Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вот и стали мы на год взрослей




(Особенности воспитания и развития ребенка на втором-третьем году жизни)

 

Как жекроха развивается после года?

Темпы его физического развития значительно ниже, чем в пер­вый год жизни.

На втором году он ежемесячно прибавляет в весе 200—250 г, а длина его тела увеличивается за это же время на 1 см. Так что к концу второго года его рост колеблется от 82 до 91 см, а вес — от 11 до 13 кг.

За третий год жизни ребенок может прибавить в весе от 2,5 до 3 кг, а его рост увеличивается на 7—8 см. К концу года рост мо­жет составить от 99 до 101 см, а вес — 14—16 кг. Ребенок меняет­ся внешне: ноги его становятся длиннее, округлость тела исчезает.

На втором-третьем году ребенок овладевает всеми видами ос­новных движений: ходьбой, бегом, лазаньем, бросанием, прыжками.

У ребенка совершенствуется нервная система, поэтому работо­способность его заметно увеличивается. На втором году малыш может бодрствовать уже 4—5 часов, суточное время сна уменьша­ется до 12,5 часа, ребенок меньше спит днем, а с 1 года б месяцев его можно перевести на одноразовый дневной сон (см. гл. IV, § 2 «Мой день»).

На третьем году период бодрствования увеличивается до 6— 6,5 часа. К этому времени дети становятся более выносливыми. Однако их выносливость все же еще невелика, поэтому охрана здоровья, закаливание, создание благоприятных условий для раз­вития малыша по-прежнему остаются основной задачей.

На стыке первого и второго года жизни могут возникнуть опре­деленные сложности в воспитании малыша. Происходит смена ведущего вида деятельности: наряду с непосредственно-эмоцио­нальным и эмоционально-деловым общением на первый план вы­двигается предметная деятельность, в которой продолжается познание окружающего мира. Наблюдается взрыв активности в познании предметов, а овладение ходьбой дает возможность ребен­ку относительно легко перемещаться в пространстве, что расширя­ет его познавательные возможности. Поэтому полноценно разви­вающийся ребенок в это время всегда непоседа и может капризни­чать при ограничении его свободы.

Стремление к самостоятельностиэто ведущая тенден­ция в развитии ребенка второго и третьего года жизни. Приходилось ли вам встречаться с людьми безынициативными, несамо­стоятельными, безвольными? Сколько неприятностей, несчастий и даже трагедий происходит из-за этого в жизни такого человека, в жизни его семьи, близких! А начало, корни этих бед — в раннем детстве, когда подавлялось естественное стремление ребенка к са­мостоятельности.

Попытки проявить самостоятельность ребенок предпринимает уже на первом году, но всегда ли мы с уважением относимся к ним? Не знакома ли вам такая ситуация: малыш ползет к игруш­ке, а вы быстро подаете ее ему. Или он пытается встать на ножки, а вы поднимаете его, подхватив под мышки.

На втором и третьем году жизни желание быть самостоятель­ным превалирует над всем остальным. Берегите, лелейте, разви­вайте у своего малыша это стремление. Его содержание пока эле­ментарно, но сила исключительно велика.

Самостоятельность по-разному проявляется на втором и тре­тьем году жизни. К концу второго — в начале третьего года ребе­нок сам ставит перед собой задачу (достать игрушку, взять мяч и др.), но ее исполнение еще невозможно без помощи взрослого: взрослый помогает удерживать цель, выполнять действия, контро­лирует и оценивает деятельность малыша. То есть самостоятель­ность выражается пока в целеполагании. Но к концу третьего года жизни у ребенка под влиянием взрослого появляется целеустрем­ленность, то есть способность удерживать поставленную задачу, исполнять ее с помощью взрослых, соотносить полученный резуль­тат с тем, что он хотел получить.

Нарождающаяся самостоятельность — это условие дальнейше­го физического, психического и личностного развития малыша второго и третьего года жизни.

В этом возрасте интенсивно развивается речь. С помощью сло­ва ребенок обозначает и предметы, действия, качества, связывает слова в предложения. Возрастает роль слова в передаче взрослыми и присвоении детьми социального опыта (общения, овладения спо­собами употребления предметов, освоения разных видов деятель­ности). Это расширяет возможности взаимодействия взрослого с ребенком, взаимовлияния и, как следствие, возможности его раз­вития.

Выше мы говорили, что развитие происходит только в деятель­ности[3]. Как же изменяются разные виды деятельности в этом воз­расте и какие возможности открываются в них для дальнейшего физического, психического, личностного развития малыша?

Общение с ребенком, сохраняя эмоциональную насыщенность, становится более содержательным. Соответственно расширяется его ориентация в окружающем мире. Малыш познает разнообраз­ные предметы быта, природные, дидактические материалы и т. д., овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением, то есть развивается предметно-орудийная деятельность, в процессе которой, в свою очередь, еще более расширяется, обогащается по­знание свойств и качеств предметов окружающего мира. Таким об­разом, идет интенсивное сенсорное развитие (развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: знание цветов, форм, ве­личин и т. п.); восприятие является ведущим познавательным процессом. Сенсорное развитие ребенка усиливается под воздейст­вием общения со взрослыми, в речи которых обозначаются эти при­знаки и свойства.

На основе сенсорного и речевого развития происходит умствен­ное развитие малыша. Так, в процессе действий с предметами выделяются их отдельные признаки (цвет, форма, величина), пред­меты сравниваются между собой и обобщаются по данному при­знаку наглядно-действенным способом. Например, ребенок может из колечек разного цвета выбрать только красные, из разнообраз­ных деталей строительного материала отобрать только кубики, в большую матрешку вложить меньшую и т. п. Все это развивает наглядно-действенное мышление, которое является основой для развития более сложных его форм.

Наглядно-действенное познание окружающего способствует раз­витию памяти, воображения и других психических процессов, важ­нейших умственных действий: анализа (расчленение целого на части), синтеза (объединение), сравнения.

Развитие предметной деятельности происходит одновременно с развитием речи. Содержание предметной деятельности обогаща­ет пассивный и активный словарь ребенка названиями предметов, их качеств, свойств, но при условии, что взрослый при общении с малышом их называет и побуждает ребенка к повторению назва­ний. В общении с ребенком в контексте предметной деятельности может проявляться разное по характеру (негативное или позитив­ное) отношение малыша к предметному миру.

От взрослых зависит, будет ли подрастающий ребенок ломать предметы, окружающие его, или относиться к ним бережно. Так в предметной деятельности, организованной взрослыми, в сотруд­ничестве с ними создаются условия для нравственного развития ребенка.

Окружающие нас предметы различаются по своим эстетиче­ским качествам. Ребенок рано начинает на них реагировать. Его привлекают в первую очередь яркие, красочные предметы, прият­ные на ощупь. Они вызывают познавательный интерес ребенка и желание действовать с ними. Л значит, возникает возможность эс­тетического развития, проявления и развития первоначальных эстетических чувств.

В процессе общения со взрослыми развивается сюжетно-отобразительная игра, в которой ребенок отражает заинтересовавшие его действия взрослых и сверстников, а также поведение живот­ных. Малыш в игре подражает только тому, что привлекло его внимание, что затронуло его чувства. В игровом подражании он лучше осознает заинтересовавшие его действия, познание окру­жающего становится более осмысленным, эмоционально окрашен­ным. Поэтому в игре создаются большие возможности для ста­новления нравственно ценного или, напротив, неприемлемого в обществе поведения и проявления соответствующих чувств. Напри­мер, ребенок может ласкать куклу-«дочку», а может бить ее. Ребе­нок, играя, «упражняется» в тех или иных чувствах и поступках и переносит их затем в реальную жизнь. Игру можно назвать школой приобретения нравственного опыта.

В процессе отобразительной игры идет интенсивное умственное развитие. Как мы уже говорили, закрепляются, осмысливаются, обогащаются знания малыша об окружающем мире. Известный психолог С. Л. Новоселова считает, что игра — это своеобразная форма размышления ребенка о мире. В игре как бы продолжается анализ заинтересовавшего его действия (кормит, ласкает куклу...). Выполнение тех же действий с разными игрушками (кормит миш­ку, собачку и т. д.) — это обобщение и перенос усвоенного в дру­гие ситуации.

В сюжетно-отобразительной игре ребенок использует вместо реальных предметов игрушки и другие предметы-заместители. Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Такое замещение одного предмета другим возможно только на основе анализа, выделения, обобщения разных предметов по како­му-либо признаку. Поэтому действие замещенияважный пока­затель умственного развития малыша.

Игра предоставляет большие возможности для развития речи (малыш называет предметы, действия, обращается к игрушкам). Продолжается сенсорное развитие, так как содержанием игры яв­ляются чаще всего действия людей с предметами. И ребенок, отоб­ражая их, действует с соответствующими игрушками, предметами-заместителями, познавая при этом их свойства (форму, величину, цвет, характер поверхности и т. п.). В игре кроются огромные воз­можности для развития воображения, одного из важнейших пси­хических процессов, который отличает человека от животного и является основой любого вида творческой деятельности. В игре складывается ситуация «как будто», «понарошку», в которой и рождается детское воображение. При имитации ребенком тех или иных действий людей, животных, при поиске и использовании предметов-заместителей возникает этот психический процесс. Если ребенок играет часто, все более длительно и разнообразно, то по­степенно у него формируются предпосылки творческого воображе­ния, а значит, и предпосылки творческости — одного из ценнейших качеств личности.

Эстетические качества игрового материала, игровая обстановка способствуют развитию соответствующих чувств ребенка. Взрос­лый передает ребенку социальный опыт, то есть ребенок учится. Психолого-педагогические исследования доказали возможность обучения детей раннего возраста, их исключительную способность к усвоению, если задачи предлагаются ребенку в доступной игро­вой форме. Малыш учится слушать, отвечать на вопросы взросло­го сначала действием, а потом словом, поступать целенаправлен­но, добиваться положительного результата сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно. Но определенный успех в раз­витии ребенка возможен только в том случае, если вы занимаетесь с ним систематически, а не от случая к случаю, если вы постепен­но усложняете задачи, содержание, способы обучения и, конечно, учитываете не только возрастные особенности, но и индивидуаль­ный уровень развития вашего ребенка.

Занятия с детьми раннего возраста носят специфический ха­рактер, они проводятся в основном в игровой форме. Это объясня­ется особенностями ребенка, о которых мы уже говорили.

У ребенка второго-третьего года жизни еще не развито произ­вольное внимание. Малышу трудно заставить себя делать то, что не вызывает у него интереса. Поэтому очень важно пробудить этот интерес к занятию и в дальнейшем поддерживать его. С этой целью можно использовать сюрпризные моменты (неожиданное появление или исчезновение предмета). Например, мама заранее накрыла зайку платочком и предлагает дочке: «Машенька, давай посмотрим, кто это прячется от нас?» Снимает платочек; «Ой, кто это?» Малышка называет: «Зайка». Можно еще раз спрятать зай­чика, а затем приступить к его рассматриванию.

Однако, поддерживая интерес ребенка к занятию, надо соблю­дать чувство меры и не забывать о педагогической задаче. Раз­влекательный и деловой характер общения следует сочетать так, чтобы одно помогало другому. Средства и способы, позволяющие вызвать эмоциональное отношение детей к занятию, следует рас­сматривать не как самоцель, а как факторы, необходимые для успешного решения учебной задачи.

Малыш будет охотнее заниматься, если все, что вы используете на занятии, имеет привлекательный вид (яркие кубики, шарики, нарядная кукла, яркая картинка и т. д.).

Интерес ребенка поддерживается и вашим собственным отно­шением к тому, что вы показываете, о чем рассказываете. Ваша речь должна быть эмоциональной, но в то же время она не должна чрезмерно возбуждать ребенка. Меняйте интонацию, выделяйте с ее помощью главное, что малыш должен усвоить. Говорите корот­кими фразами, избегайте лишних слов, четко произносите их. На­пример: «Сереженька, спрячь маленькую матрешку в большую. Прокати красный шарик по красной дорожке».

Малыш быстрее познает предметы и их свойства, если он не просто смотрит на них, а может потрогать, подействовать, по­играть с ними. Например, вы учите ребенка различать основные цвета. Недостаточно вынимать кубик из коробки (мешочка), пока­зывать ребенку и называть его цвет. Обязательно предложите ма­лышу самому вынимать кубики, а вы будете называть их цвет.

Постройте с ним разноцветную башенку, дорожку, предлагая ре­бенку подавать для строительства кубики, а затем и строить само­му: он действует, а вы обозначаете цвет («Катенька дала мне си­ний кубик, положили на красный кубик синий» и т. д.).

Не сразу ребенок усваивает задачу, а если усваивает, то нена-цолго. Поэтому необходимо одно и то же занятие повторять. При этом активность малыша увеличивается, он успешно справля­ется с поставленной задачей, и это радует его.

Если занятие насыщено разнообразными действиями ребенка, его можно повторять без изменений. Однако длительное повторе­ние одного и того же может привести к снижению интереса, меха­ническому усвоению программного материала. Чтобы этого не про­изошло, советуем проводить занятия с одной и той же целью, но с разным наглядным материалом.

Например, вы знакомили ребенка с цветом, предлагая ему про­катить красный шарик по красной дорожке, а синий — по синей. А теперь предложите малышу красные кубики сложить в красную

Можно использовать один и тот же материал, но менять за­дания.

Например, знакомство с величиной предмета: большая и ма­ленькая матрешки сначала поочередно гуляют по дорожке; потом ходят в гости: большая — к мишутке, маленькая — к зайчику; за­тем прячутся — сначала одна, потом другая. Таких заданий можно придумать множество.

Одно и то же занятие повторите от двух до четырех раз в зави­симости от того, как усвоил материал ваш малыш. Чтобы закре­пить знания, умения, которые он приобрел, обязательно верни­тесь к тому же содержанию через одну-две недели.

Нервная система ребенка отличается малой выносливостью. Поэтому занятия с малышом не должны превышать 10 —/5 ми­нут. Помните, что статичное состояние его утомляет, и обяза­тельно старайтесь включить в занятие двигательное задание (по­пляши с куклой Катей, попрыгай вместе с зайчиком, походи, как мишка, и т. д.). Если вы видите, что интерес к занятию у малыша падает, лучше прекратите его.

Никогда не заставляйте ребенка заниматься насильно. Ваша задача — воспитать положительное отношение крохи к процессу познания. Только в этом случае можно ждать положительного ре­зультата.

Все виды деятельности малыша в этот период связаны с обще­нием и немыслимы без общения со взрослым. Общение с окружаю­щими как бы пронизывает всю жизнедеятельность ребенка. В про­цессе содержательного общения складывается и развивается отно­шение малыша к миру вещей, природы, людей, собственному «Я».

Взрослый оценивает достижения ребенка. И важно, чтобы ма­лыш имел возможность проявлять практически свои достижения. Иначе ребенок может оценивать себя положительно, хотя это и не соответствует действительности.

Одобрение и похвала рождают у малыша чувство гордости. За­рождающаяся гордость — это личностное новообразование ран­него детства. Под влиянием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятель­ности. Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколь­ко успешно протекает его деятельность. Взрослый дифференциру­ет общую положительную оценку и оценку результатов деятельно­сти (например: «Молодец, ты все игрушки сам убрал»), но ребенок оценивает себя в целом недифференцированно: «Я — хороший».

Взрослый человек в отношениях с ребенком —- это своеобраз­ный проводник в мир вещей, природы, людей. Без доброго отно­шения к взрослому, без доверия к нему, без чувства защищенно­сти невозможны безболезненное вхождение в этот мир, осознание, принятие собственного «Я», любовь к себе. А без любви к себе не существует и любви к другим людям, природе, к жизни.

Как видите, дорогие родители, в деятельности вашего малыша заложены огромные возможности для его полноценного, разносто­роннего развития. Их можно использовать, а можно и упустить. Вы, конечно, не хотите упустить их, поэтому имейте в виду и по­старайтесь решить следующие задачи воспитания ребенка этого возраста.

1. Продолжайте укреплять здоровье ребенка, закаливать его, повышать работоспособность нервной системы.

2. Развивайте основные виды движений (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки).

3. Обогащайте связи малыша с окружающим миром, развивай­те интерес к доступным его пониманию явлениям этого мира в по­вседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, способствуйте отображению их в игре, изобразительной, музыкальной и другой деятельности.

4. Расширяйте запас понимаемых слов и обогащайте активный словарь.

5. Разнообразьте предметную деятельность малыша: продол­жайте знакомить его с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показывайте, как можно отбирать и группировать предметы по их свойствам; вызы­вайте и поддерживайте положительный эмоциональный отклик на предложение выполнить элементарные действия по самообслужи­ванию (одевание, раздевание, уборка игрушек). Воспитывайте ин­терес к трудовым действиям, поощряйте желание выполнять их са­мостоятельно.

6. Содействуйте развитию личности ребенка: создавайте усло­вия для развития его самостоятельности в разных видах деятель­ности; способствуйте развитию самоуважения, чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении.

7. Побуждайте к соблюдению опрятности и чистоты, вызывай­те и поддерживайте у ребенка приятные чувства от чистоты своего тела и окружающего пространства.

8. Побуждайте ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками.

9. Воспитывайте любовь и бережное отношение ко всему живо­му (животные, растения) и к миру вещей.

 

2. Мой день

(Режим дня)

 

Продуманный распорядок дня (режим), полноценный сон, пита­ние и т. д.— одно из важнейших условий развития малыша.

Эти условия не утрачивают своей важности и после первого го­да его жизни. Основные режимные моменты остаются прежними (см. гл. III «Мой день упорядочен»). Но их чередование, длитель­ность и содержательная сторона приобретают свои особенности[4].

Приводим примерный режим дня для детей от 1 года до 3 лет.

От 1 года до 1 года 6 месяцев

Бодрствование: 6.30—9.30, 12.00—15.00, 16.30—20.00.

Кормление: 7.30, 12.15, 16.30, 19.00.

Дневной сон: 9.30—12.00, 15.00—16.30.

Прогулка: после обеда и полдника.

Купание: 18.30.

Ночной сон: 20.00—6.30.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

Бодрствование: 6.30—12.00, 15.00—20.00.

Кормление: 7.30, 11.30, 15.30, 19.00.

Дневной сон: 12.00—15.00.

Прогулка: 9.00—11.00, 16.30—18.00.

Купание: 18.30.

Ночной сон: 20.00—6.30.

От 2 до 3 лет

Бодрствование: 7.00—13.00, 15.30—20.30.

Кормление: 8.00, 12.00, 16.00, 19.00.

Дневной сон: 13.00—15.30.

Прогулка: два раза в день.

Купание: 18.30 или перед ночным сном.

Ночной сон: 20.00—6.30.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.