КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реструктуризация и реорганизация предприятий, организаций, фирм
Меры оперативного характера; Меры стратегического характера; * Анализ и оценка кризисной ситуации. * Оценка научно-технического потенциала. * Оценка организационно-управленческого потенциала. * Наличие инновационных проектов. * Готовность организации воспринять и внедрить инновации. * Формирование новой миссии и концепции развитие организации. * Разработка стратегических альтернатив развития организации. * Выбор и обоснование принятой к реализации стратегической альтернативы развития организации. * Разработка программы, плана мероприятий, бизнес-плана по оздоровлению организации. - Определение объемов убытка и устранение их влияния на экономические результаты; - Выявление ресурсных возможностей по улучшению экономики предприятия; - Анализ и использование резервных возможностей организации; - Назначение ключевых фигур на главные направления деятельности, способных улучшить экономику предприятия; - Отсрочка платежей по обязательствам, замораживание процентных выплат по кредитам; - Установление очередности и приоритетов в погашении кредитов; - Применение мер организационного характера (укрепление дисциплины, нормирование труда, материальных ресурсов, экономное расходование всех видов ресурсов). На практике могут быть выработаны и другие меры, ведущие к положительному результату при управлении организацией, в кризисных условиях функционирования. Проблема реструктуризации и реорганизации организаций, предприятий и фирм весьма существенна. Так как, в условиях рыночной экономики, каждое предприятие, организация ищут свой путь выживания. Они сами формируют свои отношений с партнерами поставщиками и потребителями. И в случае неудачи, прежде всего из-за невостребованности продукта, в организациях всегда возникает необходимость проведения реструктуризации производственной структуры технологии производства, смены номенклатуры и соответственно изменения структуры управления, что естественно существенно влияет на систему управления предприятием в целом. Способ реструктуризации, это выделение из существующего производства предприятия самостоятельных «живых»– хозяйствующих субъектов со своим бюджетом и балансом. Это могут быть малые и средние предприятия или небольшие акционерные общества, которые будут стремиться к максимальному использованию имеющихся производственных возможностей и материально-технических ресурсов и кадрового потенциала. В современных условиях кадры играют решающую роль. Кадры могут решить все, но и могут и лишить всего, в том числе и сами себя, возможности работать. Поэтому при реструктуризации важно подобрать ключевые фигуры персонала и экономически их заинтересовать, желательно чтобы они работали как единая команда, только в этом случае гарантирован успех проводимой реструктуризации. Рассмотрим процесс реструктуризации на примере Мурманского радиозавода. Краткая характеристика объекта реструктуризации: * Мурманский радиозавод основан в 1946 году; В 1992 году преобразован в ОАО «МРЗ»; * Состав производства -26 производственных цехов и самостоятельных участков; * Специализация производства: автомагнитолы, радиоприемники, средства громкоговорящей связи; * Завод занимает одно из ведущих мест по производству радиоаппаратуры; * Сложность, падение объемов госзаказов и слабая конкурентоспособность собственной продукции в рынке. Проведенный анализ, и социологические опросы позволили сделать следующие выводы: 1. Организационная структура не отвечает современным рыночным условиям и требует принципиальной переработки в части развитие рыночных блоков и повышения гибкости управления. 2. Недостаточно удовлетворяются потребности рынка, требующего принципиально новых товаров и модернизации существующих. 3. Предприятие не использует всех маркетинговых возможностей и не учитывает жизненные циклы изделий, не уделяет достаточного внимания качеству и технологии производства продукции. 4. Существующая система распределения полномочий направлена в основном на оперативную работу и не позволяет перейти к стратегическому управлению. 5. Не определена общая цель деятельности предприятия. 6. Отсутствует политика по сохранению кадрового потенциала, не задействованы эффективные механизмы мотивации работников. 7. Не разработаны стратегия развития предприятия и финансовая политика, не проводится учет и контроль финансовых потоков, что ухудшает финансовое состояние. 8. Отсутствует официально сформулированная и утвержденная корпоративная культура предприятия. Анализ показал, что организационная структура АО «МРЗ» представляет собой традиционную линейно-функциональную структуру управления, с высоким уровнем централизации с единственным направлением деятельности производством радиоаппаратуры. Недостатком в управлении, является перегруженность руководителей высшего звена, в частности генеральному директору подчинялось 14 служб, что нарушало все нормы управляемости, и это лишало его фактически заниматься стратегическими вопросами развития радиозавода. Хозяйственно-экономический анализ, проведенный группой экспертов, и анкетный опрос, показали следующие причины кризисного состояния предприятия: * 89% опрошенных руководителей предприятия, заявили что главная причина кризисного состояния предприятия находится вне предприятия, при этом так думали 100% руководителей высшего звена; * 83% опрошенных руководителей предприятия, считают, что организационная структура не отвечает современным требованиям экономических отношений в обществе; * 53% опрошенных руководителей предприятия заявили, что предприятие может развиваться, несмотря на сложные современные условия функционирования. На вопрос как развиваться в рыночных условиях процент опрошенных распределился: - 72% считают возможным выход на новые рынки; - 30% высказались за сохранение монополии на отечественном рынке за производство громкоговорящей связи; - 26% заявили, что выпускаемая продукция имеет низкую конкурентоспособность; - 25% заявили, что конкурентоспособность продукции поддерживается за счет дешевой рабочей силы. В качестве угроз, которые могут привести к гибели предприятие, опрошенные назвали: * Низкую платежеспособность -77%; * Высокую конкурентоспособность зарубежной продукции -68%; * Отсутствие госзаказа и способность государства его оплатить-62%; * Высокий процент кредитных ставок- 26%. К слабым сторонам работы предприятия, опрошенные руководители отнесли: * Отсутствие финансовых ресурсов – 70%; * Устаревшее оборудование – 62%; * Отставание продукции по техническим параметрам - 43%; * Отсутствие стратегии развития, недостаточную квалификацию и опыт ключевых специалистов - 32%; * Неэффективную систему распределения полномочий и слабую управленческую команду - 30%. К сильным сторонам в деятельности предприятия опрошенные отнесли: * Хорошую имеющуюся производственную базу- 55%; * Монополию на продукцию предприятия на отечественном рынке-47%. Исходя из оценки ситуации, были предложены следующие оздоровительные меры: * Создать высококвалифицированную группу прорыва для разработки и продвижения новой продукции- 59%; * Сосредоточить внимание на одном или нескольких изделиях- 42%; * Применить эффективную систему стимулирования- 42%.; * Сократить управленческие расходы- 72%; * Ввести четкий учет и контроль финансовых ресурсов- 60%; * Определить стратегические приоритеты вложения средств- 53%; * Ликвидировать малопроизводительные структурные звенья- 40%; *Сдать в аренду неиспользуемые площади и оборудование- 32%; *Дать подразделениям юридическую, административно-экономическую самостоятельность - 26%; Были названы приоритеты финансовых вложений: - В развитие НИОКР- 53%; - Развитие маркетинга- 45%; - На приобретение оборудования- 43%; - На разработку стратегии развития- 38%; - На проведение реструктуризации- 11%; - На развитие персонала – 9%. Репрезентативность выборочного опроса была обеспечена 20% списочного состава предприятия. Проведенное исследование завода показало, что рыночные блоки управления слабо развиты, а часть их еще и не создана. Основная причина, в создавшейся ситуации это отсутствие опытных специалистов, кроме того, в управлении наблюдается смешение функций и низкий статус кадровой службы. Исходя, из анализа и выводов определены следующие первоочередные задачи: * Определить сферы деятельности и разработать стратегические цели; * Обратить пристальное внимание на систему стратегического и оперативного управления: маркетинг, финансы, производство, персонал. * Построить новую организационную структуру управления, отвечающую рыночным условиям хозяйствования. * Перейти от традиционного к стратегическому планированию и управлению предприятием. * Создать центр стратегического планирования и управления и подчинить его непосредственно ген. директору. * Обеспечить гибкость, оперативность системы управления и взаимосвязь ее с внешними и внутренними системами и подсистемами. В результате такой реорганизации была разработана новая схема управления радиозаводом. Были созданы новые структурные подразделения и введены новые должности руководителей * Директор стратегического центра; * Директор по производству; * Директор по финансам; * Директор по персоналу; * Директор по маркетингу. Соответственно перераспределены и упорядочены функции, функциональные связи и соподчиненность. Это повысило гибкость и адаптивность к внешним рыночным условиям в управлении предприятием. Разработка финансового блока управления и внедрение финансового менеджмента должна стать ключевым моментом в стабилизации деятельности предприятия. Был введен контроль за финансовыми потоками, который обеспечил стабилизацию в снабжении, производстве, сбыте и трудовых отношениях. Кроме того, в финансовом блоке введены: должность менеджера по финансовой политике, финансовый отдел преобразован в финансово-аналитический, а планово-экономический в планово–аналитический, вновь создан отдел внутреннего аудита. В блок директора по маркетингу введен отдел по маркетингу и при нем бюро по исследованиям рынка, рекламы, разработки новых товаров, стратегического планирования сбыта продукции. В блоке управления персоналом вместо отдела кадров введен отдел развития человеческих ресурсов, создан отдел корпоративной культуры и передан в блок отдел труда и заработной платы. Такая структурная перестройка ближе к внутренней реорганизации предприятия, когда в основном используются резервы самого предприятия. В этом случае происходит как бы трансформация сознания всего коллектива и приспособление его к новым рыночным условиям. В этих условиях, при реструктуризации предприятия, важным является единое понимание целей и задач организации, а также насыщение самой организации организационно-правовыми положениями документами, то есть формирование нового стандарта управления предприятием. Все это обеспечивает единое понимание положения предприятия, осознание места и роли каждого участника процесса реструктуризации предприятия и системы управления организацией в этих условиях. Примечание: Процесс реструктуризации Мурманского завода приведен в сокращении и некоторыми изменениями по материалам, приведенным в журнале ЭКО за 1999 г. Другой способ реструктуризации, описанный в журнале эксперт №8 от 26.02.2001 года, как говорят авторы статьи, это классический случай реструктуризации. Суть этой реструктуризации сводится к тому, что вместо банкротства и продажи с молотка, предприятию, «Пермские моторы», предложена следующая схема реструктуризации - «долги в обмен на акции». Вместо развала крупнейшего предприятия производящего нужные и лучшие отечественные авиамоторы, двигатели ПС-90А, а также спроектированные на их основе газоперекачивающие установки, электростанции, жидкостные двигатели для ракет «Протон», предложено изменение структуры собственников, заинтересованных в существовании этого предприятия и за счет этого погашения долгов, по предложенной схеме, и за счет такого решения, сохранение нужного уникального производства. Идея реструктуризации, предлагаемая «Росавиакосмос» и крупнейшим акционером предприятия «Пермские моторы» холдинговой компанией «Интеррос», такова: * В федеральную собственность передается 37,2 акций головной компании комплекса –ОАО «Пермские моторы» к имеющимся у государства 14,2%- что составит контрольный пакет акций закрепленный за государством. ОАО «Пермские моторы» получают взамен контрольные или блокирующие пакеты акций восьми предприятий, которые взаимодействуют с предприятием «Пермские моторы», так как его деятельность сильно зависит от этих предприятий, и влияния на управление в настоящее время на эти предприятия у ОАО «Пермские моторы» практически нет. По этой и другим причинам ОАО «Пермские моторы» оказались на грани банкротства. * Взамен всех этих операций, «Пермские моторы» получают погашение задолжности перед пенсионным фондом РФ, которая вместе с пенями и штрафами превысила 400 млн. рублей. * Кроме выше перечисленного, РФ передает интеллектуальное право на конструкторские разработки двигателей ПС-90А и Д-30 в ОАО «Пермские моторы» * Кроме того, ОАО «Пермские моторы» передаются пакеты акций, закрепленных за государством, таких предприятий как: НПО «Искра»- 51%; ОАО «Авиадвигатель» –20,04%. Таким образом, за государством остается контроль и управление головным предприятием, снимается проблема долгов и решается проблема реструктуризации целой отрасли занимающейся таким важным направлением. Как видим, из двух приведенных примеров, проблема реструктуризации и сохранения деятельности предприятия, является важной целью для государства и населения страны и она может быть достигнута без процесса банкротства, но со специфической формой санации предприятия без прямого вливания финансовых средств.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |