, эту ошибку очень часто допускают родители. А ведь разумное воспитание немыслимо без закаливания. Закаленный ребенок меньше болеет, у него лучше аппетит, крепче сон, гармоничнее физическое развитие. Польза закаливания хорошо известна. Но, увы, не хватает родителям решительности, организованности, времени на закаливание. Удивительно было бы, если бы мама забыла или отложила кормление ребенка на завтра, а вот закаливание откладывается на завтра, послезавтра... Слов нет, много у мамы забот. Дорогие папы, помогите решить эту важную проблему. Ведь в ваших руках здоровье ребенка. Мы уже говорили о том, что в утробе матери развитие малыша шло при относительно постоянной температуре окружающей среды. Но вот малыш родился и очутился в среде, температура которой колеблется, и уж в любом случае она значительно ниже прежней. Теперь ему самому приходится поддерживать постоянную температуру собственного тела. По сигналам, идущим из центральной нервной системы, усиливается тонус мышц рук, ног, шеи, туловища малыша. Напряжение мускулатуры способствует выработке тепла. Чем заметнее снижается температура окружающей среды, тем выше напряжение мышц ребенка. Но если вы будете с первых дней его существования создавать тепличные условия, кутать, держать в помещении, где слишком жарко, то у младенца не будет тренироваться механизм терморегуляции, поэтому и тонус мышц будет снижаться. Достаточно в течение нескольких дней подержать ребенка в комнате с температурой выше 20 °С, с пересушенным обогревательными приборами воздухом, чтобы все защитные силы организма, мобилизованные в момент рождения, выключились, не найдя применения. В этом случае достаточно чуть заметного сквозняка, мимолетного контакта с больным, малейшего охлаждения, чтобы ребенок заболел. Поддержание тонуса мышц — это пока единственный способ тренировки. На данном этапе такая тренировка является обязательной, если вы хотите сохранить здоровье своего малыша. Итак, начинать закаливание нужно с первых дней жизни ребенка. Но как закаливать? Ни о каких сложных методах закаливания здесь речь не пойдет. Все очень просто и доступно всем мамам и папам. Прежде всего не бойтесь при пеленании, переодевании оставлять ребенка на некоторое время голеньким. Такие воздушные ванны для малыша — и закаливание, и гимнастика для мышц. Купание, которое начинают родители, как только заживет пуповина младенца,— тоже отличное средство закаливания. Наконец, необходимы прогулки на свежем воздухе. Бели ваш малыш родился летом, теплой весной или теплой осенью, то прогулки можно начать буквально на другой день после возвращения из роддома. Но как быть, если ребенок родился зимой? И в этом случае надо непременно гулять. Выходить с малышом в первые месяцы следует при температуре не ниже минус 10 °С. Проследите перед прогулкой, в каком состоянии нос ребенка. Обязательно очистите его от слизи и не закрывайте рот и нос простынкой или шарфом. Ведь в этом случае ребенок будет дышать влажным воздухом, а это вредно и не только не убережет его от охлаждения, но и может привести к заболеванию. Не надо бояться прохладного воздуха. Проходя через чистые носовые пути, он успевает согреться, прежде чем попадет в легкие. Кроме того, прохладный воздух способствует лучшему сну, аппетиту, самочувствию ребенка. Если температура воздуха минус 10 °С, то первая прогулка должна занять не более 10 минут, постепенно увеличивайте время прогулки до 1 —1,5 часа в зависимости от состояния и поведения ребенка. Место для прогулки нужно выбрать вдали от автотрассы. Как видим, повседневная жизнь предоставляет большие возможности для закаливания вашего малыша. Однако существуют и специальные процедуры закаливания: обливание, обтирание и т. д. Приступать к закаливанию можно в любое время года. При этом следует придерживаться следующих правил: 1. Проводите закаливание систематически. Без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются. 2. Резко не увеличивайте продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка. 3. Не начинайте закаливающие процедуры, если ребенок болен. 4. Проводя процедуру, старайтесь вызвать у малыша положительные эмоции. 5. Никогда не проводите закаливающие процедуры с плачущим ребенком. Постарайтесь его перед этим успокоить. 6. Сопровождайте свои действия ласковыми словами. Даже если малыш не понимает слов, он обязательно уловит вашу интонацию. Все действия, проводимые с ребенком, должны быть плавными, мягкими, ласковыми. Итак, вы усвоили все правила, а теперь безотлагательно приступайте к закаливанию. Начиная со второго месяца можно применять обтирания. Эта процедура несложна, но требует внимания, как и весь уход за ребенком. Сшейте мягкую рукавичку из махровой ткани, смочите ее в теплой воде (зимой температура должна быть 36°С, летом 32°С), слегка отожмите и обтирайте малышу руки от кончиков пальцев до плеч. Затем осторожно промокните их полотенцем, но не растирайте, так как это снижает закаливающий эффект. Через 3 дня обтирайте не только руки, но и грудь, еще через три — живот, затем — спинку, ноги до паха, ягодицы. А через 3 дня полного обтирания начните через каждые 5— 6 дней снижать температуру воды на 1°, доведя ее до 27 °С, то есть близкой к температуре кожи на открытых участках тела. С 9 месяцев можно начинать общие обливания. Ребенка сажают или ставят в таз и обливают из ковша, лейки, ведерка в следующем порядке: спину, грудь, живот, плечи, руки. Начальная температура воды для обливания: летом 35 °С, зимой 36—37 °С, снижать ее надо постепенно на 1°, летом — через 2—3 дня, а зимой ‒ через 5—6 дней и довести до 28 °С летом и 30 °С зимой. После года набор процедур можно постепенно расширить, а са-I1H процедуры немного видоизменить. Полезно дополнить водные процедуры контрастным обливанием ножек малыша. Для этого приготовьте два кувшина с водой: в одном вода теплая, 35—36°, в другом — прохладная 33—34 °С. Облейте его голени и ступни сначала теплой, а затем прохладной водой, вытрите и наденьте носки или колготки. Каждые 3—5 дней делайте воду во втором кувшине на 1° прохладнее и доведите до 16—18 "С. После I года 6 месяцев можно вместо обливания ставить ребенка под душ, но при этом имейте в виду, что душ действует возбуждающе, поэтому его не рекомендуется принимать перед сном. Как бы тщательно вы ни проводили закаливающие процедуры, одних их будет недостаточно, чтобы повысить защитные силы организма малыша. Необходимо, чтобы он регулярно гулял и был одет по сезону. Мы познакомили вас с основными традиционными методами закаливания, которые проверены веками и научно обоснованы. Разумеется, вы слышали и о так называемых экстремальных методах (купание в проруби, хождение босиком по снегу, обливание ледяной водой и т. п.). Как относиться к ним? Большинство педиатров отрицают использование этих методов в раннем и дошкольном возрасте. Предельные холодовые нагрузки могут перенапрягать все системы детского организма и его защитные силы. Даже если ребенок внешне справляется с такой нагрузкой, то не без потерь, которые становятся очевидными, увы, гораздо позднее. В первую очередь страдают нервная система и почки. В любом случае, если вам очень хочется закаливать ребенка такими методами, обязательно посоветуйтесь с опытным педиатром.
По утрам зарядку делай, будешь сильным, будешь смелым. (Гимнастика ребенка первого года жизни)
Заботиться о силе, ловкости, выносливости вашего малыша надо с первых дней его жизни. И в этом помогут массаж и гимнастика. Напомним вам, дорогие папы (мы ведь уже договорились, что именно вы возьмете на себя эти обязанности), какое значение имеют массаж и гимнастика. Прежде всего, они улучшают физическое и психическое развитие ребенка, способствуют формированию моторных навыков, улучшают обмен веществ. Наблюдения показали, что дети, с которыми начиная с полутора месяцев систематически занимаются гимнастикой, отличаются красивой осанкой, хорошей координацией движений, быстротой двигательной реакции, ловкостью в играх и бытовых действиях. В раннем возрасте они не болеют рахитом. Итак, папы, не ленитесь заниматься с ребенком, не упускайте драгоценного времени, а наградой за ваш труд будет здоровый крепыш. Упражнения делайте на столе, покрытом байковым одеялом и сверху простынкой. Комнату предварительно проветрите и подождите, пока температура не поднимется до 20 °С. Ваши руки должны быть чистыми и теплыми. Не забудьте снять часы, кольца. Необходимо и ребенка подготовить к предстоящей процедуре. Поговорите с ним, не бойтесь говорить слова, которые он еще не понимает, например: «Пойдем, Алешенька, делать гимнастику», «Алешенька вырастет сильным, ловким, здоровым». При этом ласково улыбайтесь. Постепенно малыш установит связь между вашими словами и теми действиями, которые вы выполняете, и будет положительно относиться к ним. Во время массажа и гимнастики постоянно поддерживайте эмоциональный контакт с ребенком, следите за его поведением, при малейшем изменении его настроения в худшую сторону прекратите занятие. Продолжительность занятия с малышом в первое полугодие первого года жизни в среднем должна быть 5—6 минут, во втором полугодии первого года — до 10—12 минут. До 3—4 месяцев у детей наблюдается физиологическая гипертония мышц-сгибателей верхних и нижних конечностей, поэтому в этот период можно использовать самые простые приемы массажа — поглаживание и растирание (легкое). После 4 месяцев можно включать поглаживание, растирание, разминание, легкое поколачивание, чередуя массаж с гимнастикой. Каждое упражнение можно повторять сначала 2 раза, постепенно в течение недели доводя до 6—8 раз. Массаж и гимнастика для ребенка 1,5—3 месяцев 1.Массаж рук. 2.Массаж ног. 3.Выкладывание на живот. 4.Массаж спины. 5.Массаж живота. 6.Массаж стоп. 7.Выкладывание на живот. 8.Рефлекторное ползание. В такой последовательности вы будете проводить массаж до трех месяцев. Как это надо делать? Руки массируете от кисти к плечу, ноги — от стопы к бедру, обходя коленную чашечку и избегая толчков в области коленного сустава. Массируя руку, придерживайте ее за кисть; массируя йогу, возьмите ее в свою ладонь. В положении на животе ручки ребенка должны находиться над грудью, голова слегка приподнята. Массируя спину, поглаживайте ее от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, от головы к ягодицам — ладонью. Поскольку в этом возрасте положение на животе еще неустойчивое, поглаживайте одной рукой, другой поддерживайте ребенка за ноги. Массаж живота надо проводить круговыми движениями ладони по ходу часовой стрелки, не надавливая на область печени (правое подреберье) и не задевая половых органов (у мальчиков). Стопы удобно поглаживать большими пальцами рук, обхватив остальными четырьмя. Выполняя упражнение 7, положите ребенка на правый бок. Левой рукой придерживайте его таз, а большим и указательным пальцами правой легко проведите вдоль позвоночника, от крестца к шее. Ребенок при этом прогибает спину. Последнее упражнение делайте из исходного положения на животе. Прикоснувшись ладонью к ступням ребенка, побудите его оттолкнуться от вашей руки и как бы проползти чуть-чуть вперед. Массаж и гимнастика для ребенка 3—4 месяцев 1.Скрещивание рук на груди. 2.Массаж рук. 3.Массаж ног. 4.Поворот на живот. 6.Массаж живота. 7.Массаж стоп. 8.Сгибание и разгибание рук вместе и попеременно. 9.Поворот на живот. Выполняя упражнение 1, вложите ваши большие пальцы в ладони ребенка и, придерживая его руки за кисти, отводите их в стороны. Снова сводите, перекрещивая на груди так, чтобы сверху оказывалась то правая, то левая рука. Упражнения 2 и 3 начните с поглаживания, затем перейдите к растиранию (круговыми движениями ладоней в том же направлении) и закончите снова поглаживанием. Выполняя упражнение 4, побудите ребенка к повороту на живот, придерживая левую руку, согнутую в локте, и плавно поворачивая его таз влево. Такой же поворот сделайте вправо. Руки должны быть у ребенка под грудью. Стопы скачала поглаживайте, затем растирайте круговыми движениями больших пальцев рук и затем снова поглаживайте. Массаж и гимнастика для ребенка 4—6 месяцев 1.Скрещивание рук на груди. 2.Массаж ног. 3.«Скользящие шаги». 4.Поворот на живот. 5.Массаж спины. 6.«Парение» на животе. 7.Массаж живота. 8.Массаж стоп. 9.Сгибание и разгибание рук. 10. Сгибание и разгибание ног. Многие упражнения вам уже знакомы. Л вот упражнения 3, 6, 9, 10 — новые. Упражнение 3 делают из положения на спине. Сгибая ноги ребенка в коленях, попеременно слегка прижимайте их к ягодицам — столы при этом как бы скользят по столу. «Парением» называется упражнение, при котором ребенок секунду-две лежит на весу на ваших руках с поднятой головой и напряженными мышцами спины. Для этого подведите обе ладони под его живот до соприкосновения мизинцев так, чтобы большие пальцы легли по бокам. Держа ребенка таким образом, слегка приподнимите его над столом. Сгибать и разгибать руки и ноги надо попеременно (одну сгибать, другую выпрямлять). Массаж и гимнастика для ребенка б—9 месяцев 1.Скрещивание или сгибание и разгибание рук. 2.«Скользящие» шаги. 3.Поворот на живот вправо. 4.Массаж живота. 5.Присаживание. 6.Полукруговые движения руками. 7.Поднимание вверх выпрямленных ног. 8.Поворот на живот влево. Наиболее сложное упражнение этого комплекса — присажива-ние. Делать его надо плавно, спокойно. Ребенку, лежащему на спине, дайте обхватить большие пальцы ваших рук и легким потягиванием побуждайте его сесть, а затем лечь. Для начала выполните упражнение один раз, постепенно доведя количество повторов до четырех. Массаж и гимнастика для ребенка 10—14 месяцев 1.Сгибание и разгибание рук. 2.«Скользящие» шаги. 3.Повороты на живот в ту или другую сторону. 4.Массаж спины. 5.Из положения на животе, поддерживая ребенка за руки, помочь ему привстать сначала на колени, а затем встать на ножки. 6.Наклоны и выпрямление туловища. 7.Массаж живота. 8.Поднимание выпрямленных ног. 9.Напряженное выгибание. 10.Присаживание. 11.Круговые движения руками. Упражнение 1 проводите сидя, а позже — стоя, если ребенок уже хорошо сидит и стоит без поддержки. Повороты на живот (упражнение 6) малыш уже должен делать самостоятельно по вашей просьбе. Он охотнее повернется, если справа и слева вы положите игрушки. Упражнение 8 можно немного усложнить, предложив ребенку достать стопами до палочки, которую вы держите над ним. Упражнение 9 выполняется сидя у вас на коленях. Ребенок достает игрушки, лежащие рядом на стуле. Упражнение 10 делается из положения лежа на спине. Предлагайте малышу сесть самостоятельно, если не получается — помогите ему, придерживая его колени. Упражнение повторите не больше двух раз. Занимаясь с ребенком, будьте внимательны. Не оставляйте его без присмотра. Делайте массаж и гимнастику ежедневно я по возможности в одно и то же время. Вот и прожит самый радостный и самый трудный первый год. Подведем итоги... Какими мы стали? Изменения произошли во всем: в общении, в познании, в движениях, в эмоциональной сфере и т. д. Главные приобретения: · в основном отрегулировались главные функции организма (пищевая, дыхательная и др.), и малыш в основном приспособился к окружающей среде; · ребенок все лучше понимает вас и начинает произносить первые слова; · у вас установился с ним близкий контакт. У малыша появилась потребность в общении с вами, и он все чаще является инициатором этого общения. Он уже по разному умеет общаться с вами: не только через улыбку, мимику, жест, но и с помощью слов. Он призывает вас к сотрудничеству в своих действиях с предметами; · ваш кроха стал более умелым: он не только манипулирует предметами, обследует их, но и способен к некоторым более сложным действиям: собирает пирамидку, открывает и закрывает коробки и т. п. С вашей помощью пытается правильно действовать с предметами (ложкой есть платок надевать на голову и т. п.); · малыш запоминает все большее количество предметов и соответствующих · становится более внимательным: дольше сосредоточивается на предметах, действиях, речи взрослых. Однако при всех общих приобретениях отчетливо проявляются индивидуальные особенности: один подвижен, другой медлителен; один ярко проявляет свои чувства, другой более сдержан; один легко и быстро переходит от одного вида деятельности к другому (от игры к кормлению, например), а другому для этого нужно время и т. п. Различия наблюдаются и в темпах познания окружающего, развития речи, движений: один уже легко и координирование ходит, другой пока еще неуклюж; один произносит 10 упрощенных слов, а другой — 5 и т. д. Не сравнивайте своего малыша с другими, а наблюдайте за тем, чтобы он не останавливался в своем развитии, отличался все новыми и новыми приобретениями в сравнении с самим собой.
Глава IV. Я сам (Воспитание и развитие ребенка второго-третьего года жизни)
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |