Метод
| Определение
| Формы, диапазон
| Экономический пример
| Преимущества и проблемы
|
1. Коли- четвен-ные методы прогноза
| Оценка будущего на основе прошлых данных с помощью статистических методов
| Кратко- и среднесрочные
|
| Получение количественных данных на будущее Опора на прошлые данные. Необходимо сильное структурирование проблемы
|
Экстрапо- ляция тренда
| Проекция данного временного ряда в будущее
| Краткосрочные
| Развитие сбыта или прибыли для определенного промежутка времени
| Невысокие затраты, быстрое получение данных. Резкие изменения тренда. Низкий потенциал раннего обнаружения
|
Прогнозы на основе индика-торов
| Оценка хода развития процесса, мало зависящего от предпринимателя, на базе одной или многих предпосылок
| “
| В основном применяется в отраслях, изготовляющих средства производства; оценка поступления заказов на основе анализа инвестиционного климата и поступления заказов в отраслях, потребляющих продукцию
| Более раннее обнаружение изменения тренда, чем при экстраполяции Трудность в отыскании подходящих индикаторов. Стабильность связей между индикаторами
|
Регресси- онный анализ
| Метод определения направления и силы связи между независимыми и зависимой переменными
| Простая и многофак-торная регрессия. Эконометри-ческие модели. Кратко-срочные
| Оценка доли рынка (зависимая переменная) при различных расходах на рекламу и цене (независимые переменные)
| Невысокие расходы Взаимозависимость независимых переменных
|
2. Качест-венные методы прогноза
| Оценка, словесное формулирование будущего с помощью человеческих знаний и интуиции. Как правило, оценки экспертов
| От средне-срочных до долгосрочных
|
| Подходит для комплексных, плохо структурируемых проблем. Нет необходимости в числовом выражении исходных данных. Ограниченная объективность и надежность
|
Дельфи- метод
| Форма опроса экспертов, при которой их анонимные ответы собираются в течение нескольких туров и через ознакомление с промежуточными результатами получают групповую оценку интересующего процесса
| Долгосрочные
| Производство, сбыт отрасли при различных величинах влияющих факторов, например прогресса международного разделения труда, изменения общественных норм поведения
| Наглядность результатов, привлечение экспертов по интересующей проблеме, анонимность участников Негибкая методика, высокая потребность во времени, тенденция к консервативным оценкам, технические изменения особенно непредсказуемы
|
Сценарии
| Предсказание развития и будущего состояния факторов, влияющих на предприятие и определение возможных действий предпринимателя
| „
| Исследования типа: — автомобиль90-х годов —будущее коммуникационной техники — будущее европейских космических исследований
| Подходит для очень комплексных проблем типа генерации идей новых продуктов или структурирования стратегического планирования диверсификации Высока доля субъективных оценок, затруднена проверка процесса
|