Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развлечения и аттракционы в воде




1. «Чехарда». Глубина по пояс. Играющие становятся в колон-ну по одному на расстоянии 2 м друг от друга. Стоящий по­следним перепрыгивает через игрока, стоящего впереди, а под следующего ныряет.


 




2. «Корзина» (глубина по грудь). 4—5 играющих, держась за руки, образуют круг. Это «корзина». В 1,5—2 м от «корзи­ны» становятся попарно, держась за руки, 4 игрока. Пятый ложится сверху им на руки, на грудь. По команде четверо подбрасывают лежащего вперед-вверх, а он должен нырнуть в «корзину».

3. «Тир на воде». На расстоянии 10 м на воде лежит неподвиж­ный предмет. Играющие по очереди бросают в него камеш­ками. Выигрывает тот, кто из 10 брошенных камешков будет иметь большее количество попаданий.

4. «Кто сильнее». Двое играющих, захватив друг друга нога­ми, гребут руками в противоположные стороны, стараясь увлечь за собой противника.

5. «Перетяни в воду». Играющие, разбившись на пары, си­дят на плечах друг у друга (как при «бое всадников»). Расстояние между парами — 2—3 м. У верхних в руках ве­ревка. Перетягивая веревку, они стараются стащить друг друга в воду.

6. «Гонка в мешках» (глубина по грудь). Двое соревнующихся залезают ногами в мешки и завязывают их на поясе верев­кой. По команде каждый плывет, стараясь первым пройти заданное расстояние.

7. «Борьба» (глубина по пояс). Играющие соревнуются в па­рах. Делая захваты за руки, голову, плечи и подставляя ногу, противники стараются заставить один другого окунуться в воду с головой.

8. «Достань первым» (глубина по грудь). Два игрока стоят боком друг к другу, держась за руки. Ступни их ног сопри­касаются. По сигналу каждый из игроков тянет за руку дру­гого, стараясь первым достать со дна предмет. Побеждает тот, кому это удается сделать первым.

9. «Столкни с круга». Два участника, сидя на спасательных кругах, подплывают друг к другу и стараются столкнуть один другого в воду. Проигрывает тот, кто первым свалится с круга в воду.

Необходимо заранее оговорить условия борьбы.

10. «Подводная лодка». Проскользив под водой на спине, пло­вец поднимает одну ногу вверх и в таком положении, делая гребковые движения руками, всплывает на поверхность.

11. «Мачта». Лежа на воде в положении на спине, пловец дела­ет движения руками, стараясь гнать воду под себя. Приняв устойчивое положение, он поднимает ноги из воды и, вы­прямляя, ставит их как мачту.


 

12. «Винт». В скольжении на груди пловец резким движением поворачивается на спину и снова возвращается в положение на грудь, стараясь при этом сохранить горизонтальное по­ложение.

13. «Змея». Пловцы, построившись в колонну в воде, доходя­щей им до подбородка, держат друг друга за пояс. Участвует несколько команд с количеством участников в ко­манде не более четырех. Последний участник команды касается борта бассейна.

По сигналу пловцы принимают в воде горизонтальное поло­жение и, не отпуская своих партнеров, проплывают задан­ное расстояние (брассом), работая только ногами, за исклю­чением направляющего, который может работать и руками. Результат оценивается по порядку прихода команд на финиш; можно за соответствующие занятые места начислять очки. Если команда разрывает цепочку, то из полученных очков можно вычитать столько, сколько участников осталось в ото­рванной цепочке (начисляя, к примеру, за 1-е место — 10 очков, за 2-е — 9 и т. д.).

Возможен и другой вариант: команда продолжает движение к финишу лишь в том случае, если игроки (участники) дер­жатся друг за друга, как это предусмотрено условиями соревнования.

Допустимы и прочие варианты. 14. «Великан». Участвующие делятся на пары, и каждая пара получает по доске, которую пловцы в воде удерживают сле­дующим образом: первый кладет на доску ноги, зацепляясь за нее ступнями, второй держится за доску руками. Первый плывет, работая руками, второй — ногами. Перед началом следует указать, каким стилем плывут учас­тники соревнования.

Участвует несколько пар. Выигрывает та пара, которая бы­стрее всех преодолеет заданное расстояние. Возможны и другие варианты соревнования:

а) один — на груди, другой — на спине;

б) несколько досок в одной команде, порядок взаимодей­
ствия такой же;

в) можно участников распределить на заплывы и фиксиро­
вать время каждого заплыва;

г) взять большую доску и подобрать 4 участников (более
сложное задание).

15. «Соревнование плавающих досок». Для проведения игры необходимы несколько одинаковых досок.


Каждую доску в воде толкают два, три, четыре и более плов­цов.

В соревнованиях участвует несколько таких команд. По сигналу участники стартуют в заданном направлении. Выигрывает команда, которая первой доставит свою доску к финишу.

16. «Кроль винтом». Плывя способом кроль на груди, пловец под гребок одной рукой переворачивается на спину, а под гребок другой — на грудь И т. д.

17. «Волчок». Плывя на спине, пловец прижимает ноги к под­бородку, а стопы выводит на поверхность воды. Производя плавательные движения руками под себя, он быстро враща­ется в одну сторону.

18. «Котел». Участники становятся в круг и захватывают друг друга за плечи. По команде ложатся на спину, ногами к цен­тру, и начинают работать ногами способом кроль.

19. «Цепочка». Участвуют две команды (красные и синие). Каж­дая из них делится на две половины, и все игроки получают порядковые номера. Четные номера красных и нечетные номера синих строятся в колонну так, чтобы каждый игрок был между двумя игроками команды противника. При по­строении необходимо соблюдать порядок номеров. Нечетные номера красных и четные номера синих строятся в другую такую же колонну. В колоннах играющие держат друг дру­га за пояс (в каждой колонне должно быть не менее восьми играющих).

По сигналу направляющий колонны старается коснуться за­мыкающего своей же колонны. Если ему это удастся, он пе­реходит в хвост колонны и становится замыкающим. Таким образом игра продолжается до тех пор, пока колонна не вер­нется к своему первоначальному построению, то есть пока первый направляющий вновь не займет свое первое место. Продолжительность игры планируется из расчета 30 с на одного играющего.

Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание. Можно разыгрывать очки, ограничив игру строгим времен­ным интервалом. Возможны и другие варианты.

20. «Кто быстрее?» Участвуют две команды. Они располагают­
ся на бортике бассейна, желательно напротив друг друга.
Участники садятся на бортик, можно — в упор присев.

По сигналу замыкающие каждой колонны ударяют рукой по плечу сидящего перед ними, затем сами прыгают в воду (произвольно). Следующий проделывает то же самое и т. д.


Побеждают команды, игроки которой быстрее выполнят это задание.

Примечание.

Если размеры плавательного бассейна небольшие (скажем, трехдорожеч-ный), эту эстафету можно провести, располагая участников на противо­положных продольных бортиках.

21. «Кто быстрее?»

На поверхности воды разбрасывается несколько разноцвет­ных плавающих игрушек.

Кто быстрее их соберет по сигналу и доставит на бортик. Такую же игру (или соревнование) можно провести среди не­скольких участвующих команд.

22. «Проплывание между ногами партнера и построение в ко­
лонну».

Организация. Участвуют несколько команд, все пловцы которых имеют порядковые номера. Команды выстраивают­ся в колонны на бортике бассейна. Напротив каждой команды на воде, в наиболее глубоком месте бассейна, стоит пловец — «заграждение». По сигналу первые номера ныря­ют в воду и, двигаясь под водой, проплывают между ногами своего товарища — «заграждение» своей команды, а затем занимают место непосредственно за ним и поднима­ют руку, что служит сигналом к старту следующего участ­ника. Все пловцы проделывают то же самое. Выигрывает команда, первой построившаяся в воде в колонну.

23. «Кто скорее найдет?»

Преподаватель забрасывает в воду какой-либо предмет с та­ким расчетом, чтобы он упал на глубину не более 1 м. По команде: «Кто скорее найдет?» преподаватель вместе с уча­стником вбегает в воду, и они начинают искать предмет. Вариант: участник один вбегает в воду; фиксируется время. Вариант: соревнование провЬдится в парах.

24. «Пленные».

Каждая из двух участвующих команд образует круг, все иг­рающие получают порядковые номера. Они держат друг дру­га за руки. Каждая команда выделяет трех пленных, кото­рые становятся в середину круга команды противника. Продолжительность игры ограничивается одной минутой. Каждый игрок, которому удастся вырваться из круга, при­носит своей команде одно очко. К концу игры все участники должны обязательно по одному разу побывать пленными. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.


 




Варианты игры:

а) участники стоят в круге неподвижно;

б) участники перемещаются в заданном направлении.

25. «Ястреб в воде».

Участники строятся в воде в шеренгу спиной к борту бассей­на. У каждого за пояс плавок заткнут платок. Посередине бассейна на поверхности держатся три пловца. По сигналу пловцы принимают старт и переплывают бассейн, стараясь, чтобы один из трех, находящихся в середине участников (яс­требов), не выхватил у них платок. Если ястребу это удалось, пловцы меняются местами, и игра продолжается. Возобнов­ляется она только по сигналу.

Победителями игры становятся участники, которым на про­тяжении нескольких попыток удалось сохранить платок.

26. «Бег за кладом».

Две участвующие команды становятся спиной к борту бас­сейна и лицом друг к другу.

По сигналу все играющие как можно быстрее устремляются к середине бассейна, где они должны достать со дна различ­ные предметы, разбросанные руководителем (желательно не более пяти). Предметы бросают одновременно с подачей сиг­нала о старте. Каждый предмет оценивается определенным количеством очков, обратно пропорциональным его величи­не (например, самый маленький предмет (монета) получает наибольшее количество очков). Выполняется несколько попыток.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество оч­ков.

Методы обучения

При обучении используются основные методы: словесные, наглядные, практические.

Словесные методы. Метод играет ведущую роль в педагоги­ческом процессе. Постановка задач обучения, объяснение учебного материала, методические указания, замечания, объ­яснение ошибок, оценка деятельности учащихся, способы орга­низации коллектива занимающихся и т. д. — в основе этих про­цессов — слово.

Слово необходимо для описания предмета обучения, которым чаще всего становится сущность того или иного движения.

Известно, что процесс обучения имеет три составляющие:

— формирование знания о предмете изучения, предмете пре­подавания;


 

— трансформация знания в предмет преподавания;

— превращение знания самим учащимся в предмет учения. Во всех случаях слово лежит в основе формирования образа

предстоящего двигательного действия.

В существующих современных концепциях обучения двига­тельному действию обучающемуся предлагается устная или письменная инструкция, на основе которой формируется ООД. Она включает в себя:. — задачу обучения;

— сущность двигательной задачи;

— описание способов ее решения;

— перечень основных опорных точек (ООТ) и описание ощу­
щений, возникающих при правильном выполнении;

— описание возможных ошибок и способов их устранения.
Обучаемый многократно проговаривает вслух инструкцию,

особенно ощущения при выполнении движения, и лишь после того, как запомнит ее, делает попытку практического выполне­ния. С этой точки зрения на каждое движение в плавании, име­ющее вполне самостоятельное значение, должен существовать «словесный портрет», который в процессе обучения уточняет­ся, дополняется и корректируется.

Психологический образ есть отражение объективной реаль­ности и одновременно — важнейшее звено в системе регуляции действий человека. Образ предметен: он отнесен к существую­щим, вне зависимости от сознания, предметам, которые состав­ляют его содержание; он субъективен по форме. Формирование образа — активный процесс, в ходе которого осуществляется все более полное и глубокое «вычерпывание» информации из окружающей действительности.

Основными уровнями образного отражения являются сенсор­но-перцептивный и представленческий; в него включаются так­же вербально-логические процессы, играющие существенную роль в контроле и интеграции сенсорных данных.

В практике плавания часто используются образные выраже­ния. По-настоящему образным объяснение может быть лишь в том случае, если оно опирается на предшествующий опыт обу­чаемого. Мастерство педагога, тренера заключается в том, что­бы найти сходные, знакомые занимающимся черты между за­данием и их двигательным опытом. Используются, например, такие выражения:

«Держите ногу, как балерина»;

«Рука входит в воду жестко, как нож в масло»;

«Выполняя захват, представьте, что перед вами лежит брев­но и вы пытаетесь обхватить его руками»;


 




«Туловище лежит на воде ровно, как будто вы проглотили лом»;

«Взяли больше, положили дальше»;

«Голова неподвижна настолько, что если на лоб поставить стакан с водой, не прольется ни капли»;

«Представьте, что вы вылезаете из трубы: не выйдет, если оставить локти внизу» и т. д.

Занятия в бассейне проходят в условиях повышенного шума, возникающего при выполнении упражнений в плавании: плеск воды, эхо и др. Это затрудняет восприятие команд и указаний преподавателя, тем более что уши занимающихся закрыты ре­зиновыми шапочками, поэтому речь преподавателя должна быть кратка, точна, выразительна.

Слово играет важнейшую роль не только в работе с новичка­ми и юными спортсменами, но и в спортивной тренировке вы­сококвалифицированных спортсменов-пловцов. Так, в одном из оригинальных исследований (Т.Г. Меньшуткина и др., 1989), проведенных с группой мастеров спорта и мастеров спорта меж­дународного класса, использовались следующие двигательные установки для выполнения поворота:

— обычный вариант выполнения;

— с толчком от стенки в положении на груди;

— с толчком в положении на спине;

— подплывание и вход в поворот на максимальной скорости;

— выполнение вращения в плотной группировке;

— мощный толчок от стенки бассейна;

— максимально быстрый толчок от стенки бассейна;

— длинный выход после толчка со скольжением в обтекае­мом положении;

— короткое скольжение и ранний выход на поверхность воды.
Регистрировалось время прохождения 15-метрового отрезка,

традиционно, как это делается в плавании.

Результаты при выполнении всех 9 поворотов оказались раз­ными. Любопытно, что ни у одного из спортсменов обычный вариант поворота не вошел в число лучших. Это убедительно показывает важность двигательной установки.

Наглядные методы. Зрительный анализатор играет важней­шую роль не только в жизнедеятельности организма вообще, но и при организации и управлении движениями, в частности. Значительная часть информации из окружающей среды посту­пает через зрительный анализатор.

К наглядным методам обучения относятся: демонстрация техники плавания или отдельного упражнения, использование


наглядных пособий, схем, диаграмм, таблиц, кинограмм, учеб­ных фильмов, видеозаписей.

Наглядные методы способствуют дополнению, уточнению, коррекции образа двигательного действия; с их помощью ак­тивно формируется образ.

Наглядные методы обучения могут широко использоваться в теоретической подготовке школьников и юных спортсменов.

Демонстрация целого движения и его отдельных частей (показ) на воде может быть выполнена лучшими спортсменами-пловцами как в начале изучения, так и непосредственно в про­цессе него. Показ может выполняться замедленно, с выделени­ем отдельных, главных частей движения; с остановкой и т. д.

Показ всегда должен быть представлен в отличном исполнении.

Реже, но все же может быть использован показ ошибок.

Однако, чтобы воспроизвести движение, недостаточно его просто увидеть даже в самом хорошем исполнении: требуются объяснения, комментарии, которые помогут понять суть дви­жения, облегчат его освоение, поэтому наглядные и словесные методы обучения зачастую используются вместе.

Для формирования двигательных представлений применя­ются как традиционные, так и специально разработанные ме­тоды (подходы) целенаправленного воздействия на сознание занимающихся. Так, к примеру, выполняются упражнения с использованием средств дополнительной информации: зада­ется шаг; для этого вдоль плавательной дорожки бассейна на глубине 70— 100 см натягивается канат, размеченный рисками разного цвета, соответствующими задаваемому для каждого пловца шагу; используются специальные очки для выключения зрительного анализатора. Примером нетрадиционного воздей­ствия может быть использование программной установки: с ее помощью можно вести звуковую трансляцию и демонстрировать изображение. Содержание занжгий в определенной последова­тельности записано на видеопленку. Как показывает практика использования программных установок, обучение при этом идет более эффективно.

К числу наглядных методов обучения относятся специаль­ные условные сигналы и жесты. Они успешно используются многими педагогами, а сами занимающиеся быстро к ним при­выкают.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.