Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я учусь ползать. Я начинаю понимать вас




(Воспитание и развитие ребенка от 5—6 до 9—10 месяцев)

 

Ваш ребенок стал более самостоятельным, активным. Он живо интересуется всем окружающим, начинает понимать речь взрос­лых и сам много лепечет. Движения его становятся разнообразны­ми. Он ползает, самостоятельно садится, встает, переступает вдоль барьера. Это одно из главных приобретений ребенка, позволяющее ему самостоятельно расширять сферу познания.

В какой последовательности малыш будет овладевать движения­ми, зависит от взрослых, от того, какие условия они будут созда­вать и какие движения стимулировать. Для малыша очень важно, чтобы он научился вначале ползать, а потом садиться; обратите внимание: не сидеть, а садиться. Почему это важно? Ползание — это активное движение, которое способствует развитию всех сис­тем организма: костно-мышечной» сердечно-сосудистой и нервной. Как активное динамическое действие оно помогает ребенку лучше ориентироваться в окружающей обстановке. Он знакомится при этом с различными предметами, их свойствами.

Если ребенок овладел ползанием, то вскоре он обычно овладе­вает и умением самостоятельно садиться. Иногда взрослые очень много носят малыша на руках или сажают его в подушки. В этом случае он научится сидеть, но дольше не научится самостоятельно садиться. Ребенок, овладевший ползанием, сам может менять по­ложение, позу, что очень важно для неокрепшего позвоночника. Ребенок же, не умеющий ползать, но овладевший умением сидеть, этого сделать не может. Устав сидеть, он капризничает, ждет по­мощи от взрослых.

Как же помочь ребенку научиться ползать? Прежде всего, вы­делите специальное место для ползания. Идеально, если вы отве­дете для этого место на полу, предварительно устранив любую возможность натолкнуться на острые углы и убрав опасные пред­меты. Условия созданы —смело спускайте малыша на пол. Дайте ему осмотреться, ведь обстановка для него изменилась. Положите одну-две яркие игрушки. Хорошо, если это будут те из них, кото­рыми он любит заниматься. Игрушка должна лежать на расстоя­нии вытянутой руки. Только не спешите пододвигать игрушку, проявите терпение. Иногда ребенок долго барахтается на месте, а сдвинуться не может. Осторожно помогите ему: подставьте ла­дони к ножкам ребенка так, чтобы он мог оттолкнуться Тол­чок — и он продвинулся вперед- Постепенно, по мере овладения ползанием, игрушку отодвигайте подальше.

Иногда родители жалуются, что их ребенок, не ползая, сразу начинает ходить. Так может случиться, если не было создано усло­вий для ползания, если малыш находился в кроватке, или в тесном манеже, или в основном на руках. Сделайте все, чтобы ребенок на­учился ползать. Это движение очень полезно. Обычно здоровый малыш овладевает ползанием к 7 месяцам, а к 8 — он самостоя­тельно садится. Еще раз напоминаем: не сажайте ребенка, если он сам не овладел этим умением. Помогите ему с помощью упражне­ний: из положения лежа на спине осторожно потяните ребенка на себя, держа его за кисти рук, а затем медленно опускайте. Так проделайте несколько раз, при этом ласково обращайтесь к нему, называйте действия: «Вот как Алешенька садится». Малышам нра­вятся эти движения, они прилагают много усилий, чтобы сесть.

К 8 месяцам ребенок, как правило, уже начинает самостоя­тельно вставать, держась за барьер. Обычно, ползая, он добира­ется до опоры и, держась за нее, встает. Иногда это не сразу полу­чается, малыш карабкается, садится, опять пытается подняться. Не спешите поставить его на ноги около барьера, пусть он сделает это сам, приложив усилия. Научившись вставать, к 9 месяцам ребе­нок начинает переступать вдоль барьера, держась за него. Он уже может обойти вокруг весь манеж. Если ребенок находится на полу, то обычно опорой ему служит диван или кресло. Подняв­шись около дивана, стоя, он подолгу занимается игрушками, тем самым укрепляя мышцы ног. Раскладывайте ему игрушки на ди­ване или кресле, с тем чтобы вызвать интерес и стимулировать вставание.

Поощряйте малыша, если он самостоятельно подполз к игруш­ке, встал, держась за опору, сделал первые шаги, радуйтесь вместе с ним его успехам: «Вот какой Алешенька молодец, сам встал на ножки» и т. п. Малыш эмоционально реагирует на вашу похвалу и старается проделывать новые движения снова и снова, упраж­няясь в них и закрепляя новые.

А как же идет развитие действий с предметами?

Этот процесс тесно связан с освоением новых общих движе­ний — ползанием, сидением и вставанием.

Овладев ползанием и научившись садиться, вставать, ребенок может увидеть предмет с разных сторон и узнает его независимо от того, как он к нему повернут,

В 6 месящее малыш обычно удерживает в каждой руке по иг­рушке, может перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Но что особенно важно, с этого возраста ребенок, благодаря взаимодействию руки и глаза, способен не только приближаться к предмету в зависимости от его местонахождения, но и начина­ет действовать с ним более дифференцированно, учитывая та­кие его свойства, как форма и величина.

Чтобы это произошло» дайте ребенку предметы разной формы: круглые, прямоугольные» квадратные.

Папы могут соорудить гирлянду нэ колец разной величины в последовательнос­ти маленькое — большое на расстоянии 2 см друг от друга- Можно сделать гирлян­ду из колец и брусков, шариков и кубиков, небольших игрушек, погремушек разной формы. Ваш малыш берет в руки поочередно то большие, то маленькие предметы, то круглые» то квадратные и т. д., всякий раз приспосабливая и упражняя руку в за­хватывании и удержании предметов то широко раскрытой ладонью, то пальцами.

Очень быстро малыш начинает точно направлять руку к пред­метам различной величины и формы без предварительных при­меривающих движений. Это свидетельствует о развитии глазоме­ра. Движения рук начинают контролироваться зрением. Развива­ется при этом и внимание малыша.

Внимательно присмотревшись, можно заметить, как по-разно­му он захватывает предметы. Например, мяч он берет, растопырив пальцы, а к ручке погремушки тянет их, плотно сжав.

Предмет как бы сам учит руку. Благодаря постоянной работе руки становятся «умнее», умелее, и уже к 9 —10 месяцам малыш, посмотрев на игрушку, перед тем как ее взять, заранее складывает пальчики соответственно форме и величине предмета.

Вместе с тем ребенок начинает по-своему исследовать, узна­вать свойства предметов. Игрушечная резиновая птичка пищит, если ее сдавить; одна погремушка звенит, другая издает шум, третья трещит или гремит, если ее потрясти, а чем дольше ее тря­сешь, тем длительнее звук и т. д. Получая всякий раз определен­ный результат, ребенок пытается вновь достичь его, уже действуя более целенаправленно: мяч надо толкнуть — он покатится даль­ше; погремушку, кубик бросить — они издадут звук, перевернутся и т. д. Малыш начинает действовать двумя руками и двумя пред­метами одновременно: приближает одну игрушку к другой, стучит ими, всовывает один предмет в другой, вытаскивает их. Благодаря этому он постепенно устанавливает отношения между свойства­ми разных предметов.

Теперь ребенку предложите предметы, состоящие из двух частей, которые можно соединять и разъединять: коробочки, бочон­ки, шкатулки, кастрюльки, ведерки с крышками, матрешки. Сна­чала ребенок только открывает закрытую вами кастрюльку (коро­бочку и т. п.). Вы держите закрытую емкость, а малыш ее откры­вает.

Затем предоставьте ребенку возможность действовать с разны­ми предметами самостоятельно, он с удовольствием будет открывать их. Не сразу ему удается это сделать: ведь сначала надо пра­вильно поставить предмет, придержать его одной рукой, а другой — открыть. А еще сложнее открытое закрыть. Лишь посте­пенно его руки начинают действовать согласованно. Поэтому, если малыш затрудняется, необходимо помочь ему. Например, придержать рукой нижнюю половинку матрешки, чтобы он соеди­нил ее с верхней.

Иногда стоит сделать какое-либо действие вместе (слегка на­правляя ручку ребенка), то есть освоение более сложных операций происходит с помощью старших.

Играя с малышом, помните, что он уже начинает ориентиро­ваться на вашу оценку его поведения. Поэтому всякий успех в действиях с предметами должен быть вами поощрен: «Вот как хо­рошо открыл (закрыл) коробочку». 6—9-месячному ребенку нуж­но еще при этом и улыбнуться и погладить его по головке, а к го­ду он уже понимает смысл похвалы.

Малыш не безразличен и ко всем предметам быта, к своей одежде: он пытается снять носки, шапку, бросает пеленку, снимает очки с бабушки, тянется к сережкам мамы.

Кроме того, вы замечаете, что ваш кроха выбрасывает игрушки на пол и явно ждет, когда вы их поднимете. Присмотритесь: он протягивает вам игрушку, вкладывает ее вам в руку, а другой тя­нется к какому-то предмету вне кроватки. Все это активные по­пытки малыша пригласить вас к совместным с ним действиям. Не отказывайте ему в этом. Наступил благодатный период, когда вы можете показывать ему действия с предметами, а он охотно будет подражать вам.

Во втором полугодии жизни малыша происходит дальнейшее развитие его речи. Новое здесь в том, что он начинает пони­мать речь взрослого. Помогите малышу в этом, потому что без по­нимания вашей речи он не начнет говорить.

Понимание речи взрослого ребенком подтверждает, например, тот факт, что в 7 месяцев на вопросы: «*Где мама?», «Где папа?», «Где часы?» — он поворачивается в сторону стоящего вблизи чело*-века или расположенного в обычном месте предмета и находит^го взглядом. К 8—9 месяцам малыш настойчиво ищет и находит на­званный предмет независимо от его местоположения. В б— 9 меся­цев дети начинают различать названия знакомых действий: «ла­душки», «до свидания», «дай ручку» — и с большой радостью их выполняют. Они понимают слова, обозначающие знакомые движе­ния: «садись», вложись» и др. Общение со взрослыми и на этом этапе является основным условием развития речи ребенка, но содержание общения в это время имеет свою специфику: мать и другие взрослые делают ребенка как бы соучастником происходя­щего, постепенно привлекают его к совместной деятельности. Сов­местно рассматривают предметы, картинки, наблюдают за птич­кой, кошкой, машиной.

Понимание речи развивается эффективнее всего в процессе ухода за ребенком: кормления, купания, укладывания спать.

Например, во время одевания ребенка следует больше разговари­вать с ним, называть части его тела, предметы одежды. Этим вы направляете восприятие и внимание малыша на называемый объ­ект или действие («Где головка у Катеньки? Вот головка. Что мы наденем сейчас на головку? Шапочку. Где шапочка? Вот шапочка, какая красивая шапочка. А где кофточка Катеньки? Вот кофточка. Наденем и кофточку* и т. д.)- Ребенок активно будет восприни­мать ваше словесное обращение, если оно побуждает его к дейст­виям (встань, сядь, ложись, подними, возьми). Но не удивляйтесь, если ребенок не выполняет этого. Дело в том, что понимание слов, обозначающих действия, происходит не сразу. Потребуются неод­нократные повторения, систематическое общение, для того чтобы ребенок научился понимать и выполнять названные действия.

Будьте готовы к этому, наберитесь терпения и помогайте ребенку. Сначала желательно выполнять действия вместе с ним, его рукой («Дай ручку» — берете сами его ручку, можно поиграть: «Ладуш­ки, ладушки» —его ручки в ваших руках, и вы играете вместе). Затем побуждаете малыша действовать по слову, но жестом пока­зываете это действие: «Иди, иди сюда»,— маните малыша; «ладуш­ки, ладушки» — сами хлопаете в ладоши. К концу года слова ста­новятся сигналом к соответствующему действию.

Таким образом, сначала важно связать слово с предметом, дей­ствием, ситуацией, а затем выделить его, придав ему сигнальное значение. Это очень существенно для дальнейшего овладения словарем.

Приведем примеры игр с детьми на развитие понимания речи взрослых, упражнения малыша в звукоподражании.

Ребенок проснулся, закряхтел, мама уже рядом» и начинается разговор: «Агу-агу-агушеньки. Проснулась Катюшенька (несколько раз). Проснулись глазоньки. Где глазоньки? (Хорошо, если малыш показывает.) Вот глазки, просыпайтесь, глаз­ки». Поглаживаем ребенка и говорим; «Агу-агу-агушеньки, потягушенькн„. Дай, Катя, ручки, вот ручки, потянулись, потянулись и поднялись...»

Ребенок конечно, будет улыбаться, что-то лепетать вслед за вами. Эта прекрасно. Покормили ребенка, поговорили с ним — те­перь и поиграть можно.

Очень известная и любимая всеми детьми игра «Где Ляля?» (ее можно проводить после 7 месяцев).

Мама берет куклу и говорит: «Вот наша Ляля (ребенок следит за действиями взрослого, как-то реагирует). Иди сюда, Ляля (кукла «шагает» по кроватке, подхо­дит к малышу). Дай» Катенька, ручку Ляле, скажи: «Здравствуй, Ляля». Погладь ее по головке: «Вот Ляля, вот». Внезапно прячем куклу за спину: «Нет Ляли, Где Ляля? Вот Ляля». Ляля появляется, кланяется. Эти действия повторяются несколько раз. Потом сажаем куклу на место и спрашиваем: «Где Ляля?» Ребенок ищет гла­зами куклу, может даже показать пальчиком. Подобную игру можно провести с лю­бой игрушкой (петушок, зайчик, собака, кошка).

Игра «Прятки» (фиксируется внимание на имени ребенка, ма­мы или других взрослых).

Малыш сидит в кроватке, манеже или на стульчике. Мама набрасывает салфет­ку или пеленку на голову ребенка. «Где Катя? Нет Кати. Позовите Катю». Снимает салфетку: «А-а-а, вот Катя». Так повторяется несколько раз. Малыш с удовольстви­ем играет, смеется, сам начинает натягивать салфетку и сбрасывать ее. Так же мо­жет прятаться мама (присесть, зайти за дверь), «Где мама? Нет мамы. Вот мама». Или: «Где тетя Надя? Вот тетя Надя» и т. д.

Можно взять для игры две игрушки, желательно контрастные по виду и с простым названием, например, деревянную матреш­ку — «Бабу» и лохматую собачку «Ав-ав»; куклу Лялю и гуся «Га-га»» и др. С каждой игрушкой проделывают одно-два действия и обязательно используют приемы внезапного появления и исчез­новения ее.

Это вызывает большой интерес у детей, желание играть, подра­жать слышимым звукам. Нельзя сформировать у ребенка зачат­ки понимания речи, если он безразличен к тому, что ему показы­вают, что с ним делают. Надо помнить, что произвольное вни­мание в этом возрасте не развито.

Чтобы поддержать внимание и сосредоточенность ребенка в те­чение хотя бы I —1,5 минуты, целесообразно разнообразить прие­мы произнесения одних и тех же звукосочетаний и слов: обычным голосом, шепотом, с разной интонацией.

Такие игры проводятся неоднократно на протяжении дня. Сле­дует только выбирать наиболее удобный момент, когда ребенок эмоционально настроен, расположен к этому. И будьте уверены, вы услышите долгожданное «ма-ма» и «па-па». И скорее всего это произойдет к концу первого года.

А как у нас идут дела с музыкальным воспитанием малыша? В чем заключается наша помощь ему?

· Побуждаем малыша к слушанию вокальной и инструменталь­ной музыки, доступной по содержанию и длительности звучания.

· Стараемся вызвать импульсивный эмоциональный отклик на спокойную, задорную музыку,

· Приобщаем к элементарным движениям под музыку (хлопки и т. п.).

Вовлекаем в простейшие игровые действия под музыку.

Приучаем к образу простейших детских музыкальных инстру­ментов — колокольчики, дудочки — и их звучанию.

В этот период мама может петь малышу народные песни. В песнях обращайтесь к ребенку по имени. Это для него очень важно.

В этом возрасте ребенок начинает с особым интересом отно­ситься не только к пению, но и к движениям под музыку. Его зани­мает то, как танцуют мама и папа, как мама весело машет платоч­ком, как она хлопает в ладоши.

Полезно поиграть в народные игры, например в «Козу рога­тую». Прежде всего эту игру используют для того, чтобы повесе­лить ребенка. Сначала малыш внимательно слушает песню:

Идет коза рогатая. За малыми ребятами:

Идет коза бодатая — Забодаю, забодаю.

Постепенно при словах «забодаю, забодаю» ребенок живо реа­гирует на движение маминых пальцев, смеется.

Итак, к 9—10 месяцам ребенок может:

· порото ползать (с 7 месяцев);

· самостоятельно садиться (с 8 месяцы) и сидеть;

· выполнять с предметами разные целенаправленные действия: открывать
крышку (у коробочки, бочонка н т. п.), вынимать предметы (из коробочки и т. п.);

· снимать колечки со стержне, точно направлять руку к предметам различной вели­чины и формы без предварительных примеривающих движении;

· самостоятельно вставать, держась за перекладины кроватки или манежа, и
устойчиво стоять, самостоятельно опускаться;

· переступать вдоль барьера;

· понимать названия предметов, действий, близких людей (мама, папа и до), ле­петать;

· более активно, чем в предыдущий период, откликаться на действия взрослого: не только сосредоточенно смотреть, но и подражать им, смеяться, лепетать, под­ползать навстречу, протягивать руки, как бы говоря «возьми меня»; огорчаться (плачет, призывно кричит), если от него уходят, пытаться ползти вслед уходящему;

· делать попытки приобщения взрослого к совместным действиям с ним (протя­гивает игрушку, привлекает внимание к себе звуками и т. п.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.