КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование личности в младшем школьном возрасте
III II I Темы для самостоятельной исследовательской работы Темы для рефератов Тема 4. Психологические новообразования дошкольного возраста Тема 3. Формирование личностных качеств у ребенка-дошкольника Тема 2. Эмоционально-мотивационная регуляция поведения Тема 1. Усвоение нравственных норм Темы и вопросы для обсуждения на семинарах 1. Этапы формирования различных качеств личности в дошкольном возрасте. 2. Роль общения в развитии личности дошкольника. 3. Значение сюжетно-ролевых игр для усвоения нравственного поведения. 4. Возникновение нравственной саморегуляции и нравственных качеств личности.
1. Расширение мотивационной сферы общения в дошкольном детстве. 2. Появление и включение в регуляцию поведения социальных мотивов: признания, одобрения, похвалы, оказания помощи другому человеку. 3. Формирование предпосылок к развитию потребности в достижении успехов. 4. Становление и укрепление мотива достижения успехов у детей. 6. Возникновение соподчинения мотивов и их волевой регуляции.
1. Понятие о базовых качествах личности. 2. Возникновение у ребенка «внутренней позиции». 3. Подражание и его превращение в способность к научению. 4. Различия во влиянии родителей на развитие личностных качеств у мальчиков и девочек. 1. Возникновение образного и символического внутреннего плана действий. 2. Синтез внутренних и внешних операций в познавательных процессах детей. 3. Соединение воображения, мышления и речи, дифференциация интеллектуальных и коммуникативных функций речи. 4. Появление произвольной нравственной саморегуляции. 5. Становление самосознания и индивидуальности ребенка.
1.Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте. 2.Развитие аффективно-потребностной сферы дошкольника. 3. Особенности формирования базовых качеств личности у детей дошкольного возраста. 4 Комплексная характеристика психологических новообразований у детей дошкольного возраста.
1. Система факторов и условий, способствующих ускоренному нравственному формированию ребенка-дошкольника. 2. Условия успешного развития мотивации достиженияуспехов у детей дошкольного возраста. 3. Факторы, влияющие на формирование базовых качеств личности в дошкольном возрасте. 4. Взаимосвязь в развитии отдельных психических процессов и свойств личности в дошкольном детстве.
Литература Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.— Иркутск, 1989., (Особенности личности ребенка-дошкольника: 76—79.) Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—М., 1984.—Т. 4. (Кризис семи лет: 367-»386.). Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии.—1992.—№ 1. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников.— М., 1984. (Личность в дошкольном возрасте: 112—121.) Мухина В. С. Детская психология.—М., 1985. (Саморегуляция поведения в дошкольном возрасте: 171—180. Формирование нравственных качеств личности у дошкольника: 180—198.) Развитие чувств у дошкольника: 198—204. Развитие воли у дошкольника: 213—221.) Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6—7 лет.— М., 1992. (Некоторые задачи и методы воспитания личности детей 6—7 лет: 126—138. Методы исследования личности детей 6—7-летнего возраста: 146—157.) Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект.— М., 1987. (Сюжетно-ролевые игры дошкольников: 18—38. Взаимодействие дошкольников в игре: 38—47. Формирование ролевого поведения детей в игре: 76—97.) Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника— Киев 1985. (Психологическая готовность к обучению в школе: 85—110.) Раттер М. Помощь трудным детям.— М., 1987. Период от двух до пяти лет: 97—112.) Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет).— М., 1960. (Психическое развитие детей в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет): 138— 291 Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте: 293—316.) Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др.—М., 1984. (Психология дошкольника: 67—74.) Коломинский Я. П., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.— М., 1988. (Психологические особенности игры шестилетних детей: 51—70. Особенности учебной деятельности шестилетних детей: 70—83. Художественная деятельность шестилетних детей: 83—96. Личность шестилетнего ребенка: 97—114. Индивидуальные различия в шестилетнем возрасте: 114—127. Познавательная сфера шестилетнего ребенка: 128—173. Учитель и дети шестилетнего возраста: 173—183.) Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.—М., 1991. (Изменение отношения ребенка к самому себе на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов: 103—135.) Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.~ М., 1983.—Т. 1. (Психологические основы дошкольной игры: 303—323.) Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов.— М., 1986. (Личность шестилетнего ребенка: 18—32. Индивидуальные различия шестилетних детей: 45—66. Игра у детей шестилетнего возраста: 67—78. Воспитание детей-шестилеток: 108—116.) Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.—Л., 1989. (Самоконтроль у дошкольников: 86—90.) Особенности психического развития детей 6.—7-летнего возраста.— М., 1988. (Формирование внутренней позиции: 22—36. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет: 36—45. Эмоциональное развитие детей 6—7 лет: 45—55. Становление самосознания у детей 6—7 лет: 56—65.) Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.— М., 1986. (Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного воз раста: 32—51.) Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка.— М., 1988. (Исследования детских конфликтов в психологии дошкольного возраста: 3—17. Психологический конфликт у дошкольников: 18—40. Возникновение и развитие конфликта у дошкольников в игре: 40—63. Возникновение и развитие конфликта на мотивационно-личностной основе: 63—83. Психолого-педагогическая коррекция детских конфликтов в дошкольном возрасте: 83—113.) Амонашвили Ш.А. В школу—с шести лет.—М., 1986. (Психологические особенности шестилетних детей: 13—19.) Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения.— М., 1990. (Изучение нормального и отклоняющегося формирования личности дошкольника: 88—107.) Левитов Н. Д. Психология характера.— М., 1969. (Ст ановление характера в дошкольном возрасте: 378—388.) Субботский Е. В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка).—М., 1978. (Первый шаг в альтруизм: 56—71.) Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966. (Эмоции в дошкольном и младшем школьном возрасте: 82—113.) Глава 11. Краткое содержание Развитие мотивации достижения успехов. Младший школьный возраст — время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Доверительность и открытость, послушание и исполнительность—важные личностные особенности младших школьников. Усиление сознательного контроля и волевой регуляции деятельности. Предупреждение возникновения мотива избегания неудачи. Формирование адекватной самооценки и нормального уровня притязаний у ребенка. Зависимость уровня притязаний ребенка от положения, занимаемого им в системе межличностных отношений. Различение ребенком своих возможностей и способностей. Осознание того, что успех больше зависит от старания и прилагаемых усилий, чем от имеющихся способностей. Становление самостоятельности и трудолюбия. Условия формирования и закрепления трудолюбия как качества личности в младшем школьном возрасте. Два основных вида деятельности, в которых развивается это качество: учение и труд. Необходимость использования действенных форм стимуляции развития данного качества личности. Дилемма доверия — недоверия, возникающая при воспитании самостоятельности у детей младшего школьного возраста, ее оптимальное решение и возможные отрицательные следствия при неудачном решении. Способы и средства развития самостоятельности у детей данного возраста. Использование коллективных форм организации учения и труда детей в начальных классах школы для развития самостоятельности. Усвоение правил и норм общения. Изменение системы взаимоотношений ребенка с окружающими людьми при поступлении в школу. Укрепление новой внутренней позиции ребенка. Переход от нравственного реализма к нравственному релятивизму — к пониманию относительности существующих норм (по теории Ж. Пиаже). Особенности нравственных суждений детей — реалистов и релятивистов. Уточнение и дальнейшее развитие идей нравственного реализма и релятивизма. Интегральная характеристика психологии ребенка младшего школьного возраста. Переход ребенка на новый уровень познавательного и личностного развития. Определение общих и специальных способностей. Принятие обоснованных психолого-педагогических решений по дифференцированному обучению детей с разными способностями. Использование мотивации достижения успехов для развития личности и способностей ребенка. Появление значимых социальных мотивов, удовлетворяемых в общении со сверстниками, опора на них в воспитательном процессе.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |