Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод упражненияотносится к числу основных практичес­ких методов




При обучении плаванию используются специальные физи­ческие упражнения, приходится многократно выполнять каж-


 




дое упражнение, сначала разучивая отдельные элементы, за­тем соединяя их в целостные движения и, наконец, в способ плавания. Неоднократные выполнения упражнений для освое­ния, закрепления техники плавания и совершенствования в ней способствуют развитию опорно-двигательного аппарата занима­ющихся, совершенствованию процессов управления движени­ями, развитию физических качеств.

С помощью метода упражнений задается необходимая на­грузка при обучении плаванию и в спортивной тренировке. С помощью упражнений осуществляется и необходимый отдых.

Различают метод строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод.

Метод строго регламентированного упражнения. Методами этого типа деятельность занимающихся организуется и регули­руется с возможно полной регламентацией, включающей сле­дующее:

— твердо предписанную программу движений (заранее обус­ловленные состав движений, порядок их повторения, измене­ния и связи друг с другом);

— возможно точное нормирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнения, а также нормирование ин­тервалов отдыха и строго установленное их чередование с на­грузками;

— создание или использование внешних условий, облегчаю­щих управление действиями занимающихся (построение и рас­пределение группы на местах занятий, использование вспомо­гательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, до­зированию нагрузки, контролю за ее воздействием и т. д.).

Смысл такой регламентации понятен: обеспечить оптималь­ные условия для освоения новых двигательных умений, навы­ков и (или) гарантировать точное направленное воздействие на развитие физических качеств.

Методы строго регламентированного воздействия имеют мно­жество конкретных вариантов, выбор которых зависит от со­держания занятий, этапов обучения и т. д. Примером данного метода в плавании является целостно-раздельный метод обуче­ния спортивным способам плавания, технике прикладного пла­вания. В процессе совершенствования двигательных навыков и воспитания физических качеств аналогичные по методичес­кому смыслу подходы воплощаются в методах двух типов: ме­тодах избирательно-направленного воздействия (упражнения), методах сопряженного упражнения; по признаку стандартиза-


ции или вариативности действий — методах стандартно-повтор­ного упражнения и методах вариативного упражнения. Эти и многие другие методы широко известны в практике спортив­ной тренировки в плавании.

Игровой метод. Игровой метод — это не обязательно какая-либо подвижная или спортивная игра (к примеру, водное поло); в принципе, он может быть применен на любом материале, лю­бых физических упражненях, если соответствует определенным признакам, характеризующим этот метод. Такими признака­ми являются: отсутствие жесткой регламентации действий, ве­роятностные условия их выполнения, широкие возможности для проявления самостоятельности и творческих начал, сюжет-но-ролевая основа. Разумеется, метод не исключает точного педагогического управления, оно лишь усложняется и приоб­ретает особые формы. Метод используется даже не столько на начальном этапе обучения, сколько для комплексного совершен­ствования двигательной деятельности в усложненных условиях.

Соревновательный метод. Соревнование имеет большое значение как способ организации и стимулирования деятель­ности пловца. Соревнование — всегда противоречие, это сопер­ничество, состязание, борьба за первенство или за высокое достижение.

Любые соревнования сопровождаются высокой эмоциональ­ной окраской, высоким уровнем функциональной активности организма.

Соревновательный метод характеризуется унификацией тре­бований. Это напрямую отражено в постоянно существующих и видоизменяющихся правилах соревнований.

Исключительно велико значение метода для воспитания мо­рально-волевых качеств: целеустремленности, инициативнос­ти, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания* самоотверженности и т. д. Вместе с тем метод может способствовать и закреплению отрицатель­ных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщес­лавия и т. д.). Он оправдывает себя только в том случае, когда есть высококвалифицированное педагогическое руководство.

Методы тренировки

Равномерный метод. Предусматривает непрерывное продол­жительное плавание. Метод используется на протяжении всех периодов тренировки, помогает выработать экономичную тех-




нику движений, осуществлять чередование нагрузки и расслаб­ления работающих мышц. Несмотря на то что применение ме­тода требует огромных энергетических затрат и продолжитель­ного времени для тренировки, он достаточно эффективен.

ЧСС при выполнении упражнений — 140—150 уд/мин.

Переменный метод —предусматривает чередование нагрузок раз­ной интенсивности. Это чередование может быть ритмичным (оди­наковые периоды работы повышенной интенсивности чередуются с одинаковыми периодами работы пониженной интенсивности) или аритмичным. Разновидностью аритмичного чередования является так называемый «фартлек» («играскоростей»).

Интервальный метод — это многократное повторение рабо­ты «порциями». Время, затрачиваемое пловцом на преодоле­ние рабочего отрезка и паузы между отрезками, может быть задано строго и достаточно произвольно, это имеет определен­ные организационные преимущества; однако его недостаток — монотонность, поэтому в ряде случаев его следует применять очень осторожно, особенно в работе с начинающими пловцами.

Повторный метод. Предусматривает проплывание серии отрезков от 15 до 200 м с максимальной, субмаксимальной и реже — с большой интенсивностью. Скорость преодоления отрезков — соревновательная или выше соревновательной. Па­узы отдыха сравнительно продолжительные.

Комбинированный метод. Имеет элементы вышеперечислен­ных методов.

 

Контрольно-соревновательный метод. Предусматривает про­хождение на время с соревновательной скоростью основной соревновательной дистанции или контрольного отрезка..










 
 










 


 




 


 







 


 




Глава VI

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

И ТРЕНИРОВКИ В ПЛАВАНИИ

Хорошая организация учебно-спортивной работы — важней­шее условие учебного и тренировочного процесса.

«Плавать раньше, чем ходить»

В настоящее время становится широко распространенным девиз: «Плавать раньше, чем ходить». Стали появляться груп­пы по обучению детей первого года жизни плаванию при детс­ких поликлиниках, в до-школьных учреждениях. Определен­ная часть родителей обучает малышей в домашних условиях. Вместе с тем возникает целый ряд сложностей, связанных с особенностями плавания в данном возрасте.

Начинать занятия рекомендуется не позднее чем с трех­недельного возраста. Это обусловлено тем, что к данному возра­сту не успевает угаснуть врожденный плавательный рефлекс.

Если ребенок здоров и есть разрешение врача (а с ним нужно обязательно посоветоваться), можно приступать к занятиям, которые должны проводиться 5—6 раз в неделю.

Домашнюю ванну перед началом занятий надо тщательно подготовить. Для этого ванная комната проветривается, сама ванна обрабатывается дезинфицирующими моющими средства­ми, щеткой, дважды ополаскивается горячей водой. Дезинфи­цируются также все игрушки и инвентарь, который будет необ­ходим для проведения занятия. Температура воды в ванне не должна быть ниже 37° и выше 39°С. Температуру на протяже­нии всего занятия необходимо поддерживать на данном уровне, осторожно подливая горячей воды. Вода должна быть абсолютно чистой и пригодной для питья. Такая вода не будет опасной при попадании ее в глаза и уши ребенка.

Занятия лучше проводить в одни и те же часы. Они строятся таким образом, чтобы каждый урок плавания вызывал у ребен­ка положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересо­ванность в пребывании в воде. В то же время нужно быть очень осторожным, чтобы не вызвать отрицательных эмоций — стра-


ха, плача, капризов и прочего — в таком состоянии занятие про­водить не следует.

Во время занятий с ребенком следует постоянно разговари­вать, ласково с любовью повторять поощрительные слова: «Мо­лодец!», «Какойхороший мальчик!..» (девочка), «Гребиручка­ми... Двигай ножками!..» и т. д.

Еще лучше, если во время занятия будет звучать тихая ме­лодия.

На протяжении всего сеанса следует наблюдать за состояни­ем ребенка, не допускать перегрузок и переохлаждения. Признаками утомления могут быть: вялость в движениях, нежелание выполнять упражнения, капризы, плач и т. д. При появлении гусиной кожи, озноба, синевы кожных покровов нужно немедленно прекратить занятие.

В течение всего периода обучения, а он продолжается один год, необходимо систематически показывать ребенка врачу.

Для проведения занятий нужны:

— песочные часы;

— термометр;

— кувшин, ведерко или ковш;

— разноцветные плавающие игрушки;

— яркие тонущие игрушки;

— вспомогательные надувные нарукавники;

— чепчик с вшитыми пенопластовыми кубиками и двумя длинными тесемками.

Перед началом плавания ребенку рекомендуется сделать лег­кий массаж и малоинтенсивные гимнастические упражнения. При выполнении массажа в основном применяются приемы по­глаживания и растирания поверхности тела, легкие разминания мышц. После такой разминки, перед началом водной процеду­ры, надо дать ребенку возможность отдохнуть одну-две минуты.

Курс обучения, как правило, рассчитан на весь первый год жизни ребенка.

В течение первого месяца выполняются упражнения с под­держками: покачивания, проводки, погружения.

Поддержки выполняются следующим образом.

Первая поддержка — «солдатиком». Уложив ребенка на спи­ну, левую ладонь подвести под затылок малыша, правой рукой обхватить область таза. В таком положении удобно выполнять покачивания, переводя ребенка из горизонтального положения в вертикальное и наоборот.

Вторая поддержка — «двойной замок». Ребенок находится в положении на спине. Обе ладони подводятся под спину ма-


 




лыша, большие пальцы рук, как замком, обхватывают сверху плечи ребенка. В таком положении удобно проводить покачи­вания в стороны.

Третий способ поддержки — «двойной замок с поддержкой под грудь и подбородок». Ребенок находится в положении на груди. Положить ребенка лицом к себе, подвести ладони под его грудь, большими пальцами захватить сверху плечи и верхнюю часть спины, подбородок малыша поместить на свои запястья. В таком положении удобно выполнять покачивания — вниз-вверх, а также боковые.

На первых пяти занятиях выполняются самые простые про­водки и покачивания. На следующих пяти занятиях проводки и покачивания усложняются: выполняются «восьмерки», «зиг­заги», «винты» и т.д.

После десятого занятия используется толчковый рефлекс: ребенка подводят к краю ванны таким образом, чтобы его стопы оказались на бортике, а ноги согнутыми в коленных сус­тавах. Ребенок сам должен оттолкнуться от бортика ванны и не­много проскользить.

Примерно с 15-го занятия используется поддержка «ложка»: ладонь одной руки, сложенной «ложкой», подводится под затылок ребенка, находящегося в положении на спине. Как можно заметить, опора немного уменьшается. В дальнейшем поддержку можно выполнять пальцами, постепенно уменьшая их количество.

Примерно в это же время используется и другая поддерж­ка — «дугой». Четыре сомкнутых пальца левой руки и отведен­ный большой палец образуют изгиб, на который укладывается и слегка приподнимается подбородок ребенка.

От занятия к занятию продолжительность проводок увели­чивается.

С 20-го занятия можно приступать к выполнению погруже­ний. У детей грудного возраста есть еще врожденная способность к задержке дыхания, потому кратковременное окунание вовсе не опасно: наоборот, оно будет стимулировать активные плава­тельные движения руками и ногами.

В дальнейшем на протяжении двух месяцев выполняются проводки, погружения и скольжения. Продолжительность за­нятий увеличивается до 40 мин, температура воды может быть снижена уже до 34°С. Время поддержки постепенно уменьша­ется, сама помощь становится минимальной, на 2—5 с ребенка уже можно оставлять без поддержки, постепенно увеличивая время самостоятельного плавания. Проводки усиливаются,


вслед за ними — скольжения на груди и на спине. Проводки и скольжения чередуются с погружениями в воду. Лучше выполнять погружение под команду: «Раз! Два! Три!!!». Таким образом хорошо формируется обычный условный рефлекс, го­товность ребенка к погружению. Если же он пока еще не испы­тывает большого желания выполнить погружение, не стоит торопиться, лучше продолжать проводки, скольжения и увели­чивать время самостоятельного плавания ребенка, оставляя его без поддержки уже до 30 с и более, при этом стараться, чтобы во время самостоятельного нахождения в воде (плавания) ребенок сохранял положение горизонтальной плавучести. Если тонут ноги, можно легким толчковым движением помочь им всплыть; если же тонет голова, то можно воспользоваться чепчиком с пе­нопластовыми нашивками или обычными лямками (вожжами). Это удобно не только для ребенка, но и для взрослых: не нужно наклоняться над ванной и долго находиться в таком положении.

В возрасте 3,5—4 месяцев можно уже приступать к освоению движений ногами. Для этого прежде всего необходимо исполь­зовать естественные движения ребенка; в крайнем случае взять его за стопы и активно помогать выполнять движения. Движе­ния ногами можно сочетать с активной проводкой, дальнейшим скольжением.

Не следует торопиться, если что-то не получается у ребенка. Терпеливо и очень настойчиво нужно осваивать каждое после­дующее задание. Следует учитывать, что плавание способству­ет не только совершенствованию двигательных способностей ребенка, но еще и закаливанию детского организма, оказывает разнообразные психологические воздействия.

Если ребенок нормально развивается и не болеет, можно про­должить освоение плавательных навыков. В возрасте с 4 до 6 месяцев основное внимание уделяется движениям ногами.

Когда ребеноку исполнится полгода — он уже пловец со ста­жем, — последующие два-три месяца можно уделить совершен­ствованию изучаемых двигательных навыков, играм и развле­чениям, ходьбе. Он еще не может держаться вертикально на суше, но в воде — в условиях гипогравитации —может свободно совершать свои первые шагательные движения. Для того чтобы ребенок увереннее делал это, поперек ванны кладется гладкая обструганная доска, за которую малыш всегда может свободно зацепиться. Первое время ребенка можно поддерживать за голо­ву, под плечи, за обе руки. В дальнейшем помощь становится нужной все меньше и меньше. Сначала он держится за одну руку, потом — за большой надувной предмет. В дальнейшем навыку


 




ходьбы могут способствовать гребковые движения руками, а уве­ренным движениям в воде — резиновый круг. В возрасте 7—8 ме­сяцев можно включать в программу плавания различные игры.

В дальнейшем, когда возраст ребенка приближается к году, следует особенно разнообразить движения в воде, поскольку для него исчезает привлекательность новизны плавания, появляет­ся много разнообразных и новых двигательных навыков на суше: уже в полгода он ползает, сидит, стоит, приседает и пры­гает на месте, начинает ходить. Родители с интересом начина­ют следить за успехами ребенка на суше, теряя интерес к заня­тиям в воде, а это снижает закаливающий эффект, мешает закреплению приобретенных навыков. Вместе с тем ребенок ста­новится более понятливым, способным к подражанию. Эти осо­бенности взрослые обязательно должны взять на вооружение и не ослаблять, а усиливать внимание к занятиям плаванием.

Наконец, ребенок ззаметно подрос, домашняя ванна стала для него мала. На этом заканчивается этап обучения плаванию в до­машних условиях. В дальнейшем можно воспользоваться усло­виями плавательного бассейна детской поликлиники, яслей или детского сада, а результатом занятий в домашних условиях ста­нут прочные гигиенические навыки, любовь к воде на всю жизнь.

Плавание в дошкольных учреждениях

Формирование умения плавать предусмотрено программой дошкольных учреждений, начиная со второй младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка. Дети этого возраста дос­таточно самостоятельны, обладают необходимыми гигиеничес­кими умениями и навыками, имеют достаточный двигательный опыт, уже хорошо адаптированы к условиям дошкольного уч­реждения.

Задачи обучения плаванию следующие:

— содействие укреплению здоровья;

— закаливание;

— привитие гигиенических навыков пользования водой;

— адаптация к водной среде;

— расширение фонда двигательных умений и навыков;

— обучение умению держаться на воде и перемещаться с по­мощью простейших движений.

Организация обучения детей плаванию осуществляется в комплексе физкультурно-оздоровительной работы, в сочета­нии с рациональным режимом активности и отдыха детей.


Наиболее удобное время проведения занятий:

утром, до завтрака, — с 7.30 до 8.30;

после завтрака — с 9.30 до 12.30;

после дневного сна — с 15.30 до 16.30.

Обучение проходит в форме групповых занятий. Для каждой группы должно быть не менее двух занятий в неделю. В зависи­мости от условий группы подразделяются на несколько подгрупп, в каждой подгруппе — 6—8 человек. В старших группах число занимающихся в одной группе может составлять 10—12 человек. Продолжительность одного занятия — от 15—20 до 30 мин.

Основное содержание занятий составляют физические уп­ражнения и игры. Основной метод — игровой.

Плавание в общеобразовательной школе

Физическое воспитание школьников охватывает длительный период в жизни растущего организма. Этот период очень важен с точки зрения развития организма и воспитания всесторонне развитой личности.

Содержание физического воспитания в школе регламенти­ровано программами. Программа по предмету «Физическая культура» включает плавание как базовый компонент, обяза­тельную ее часть, позволяющую успешно решать задачи физического воспитания учащихся общеобразовательной шко­лы. Упражнения в плавании наряду с другими средствами спо­собствуют формировании прочного фундамента двигательной сферы человека. Это особенно значимо с точки зрения законо­мерностей возрастного развития ребенка, хотя обучению плаванию отводится в среднем всего по 14 ч из 68 годовых на физическую культуру. Там, где есть условия для проведения плавания, приступать к обучению можно с первого класса.

Несмотря на ограниченное количество часов, отводимых для обучения плаванию, при умелой организации и эффективном их использовании можно успешно решить поставленные задачи.

Учитывая климатические условия и экологическую обста­новку в большинстве регионов Российской Федерации, обуче­ние плаванию следует проводить в крытых плавательных бассейнах.

В содержание учебного материала включены: подготовитель­ные упражнения для освоения с водой, спортивные способы плавания, элементы прикладного плавания, упражнения для воспитания физических качеств — по сути, все, что в своей ос-


 



12 Плавание



нове составляет предмет плавания. Как показывают практика и данные специальных исследований, школьники проявляют большой интерес к занятиям плаванием.

Урок плавания в школе. Обучение плаванию в общеобразо­вательной школе проводится в форме урока, который имеет свои отличительные особенности:

— высокие требования к оборудованию мест занятия;

— высокие требования к технике безопасности занимаю­щихся;

— преимущественная направленность занятий на обучение двигательным действиям;

— относительно небольшое количество занимающихся в од­ной группе;

— эффективный индивидуальный подход;

— высокая моторная плотность урока (главная причина — значительные потери тепла);

— необычные условия работы анализаторных систем, а от­сюда — точность подаваемых команд и распоряжений (речь пе­дагога должна быть кратка и лаконична);

— широкое использование в практике преподавания жестов: ориентировка в пространстве почти полностью становится фун­кцией зрения;

— высокая эффективность игрового метода;

— быстрая утомляемость детей в связи с необычностью сен­сорных воздействий;

— строгий учет состояния здоровья занимающихся на теку­щий момент;

— хорошее знание преподавателем личностных качеств
каждого занимающегося ребенка, его индивидуальных особен­
ностей.

Учет вышеперечисленных особенностей, несомненно, помо­жет успешно решить поставленные задачи.

Плавание в профессиональной школе

Плавание — неотъемлемая часть физического воспитания учащейся молодежи, овладевающий профессией в различных типах учебных заведений. Оно призвано обеспечить необходи­мые физические кондиции учащихся, студентов, курсантов, приобретение ими профессионально важных двигательных уме­ний и навыков. Особенно важна профессионально-прикладная подготовка будущих специалистов морского и речного флота,


рыболовных хозяйств, геологов, спасателей и т. д., т. е. тех про­фессий, где умение плавать жизненно необходимо.

Одной из важнейших задач физического воспитания в про­фессиональной школе остается задача укрепления здоровья, повышения физической работоспособности.

Плавание организуется в зависимости от имеющихся условий.

Содержание раздела «Плавание» определяется,программа­ми физического воспитания данного типа учебных заведений.

Занятия проводятся в группах. На одного преподавателя не должно быть более пятнадцати занимающихся. Группы форми­руются с учетом состояния здоровья, общей физической и пла­вательной подготовленности учащихся и студентов. В каждой из групп решаются свои задачи: в одних — задачи начального обучения плаванию, в других — совершенствования в технике спортивного плавания, в третьих — повышения спортивного мастерства спортсменов-разрядников. На специальном учебном отделении плавание используется как оздоровительное и гиги­еническое средство. К занимающимся предъявляются соответ­ственно разные контрольные нормативы и требования. Они отражены в рабочих программах.

Плавание в детско-юношеских спортивных школах

(ДЮСШ)

ДЮСШ осуществляют подготовку спортсменов высокой квалификации, содействуя укреплению здоровья учащихся, нормальному физическому развитию детей и подростков, повы­шению их физической работоспособности, воспитанию личнос­тных качеств.

В соответствии с требованиями положения о работе ДЮСШ контингент занимающихся разделен на следующие группы: 1) начальной подготовки; 2) учебно-тренировочные; 3) спортив­ного совершенствования; 4) высшего спортивного мастерства.

Перед каждой группой для соответствующего этапа много­летней подготовки сформулированы свои задачи.

На основе нормативных документов, регламентирующих работу ДЮСШ, составлена программа. Она определяет стра­тегическую направленность плавания и является основным документом, ориентирующим тренеров и учащихся на мно­голетнюю подготовку. Для каждого периода подготовки в про­грамме существуют свои задачи. При правильно организован­ном учебно-тренировочном процессе норматив мастера спорта


*


девушки должны выполнить в 15 лет, юноши — в 17; норма­тив мастера спорта международного класса — девушки в 18 лет, юноши — в 20 лет.

В основе принципов построения спортивной тренировки ле­жат педагогические принципы обучения и воспитания.

Многолетняя подготовка учитывает:

— строгую преемственность задач, средств и методов спортив­
ной тренировки детей, подростков, юношей и взрослых спортс­
менов;

— неуклонное возрастание объемов общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми посте­пенно изменяется: увеличивается удельный вес специальной подготовки и уменьшается — общей физической;

— непрерывное совершенствование техники спортивного плавания;

— планирование тренировочных и соревновательных нагру­зок с учетом биологического возраста занимающихся;

— одновременное развитие физических качеств спортсмена на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных физических качеств в наиболее благопри­ятные (сенситивные) периоды развития организма.

Как показывает практика, ДЮСШ — наиболее эффектив­ное звено в системе обучения плаванию: отличный кадровый состав, неплохая материально-техническая база и многие дру­гие составляющие обеспечивают высокое качество подготов­ки спортсменов.

Занятия плаванием и водные процедуры в группах здоровья

Группы здоровья создаются на предприятиях, в учебных за­ведениях, в спортивно-оздоровительных клубах, на спортивных базах, в домах отдыха.

Местами для занятий могут быть крытые плавательные бас­сейны и открытые водоемы.

В воде можно выполнять разнообразные физические упраж­нения. С оздоровительными и лечебными целями могут быть использованы следующие виды тренировок: купание и плава­ние, гимнастика и игры в воде, различные водные процедуры.

Прием душа. Эта водная процедура — составная часть пла­вания при пользовании бассейном. Исследования показывают, что во время этой процедуры происходит существенное увели­чение ЧСС. Поскольку сама процедура, а также температурные


условия влияют на сердечный ритм, то ее не только можно, но и следует обязательно использовать, применяя душевые устрой­ства различных конструкций.

Гимнастика в воде. Применяются дыхательные упражнения и гимнастические упражнения. Это могут быть имитационные движения руками и ногами, элементы ходьбы, бега на месте и в движении. Возможны упражнения на различных снарядах, находящихся в воде, с использованием плавающих приспособ­лений (доски, круги, палки, плотики, надувные камеры и т. д.). С помощью таких упражнений легко дозировать нагрузку, вы­полняя упражнения в разном темпе, чередуя их с продолжи­тельным и непродолжительным отдыхом.

Купания и плавание. Используется плавание произвольным способом, можно без выноса рук из воды, в умеренном темпе, с ос­тановками для отдыха 20—30 с через каждые 10, 20, 30, 40, 50 м.

Игры на воде: водное поло, волейбол, баскетбол, бадминтон.

Оздоровительное плавание и водные процедуры проводятся под наблюдением инструктора. Использование плавания в ка­честве лечебного средства возможно только по назначению и под наблюдением врача.

Плавание в спортивно-оздоровительном лагере

Решение проблемы массового обучения плаванию возможно через систему работы спортивно-оздоровительного лагеря. Как правило, в летние месяцы многие дети выезжают для отдыха за город в летние спортивно-оздоровительные лагеря, многие из которых оборудованы стационарными или сезонными плава­тельными бассейнами. При условии теплой солнечной погоды и температуры воды 20—24°С занятия по плаванию можно про­водить ежедневно в течение оДной лагерной смены. За это вре­мя ребенка можно обучить уверенно держаться на воде, проплы­вать облегченными способами от 15 до 25 м. Уже умеющие плавать дети могут в условиях спортивно-оздоровительного лагеря совершенствовать свои навыки в плавании, обучиться технике спортивных способов.

Для успешного проведения работы по плаванию необходимо проделать большую подготовительную работу, начиная с оборудования мест занятий и комплектования учебных групп.

Комплектование учебных групп начинается с выяснения плавательной подготовленности детей. Их делят на три груп­пы: в первую включают тех, кто вообще не умеет плавать; во


 




вторую— детей, которые могут держаться на воде и проплыть любым способом 10—15 м; в третью группу включают тех, кто плавает относительно хорошо. Желательно комплектовать груп­пы отдельно для мальчиков и девочек, с учетом их возраста и физической подготовленности. Количество занимающихся в одной учебной группе — 10—12 человек.

Время занятий плаванием — ежедневно с 10.30 до 13.30 и с 16.30 до 18.30.

Температура воды для занятий старших детей не должна быть ниже 18°С, для всех остальных — не ниже 20°С; темпера­тура воздуха должна быть выше температуры воды на 4—5°. Продолжительность занятий в начале лагерной смены для младших детей не должна быть более 5—7 мин, для старших детей — 10 мин. В дальнейшем, в зависимости от температур­ных условий, закаленности детей, количества проведенных занятий, продолжительность пребывания в воде увеличивает­ся, достигая 30—45 мин.

Наиболее эффективная форма работы — групповые занятия. Они помогают развивать у детей чувство коллективизма, взаи­мопомощи, стимулируют активность. Групповые занятия все­гда проходят более эмоционально, чем индивидуальные, спо­собствуют, более быстрому освоению учебного материала.

Работа по плаванию осуществляется под руководством инст­руктора, его задача — организация обучения, обеспечение бе­зопасности при проведении занятий на воде. Обязанности инструктора:

— составить план работы и утвердить его на лагерной ко­миссии;

— подготовить места занятий;

— с началом работы лагеря проводить инструктаж с вожа­тыми и воспитателями отрядов по правилам организации и про­ведения купания детей;

— обеспечивать безопасность проведения занятий;

— проводить методические занятия с вожатыми и активом;

— готовить помощников инструктора;

— вести учет и контроль всей работы по плаванию.

Инструктором по плаванию могут быть утверждены специа­листы-инструкторы, тренеры, студенты педагогических вузов и колледжей (не моложе 18 лет), прошедшие специальную под­готовку, владеющие способами спасения, оказания первой помощи пострадавшим.

Проводят занятия вожатые и воспитатели. Они обязаны уметь хорошо плавать, знать приемы спасения тонущих.


На время обучения плаванию дети освобождаются от всех других видов занятий (кружковой работы, походов и т.д.).

В спортивно-оздоровительном лагере может работать секция плавания.

Каждая смена заканчивается подведением итогов работы лагеря по плаванию в виде водно-спортивного праздника. В его программу включаются соревнования, на которых дети имеют возможность выполнить контрольные нормативы и разрядные требования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.