КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод упражненияотносится к числу основных практических методов
При обучении плаванию используются специальные физические упражнения, приходится многократно выполнять каж-
дое упражнение, сначала разучивая отдельные элементы, затем соединяя их в целостные движения и, наконец, в способ плавания. Неоднократные выполнения упражнений для освоения, закрепления техники плавания и совершенствования в ней способствуют развитию опорно-двигательного аппарата занимающихся, совершенствованию процессов управления движениями, развитию физических качеств. С помощью метода упражнений задается необходимая нагрузка при обучении плаванию и в спортивной тренировке. С помощью упражнений осуществляется и необходимый отдых. Различают метод строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод. Метод строго регламентированного упражнения. Методами этого типа деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, включающей следующее: — твердо предписанную программу движений (заранее обусловленные состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом); — возможно точное нормирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнения, а также нормирование интервалов отдыха и строго установленное их чередование с нагрузками; — создание или использование внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием и т. д.). Смысл такой регламентации понятен: обеспечить оптимальные условия для освоения новых двигательных умений, навыков и (или) гарантировать точное направленное воздействие на развитие физических качеств. Методы строго регламентированного воздействия имеют множество конкретных вариантов, выбор которых зависит от содержания занятий, этапов обучения и т. д. Примером данного метода в плавании является целостно-раздельный метод обучения спортивным способам плавания, технике прикладного плавания. В процессе совершенствования двигательных навыков и воспитания физических качеств аналогичные по методическому смыслу подходы воплощаются в методах двух типов: методах избирательно-направленного воздействия (упражнения), методах сопряженного упражнения; по признаку стандартиза- ции или вариативности действий — методах стандартно-повторного упражнения и методах вариативного упражнения. Эти и многие другие методы широко известны в практике спортивной тренировки в плавании. Игровой метод. Игровой метод — это не обязательно какая-либо подвижная или спортивная игра (к примеру, водное поло); в принципе, он может быть применен на любом материале, любых физических упражненях, если соответствует определенным признакам, характеризующим этот метод. Такими признаками являются: отсутствие жесткой регламентации действий, вероятностные условия их выполнения, широкие возможности для проявления самостоятельности и творческих начал, сюжет-но-ролевая основа. Разумеется, метод не исключает точного педагогического управления, оно лишь усложняется и приобретает особые формы. Метод используется даже не столько на начальном этапе обучения, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. Соревновательный метод. Соревнование имеет большое значение как способ организации и стимулирования деятельности пловца. Соревнование — всегда противоречие, это соперничество, состязание, борьба за первенство или за высокое достижение. Любые соревнования сопровождаются высокой эмоциональной окраской, высоким уровнем функциональной активности организма. Соревновательный метод характеризуется унификацией требований. Это напрямую отражено в постоянно существующих и видоизменяющихся правилах соревнований. Исключительно велико значение метода для воспитания морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания* самоотверженности и т. д. Вместе с тем метод может способствовать и закреплению отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. д.). Он оправдывает себя только в том случае, когда есть высококвалифицированное педагогическое руководство. Методы тренировки Равномерный метод. Предусматривает непрерывное продолжительное плавание. Метод используется на протяжении всех периодов тренировки, помогает выработать экономичную тех- нику движений, осуществлять чередование нагрузки и расслабления работающих мышц. Несмотря на то что применение метода требует огромных энергетических затрат и продолжительного времени для тренировки, он достаточно эффективен. ЧСС при выполнении упражнений — 140—150 уд/мин. Переменный метод —предусматривает чередование нагрузок разной интенсивности. Это чередование может быть ритмичным (одинаковые периоды работы повышенной интенсивности чередуются с одинаковыми периодами работы пониженной интенсивности) или аритмичным. Разновидностью аритмичного чередования является так называемый «фартлек» («играскоростей»). Интервальный метод — это многократное повторение работы «порциями». Время, затрачиваемое пловцом на преодоление рабочего отрезка и паузы между отрезками, может быть задано строго и достаточно произвольно, это имеет определенные организационные преимущества; однако его недостаток — монотонность, поэтому в ряде случаев его следует применять очень осторожно, особенно в работе с начинающими пловцами. Повторный метод. Предусматривает проплывание серии отрезков от 15 до 200 м с максимальной, субмаксимальной и реже — с большой интенсивностью. Скорость преодоления отрезков — соревновательная или выше соревновательной. Паузы отдыха сравнительно продолжительные. Комбинированный метод. Имеет элементы вышеперечисленных методов. Контрольно-соревновательный метод. Предусматривает прохождение на время с соревновательной скоростью основной соревновательной дистанции или контрольного отрезка..
Глава VI ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ В ПЛАВАНИИ Хорошая организация учебно-спортивной работы — важнейшее условие учебного и тренировочного процесса. «Плавать раньше, чем ходить» В настоящее время становится широко распространенным девиз: «Плавать раньше, чем ходить». Стали появляться группы по обучению детей первого года жизни плаванию при детских поликлиниках, в до-школьных учреждениях. Определенная часть родителей обучает малышей в домашних условиях. Вместе с тем возникает целый ряд сложностей, связанных с особенностями плавания в данном возрасте. Начинать занятия рекомендуется не позднее чем с трехнедельного возраста. Это обусловлено тем, что к данному возрасту не успевает угаснуть врожденный плавательный рефлекс. Если ребенок здоров и есть разрешение врача (а с ним нужно обязательно посоветоваться), можно приступать к занятиям, которые должны проводиться 5—6 раз в неделю. Домашнюю ванну перед началом занятий надо тщательно подготовить. Для этого ванная комната проветривается, сама ванна обрабатывается дезинфицирующими моющими средствами, щеткой, дважды ополаскивается горячей водой. Дезинфицируются также все игрушки и инвентарь, который будет необходим для проведения занятия. Температура воды в ванне не должна быть ниже 37° и выше 39°С. Температуру на протяжении всего занятия необходимо поддерживать на данном уровне, осторожно подливая горячей воды. Вода должна быть абсолютно чистой и пригодной для питья. Такая вода не будет опасной при попадании ее в глаза и уши ребенка. Занятия лучше проводить в одни и те же часы. Они строятся таким образом, чтобы каждый урок плавания вызывал у ребенка положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересованность в пребывании в воде. В то же время нужно быть очень осторожным, чтобы не вызвать отрицательных эмоций — стра- ха, плача, капризов и прочего — в таком состоянии занятие проводить не следует. Во время занятий с ребенком следует постоянно разговаривать, ласково с любовью повторять поощрительные слова: «Молодец!», «Какойхороший мальчик!..» (девочка), «Гребиручками... Двигай ножками!..» и т. д. Еще лучше, если во время занятия будет звучать тихая мелодия. На протяжении всего сеанса следует наблюдать за состоянием ребенка, не допускать перегрузок и переохлаждения. Признаками утомления могут быть: вялость в движениях, нежелание выполнять упражнения, капризы, плач и т. д. При появлении гусиной кожи, озноба, синевы кожных покровов нужно немедленно прекратить занятие. В течение всего периода обучения, а он продолжается один год, необходимо систематически показывать ребенка врачу. Для проведения занятий нужны: — песочные часы; — термометр; — кувшин, ведерко или ковш; — разноцветные плавающие игрушки; — яркие тонущие игрушки; — вспомогательные надувные нарукавники; — чепчик с вшитыми пенопластовыми кубиками и двумя длинными тесемками. Перед началом плавания ребенку рекомендуется сделать легкий массаж и малоинтенсивные гимнастические упражнения. При выполнении массажа в основном применяются приемы поглаживания и растирания поверхности тела, легкие разминания мышц. После такой разминки, перед началом водной процедуры, надо дать ребенку возможность отдохнуть одну-две минуты. Курс обучения, как правило, рассчитан на весь первый год жизни ребенка. В течение первого месяца выполняются упражнения с поддержками: покачивания, проводки, погружения. Поддержки выполняются следующим образом. Первая поддержка — «солдатиком». Уложив ребенка на спину, левую ладонь подвести под затылок малыша, правой рукой обхватить область таза. В таком положении удобно выполнять покачивания, переводя ребенка из горизонтального положения в вертикальное и наоборот. Вторая поддержка — «двойной замок». Ребенок находится в положении на спине. Обе ладони подводятся под спину ма-
лыша, большие пальцы рук, как замком, обхватывают сверху плечи ребенка. В таком положении удобно проводить покачивания в стороны. Третий способ поддержки — «двойной замок с поддержкой под грудь и подбородок». Ребенок находится в положении на груди. Положить ребенка лицом к себе, подвести ладони под его грудь, большими пальцами захватить сверху плечи и верхнюю часть спины, подбородок малыша поместить на свои запястья. В таком положении удобно выполнять покачивания — вниз-вверх, а также боковые. На первых пяти занятиях выполняются самые простые проводки и покачивания. На следующих пяти занятиях проводки и покачивания усложняются: выполняются «восьмерки», «зигзаги», «винты» и т.д. После десятого занятия используется толчковый рефлекс: ребенка подводят к краю ванны таким образом, чтобы его стопы оказались на бортике, а ноги согнутыми в коленных суставах. Ребенок сам должен оттолкнуться от бортика ванны и немного проскользить. Примерно с 15-го занятия используется поддержка «ложка»: ладонь одной руки, сложенной «ложкой», подводится под затылок ребенка, находящегося в положении на спине. Как можно заметить, опора немного уменьшается. В дальнейшем поддержку можно выполнять пальцами, постепенно уменьшая их количество. Примерно в это же время используется и другая поддержка — «дугой». Четыре сомкнутых пальца левой руки и отведенный большой палец образуют изгиб, на который укладывается и слегка приподнимается подбородок ребенка. От занятия к занятию продолжительность проводок увеличивается. С 20-го занятия можно приступать к выполнению погружений. У детей грудного возраста есть еще врожденная способность к задержке дыхания, потому кратковременное окунание вовсе не опасно: наоборот, оно будет стимулировать активные плавательные движения руками и ногами. В дальнейшем на протяжении двух месяцев выполняются проводки, погружения и скольжения. Продолжительность занятий увеличивается до 40 мин, температура воды может быть снижена уже до 34°С. Время поддержки постепенно уменьшается, сама помощь становится минимальной, на 2—5 с ребенка уже можно оставлять без поддержки, постепенно увеличивая время самостоятельного плавания. Проводки усиливаются, вслед за ними — скольжения на груди и на спине. Проводки и скольжения чередуются с погружениями в воду. Лучше выполнять погружение под команду: «Раз! Два! Три!!!». Таким образом хорошо формируется обычный условный рефлекс, готовность ребенка к погружению. Если же он пока еще не испытывает большого желания выполнить погружение, не стоит торопиться, лучше продолжать проводки, скольжения и увеличивать время самостоятельного плавания ребенка, оставляя его без поддержки уже до 30 с и более, при этом стараться, чтобы во время самостоятельного нахождения в воде (плавания) ребенок сохранял положение горизонтальной плавучести. Если тонут ноги, можно легким толчковым движением помочь им всплыть; если же тонет голова, то можно воспользоваться чепчиком с пенопластовыми нашивками или обычными лямками (вожжами). Это удобно не только для ребенка, но и для взрослых: не нужно наклоняться над ванной и долго находиться в таком положении. В возрасте 3,5—4 месяцев можно уже приступать к освоению движений ногами. Для этого прежде всего необходимо использовать естественные движения ребенка; в крайнем случае взять его за стопы и активно помогать выполнять движения. Движения ногами можно сочетать с активной проводкой, дальнейшим скольжением. Не следует торопиться, если что-то не получается у ребенка. Терпеливо и очень настойчиво нужно осваивать каждое последующее задание. Следует учитывать, что плавание способствует не только совершенствованию двигательных способностей ребенка, но еще и закаливанию детского организма, оказывает разнообразные психологические воздействия. Если ребенок нормально развивается и не болеет, можно продолжить освоение плавательных навыков. В возрасте с 4 до 6 месяцев основное внимание уделяется движениям ногами. Когда ребеноку исполнится полгода — он уже пловец со стажем, — последующие два-три месяца можно уделить совершенствованию изучаемых двигательных навыков, играм и развлечениям, ходьбе. Он еще не может держаться вертикально на суше, но в воде — в условиях гипогравитации —может свободно совершать свои первые шагательные движения. Для того чтобы ребенок увереннее делал это, поперек ванны кладется гладкая обструганная доска, за которую малыш всегда может свободно зацепиться. Первое время ребенка можно поддерживать за голову, под плечи, за обе руки. В дальнейшем помощь становится нужной все меньше и меньше. Сначала он держится за одну руку, потом — за большой надувной предмет. В дальнейшем навыку
ходьбы могут способствовать гребковые движения руками, а уверенным движениям в воде — резиновый круг. В возрасте 7—8 месяцев можно включать в программу плавания различные игры. В дальнейшем, когда возраст ребенка приближается к году, следует особенно разнообразить движения в воде, поскольку для него исчезает привлекательность новизны плавания, появляется много разнообразных и новых двигательных навыков на суше: уже в полгода он ползает, сидит, стоит, приседает и прыгает на месте, начинает ходить. Родители с интересом начинают следить за успехами ребенка на суше, теряя интерес к занятиям в воде, а это снижает закаливающий эффект, мешает закреплению приобретенных навыков. Вместе с тем ребенок становится более понятливым, способным к подражанию. Эти особенности взрослые обязательно должны взять на вооружение и не ослаблять, а усиливать внимание к занятиям плаванием. Наконец, ребенок ззаметно подрос, домашняя ванна стала для него мала. На этом заканчивается этап обучения плаванию в домашних условиях. В дальнейшем можно воспользоваться условиями плавательного бассейна детской поликлиники, яслей или детского сада, а результатом занятий в домашних условиях станут прочные гигиенические навыки, любовь к воде на всю жизнь. Плавание в дошкольных учреждениях Формирование умения плавать предусмотрено программой дошкольных учреждений, начиная со второй младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка. Дети этого возраста достаточно самостоятельны, обладают необходимыми гигиеническими умениями и навыками, имеют достаточный двигательный опыт, уже хорошо адаптированы к условиям дошкольного учреждения. Задачи обучения плаванию следующие: — содействие укреплению здоровья; — закаливание; — привитие гигиенических навыков пользования водой; — адаптация к водной среде; — расширение фонда двигательных умений и навыков; — обучение умению держаться на воде и перемещаться с помощью простейших движений. Организация обучения детей плаванию осуществляется в комплексе физкультурно-оздоровительной работы, в сочетании с рациональным режимом активности и отдыха детей. Наиболее удобное время проведения занятий: утром, до завтрака, — с 7.30 до 8.30; после завтрака — с 9.30 до 12.30; после дневного сна — с 15.30 до 16.30. Обучение проходит в форме групповых занятий. Для каждой группы должно быть не менее двух занятий в неделю. В зависимости от условий группы подразделяются на несколько подгрупп, в каждой подгруппе — 6—8 человек. В старших группах число занимающихся в одной группе может составлять 10—12 человек. Продолжительность одного занятия — от 15—20 до 30 мин. Основное содержание занятий составляют физические упражнения и игры. Основной метод — игровой. Плавание в общеобразовательной школе Физическое воспитание школьников охватывает длительный период в жизни растущего организма. Этот период очень важен с точки зрения развития организма и воспитания всесторонне развитой личности. Содержание физического воспитания в школе регламентировано программами. Программа по предмету «Физическая культура» включает плавание как базовый компонент, обязательную ее часть, позволяющую успешно решать задачи физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Упражнения в плавании наряду с другими средствами способствуют формировании прочного фундамента двигательной сферы человека. Это особенно значимо с точки зрения закономерностей возрастного развития ребенка, хотя обучению плаванию отводится в среднем всего по 14 ч из 68 годовых на физическую культуру. Там, где есть условия для проведения плавания, приступать к обучению можно с первого класса. Несмотря на ограниченное количество часов, отводимых для обучения плаванию, при умелой организации и эффективном их использовании можно успешно решить поставленные задачи. Учитывая климатические условия и экологическую обстановку в большинстве регионов Российской Федерации, обучение плаванию следует проводить в крытых плавательных бассейнах. В содержание учебного материала включены: подготовительные упражнения для освоения с водой, спортивные способы плавания, элементы прикладного плавания, упражнения для воспитания физических качеств — по сути, все, что в своей ос-
12 Плавание нове составляет предмет плавания. Как показывают практика и данные специальных исследований, школьники проявляют большой интерес к занятиям плаванием. Урок плавания в школе. Обучение плаванию в общеобразовательной школе проводится в форме урока, который имеет свои отличительные особенности: — высокие требования к оборудованию мест занятия; — высокие требования к технике безопасности занимающихся; — преимущественная направленность занятий на обучение двигательным действиям; — относительно небольшое количество занимающихся в одной группе; — эффективный индивидуальный подход; — высокая моторная плотность урока (главная причина — значительные потери тепла); — необычные условия работы анализаторных систем, а отсюда — точность подаваемых команд и распоряжений (речь педагога должна быть кратка и лаконична); — широкое использование в практике преподавания жестов: ориентировка в пространстве почти полностью становится функцией зрения; — высокая эффективность игрового метода; — быстрая утомляемость детей в связи с необычностью сенсорных воздействий; — строгий учет состояния здоровья занимающихся на текущий момент; — хорошее знание преподавателем личностных качеств Учет вышеперечисленных особенностей, несомненно, поможет успешно решить поставленные задачи. Плавание в профессиональной школе Плавание — неотъемлемая часть физического воспитания учащейся молодежи, овладевающий профессией в различных типах учебных заведений. Оно призвано обеспечить необходимые физические кондиции учащихся, студентов, курсантов, приобретение ими профессионально важных двигательных умений и навыков. Особенно важна профессионально-прикладная подготовка будущих специалистов морского и речного флота, рыболовных хозяйств, геологов, спасателей и т. д., т. е. тех профессий, где умение плавать жизненно необходимо. Одной из важнейших задач физического воспитания в профессиональной школе остается задача укрепления здоровья, повышения физической работоспособности. Плавание организуется в зависимости от имеющихся условий. Содержание раздела «Плавание» определяется,программами физического воспитания данного типа учебных заведений. Занятия проводятся в группах. На одного преподавателя не должно быть более пятнадцати занимающихся. Группы формируются с учетом состояния здоровья, общей физической и плавательной подготовленности учащихся и студентов. В каждой из групп решаются свои задачи: в одних — задачи начального обучения плаванию, в других — совершенствования в технике спортивного плавания, в третьих — повышения спортивного мастерства спортсменов-разрядников. На специальном учебном отделении плавание используется как оздоровительное и гигиеническое средство. К занимающимся предъявляются соответственно разные контрольные нормативы и требования. Они отражены в рабочих программах. Плавание в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) ДЮСШ осуществляют подготовку спортсменов высокой квалификации, содействуя укреплению здоровья учащихся, нормальному физическому развитию детей и подростков, повышению их физической работоспособности, воспитанию личностных качеств. В соответствии с требованиями положения о работе ДЮСШ контингент занимающихся разделен на следующие группы: 1) начальной подготовки; 2) учебно-тренировочные; 3) спортивного совершенствования; 4) высшего спортивного мастерства. Перед каждой группой для соответствующего этапа многолетней подготовки сформулированы свои задачи. На основе нормативных документов, регламентирующих работу ДЮСШ, составлена программа. Она определяет стратегическую направленность плавания и является основным документом, ориентирующим тренеров и учащихся на многолетнюю подготовку. Для каждого периода подготовки в программе существуют свои задачи. При правильно организованном учебно-тренировочном процессе норматив мастера спорта * девушки должны выполнить в 15 лет, юноши — в 17; норматив мастера спорта международного класса — девушки в 18 лет, юноши — в 20 лет. В основе принципов построения спортивной тренировки лежат педагогические принципы обучения и воспитания. Многолетняя подготовка учитывает: — строгую преемственность задач, средств и методов спортив — неуклонное возрастание объемов общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: увеличивается удельный вес специальной подготовки и уменьшается — общей физической; — непрерывное совершенствование техники спортивного плавания; — планирование тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом биологического возраста занимающихся; — одновременное развитие физических качеств спортсмена на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных физических качеств в наиболее благоприятные (сенситивные) периоды развития организма. Как показывает практика, ДЮСШ — наиболее эффективное звено в системе обучения плаванию: отличный кадровый состав, неплохая материально-техническая база и многие другие составляющие обеспечивают высокое качество подготовки спортсменов. Занятия плаванием и водные процедуры в группах здоровья Группы здоровья создаются на предприятиях, в учебных заведениях, в спортивно-оздоровительных клубах, на спортивных базах, в домах отдыха. Местами для занятий могут быть крытые плавательные бассейны и открытые водоемы. В воде можно выполнять разнообразные физические упражнения. С оздоровительными и лечебными целями могут быть использованы следующие виды тренировок: купание и плавание, гимнастика и игры в воде, различные водные процедуры. Прием душа. Эта водная процедура — составная часть плавания при пользовании бассейном. Исследования показывают, что во время этой процедуры происходит существенное увеличение ЧСС. Поскольку сама процедура, а также температурные условия влияют на сердечный ритм, то ее не только можно, но и следует обязательно использовать, применяя душевые устройства различных конструкций. Гимнастика в воде. Применяются дыхательные упражнения и гимнастические упражнения. Это могут быть имитационные движения руками и ногами, элементы ходьбы, бега на месте и в движении. Возможны упражнения на различных снарядах, находящихся в воде, с использованием плавающих приспособлений (доски, круги, палки, плотики, надувные камеры и т. д.). С помощью таких упражнений легко дозировать нагрузку, выполняя упражнения в разном темпе, чередуя их с продолжительным и непродолжительным отдыхом. Купания и плавание. Используется плавание произвольным способом, можно без выноса рук из воды, в умеренном темпе, с остановками для отдыха 20—30 с через каждые 10, 20, 30, 40, 50 м. Игры на воде: водное поло, волейбол, баскетбол, бадминтон. Оздоровительное плавание и водные процедуры проводятся под наблюдением инструктора. Использование плавания в качестве лечебного средства возможно только по назначению и под наблюдением врача. Плавание в спортивно-оздоровительном лагере Решение проблемы массового обучения плаванию возможно через систему работы спортивно-оздоровительного лагеря. Как правило, в летние месяцы многие дети выезжают для отдыха за город в летние спортивно-оздоровительные лагеря, многие из которых оборудованы стационарными или сезонными плавательными бассейнами. При условии теплой солнечной погоды и температуры воды 20—24°С занятия по плаванию можно проводить ежедневно в течение оДной лагерной смены. За это время ребенка можно обучить уверенно держаться на воде, проплывать облегченными способами от 15 до 25 м. Уже умеющие плавать дети могут в условиях спортивно-оздоровительного лагеря совершенствовать свои навыки в плавании, обучиться технике спортивных способов. Для успешного проведения работы по плаванию необходимо проделать большую подготовительную работу, начиная с оборудования мест занятий и комплектования учебных групп. Комплектование учебных групп начинается с выяснения плавательной подготовленности детей. Их делят на три группы: в первую включают тех, кто вообще не умеет плавать; во
вторую— детей, которые могут держаться на воде и проплыть любым способом 10—15 м; в третью группу включают тех, кто плавает относительно хорошо. Желательно комплектовать группы отдельно для мальчиков и девочек, с учетом их возраста и физической подготовленности. Количество занимающихся в одной учебной группе — 10—12 человек. Время занятий плаванием — ежедневно с 10.30 до 13.30 и с 16.30 до 18.30. Температура воды для занятий старших детей не должна быть ниже 18°С, для всех остальных — не ниже 20°С; температура воздуха должна быть выше температуры воды на 4—5°. Продолжительность занятий в начале лагерной смены для младших детей не должна быть более 5—7 мин, для старших детей — 10 мин. В дальнейшем, в зависимости от температурных условий, закаленности детей, количества проведенных занятий, продолжительность пребывания в воде увеличивается, достигая 30—45 мин. Наиболее эффективная форма работы — групповые занятия. Они помогают развивать у детей чувство коллективизма, взаимопомощи, стимулируют активность. Групповые занятия всегда проходят более эмоционально, чем индивидуальные, способствуют, более быстрому освоению учебного материала. Работа по плаванию осуществляется под руководством инструктора, его задача — организация обучения, обеспечение безопасности при проведении занятий на воде. Обязанности инструктора: — составить план работы и утвердить его на лагерной комиссии; — подготовить места занятий; — с началом работы лагеря проводить инструктаж с вожатыми и воспитателями отрядов по правилам организации и проведения купания детей; — обеспечивать безопасность проведения занятий; — проводить методические занятия с вожатыми и активом; — готовить помощников инструктора; — вести учет и контроль всей работы по плаванию. Инструктором по плаванию могут быть утверждены специалисты-инструкторы, тренеры, студенты педагогических вузов и колледжей (не моложе 18 лет), прошедшие специальную подготовку, владеющие способами спасения, оказания первой помощи пострадавшим. Проводят занятия вожатые и воспитатели. Они обязаны уметь хорошо плавать, знать приемы спасения тонущих. На время обучения плаванию дети освобождаются от всех других видов занятий (кружковой работы, походов и т.д.). В спортивно-оздоровительном лагере может работать секция плавания. Каждая смена заканчивается подведением итогов работы лагеря по плаванию в виде водно-спортивного праздника. В его программу включаются соревнования, на которых дети имеют возможность выполнить контрольные нормативы и разрядные требования.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |