Предлагаемая методическая разработка предназначена для выполнения самостоятельной работы по дисциплине "Химия" студентами при подготовке дипломированных специалистов и бакалавров по техническим специальностям и направлениям.
Разработка включает следующие разделы:
1. Тестовые вопросы (задания А) и расширенные задания по обоснованию ответов на тесты (задания Б).
2. Ответы на тестовые вопросы по заданиям А.
3. Литература (главы, разделы), рекомендуемая для изучения при выполнении самостоятельной работы по данным заданиям.
Таким образом, предлагаемое издание содержит краткие и расширенные задания для самостоятельной работы и обучающие элементы к ним, ориентирована на все темы государственных образовательных стандартов с максимальным объемом разделов "Химия".
Конкретные задания студентам выдаются преподавателями только по темам, которые включены в стандарты их специальностей или направлений.
Методическая разработка такой структуры и содержания издается впервые.
1. Студент выполняет задания А и Б для своего варианта (устанавливается преподавателем) только по темам (номеру задания), указанным преподавателем для его специальности или направления.
2. Ответ на краткое задание А сверяется с правильным ответом на него, приведенным в конце методической разработки в разделе 4 (приложение).
3. После сверки ответа студентом приводится номер правильного ответа и сам ответ на тестовое задание А.
4. Ответ подробно обосновывается в соответствии с заданием по п. Б.
5. Результаты самостоятельной работы засчитываются только при правильных ответах по п.п. А и Б.
Правильные ответы на вопросы пункта А всех тестовых заданий приведены в приложении А.
2.1 Комплексные тестовые задания 1–5 по темам "Периодическая система и строение атомов элементов", "Химическая связь и строение молекул"
Рекомендуемая литература: [1, §§ 1.1-1.5]; [2, гл. 3, 4]; [3, §§ 2.1-2.6, 3.1-3.4]; [4, гл. 3]; [5, гл. III]; лекции.
Комплексное тестовое задание 1 (таблица 1.1)
А. Выберите правильный ответ (1, 2, 3 или 4) из таблицы 1, указывающий электронную формулу конфигурации валентных электронов в невозбужденном состоянии атома элемента с указанным порядковым номером, и приведите выбранную конфигурацию.
Б. Дайте определение валентных электронов и объясните, почему для данного элемента, с учетом его положения в Периодической системе, приведенные электроны являются валентными.
Укажите, к какому электронному семейству данный элемент относится и почему.
Перечислите электронные аналоги данного элемента и объясните, какой общий признак строения атомов их объединяет.
Составьте полную электронную формулу данного атома, укажите названия и значения квантовых чисел всех атомных орбиталей в каждом энергетическом уровне этого атома.
Таблица 1 – Варианты тестовых заданий
Вариант
Порядковый номер элемента
Валентные электроны в невозбужденном состоянии
(набор ответов)
№ 3
2s22p1
2s2
2p1
2s1
№ 51
5s24d3
5s25p5
5s25p3
5s15p4
№ 19
4s23d1
4s24p1
4s1
4p1
№ 13
3s2
3s23p1
4s23d1
3p3
№ 22
4s24р2
4s23d2
4s24p1
4s13d3
№ 37
5s2
5s25p1
5s1
5p1
№ 23
4s2
4s24p3
4s13d4
4s23d3
№ 50
5s2
5s25p3
5s25p2
5s14d4
№ 26
4s24p6
4s23d5
4s23d6
4s24d6
№ 40
5s24d2
5s24p2
5s2
5p1
№ 81
6s2
6s25d1
6s26p1
6p3
№ 34
4s24p4
4s23d4
4s24p5
4s24d4
№ 83
6s26p3
6s25d3
6s26p5
6s16p4
№ 82
5s25p2
6s25d2
6s26p2
6s26d2
Продолжение таблицы 1
Вариант
Порядковый номер элемента
Валентные электроны в невозбужденном состоянии
(набор ответов)
№ 4
2s22p2
2s1
2s2
2p2
№ 20
4s24p1
4s2
4s1
4p2
№ 84
6s26p2
6s25d4
6s26d4
6s26p4
№ 30
4s2
4s23d10
4s13d10
4s13d1
№ 38
4s2
5s2
5s25p1
5p2
№ 21
4s2
4s24p1
4s23d1
4s24d1
№ 31
4s23d1
4s23d3
4s24p1
4p3
№ 56
6р2
6s26p1
6s2
6p2
№ 55
6s16р1
6s2
6s1
6p1
№ 25
4s24p5
4s24d5
4s23d4
4s23d5
№ 16
3s23p5
3s23p4
4s23d4
3p6
№ 39
5s15p2
5s24d1
5s14d2
5s25p1
№ 43
5s14d6
5s24d5
5s24d4
5s25p5
№ 47
5s14d10
5s14d1
5s2
5p1
№ 32
4s24р3
4s23d2
4s24р2
4р4
№ 33
4р5
4s23d3
4s24р5
4s24р3
Комплексное тестовое задание 2 (таблица 2)
А. Выберите правильный ответ (1, 2, 3 или 4) из таблицы 2, указывающий интервал возможных степеней окисления элемента с указанным порядковым номером, и приведите выбранный интервал.
Б. Составьте электронно-графические формулы конфигурации валентных электронов данного элемента в основном и во всех возможных возбужденных состояниях. В выбранном из таблицы 2.1 интервале степеней окисления укажите наиболее характерные степени окисления; объясните, почему именно эти значения являются наиболее характерными для данного элемента.
Охарактеризуйте смысл понятия «степень окисления». Укажите, от каких характеристик атома зависит степень окисления его элемента и как она прогнозируется по положению элемента в периодической системе.
Объясните, на какие свойства соединения (при его взаимодействии с другими соединениями) указывают степени окисления составляющих его атомов.
Таблица 2 – Варианты тестовых заданий
Вариант
Порядковый номер элемента
Степени окисления (набор ответов)
№ 41
от 0 до +3
от 0 до +5
от 0 до +4
от -3 до +5
№ 12
от 0 до +2
от -2 до +4
от 0 до +4
от -1 до +2
№ 23
от 0 до +4
от 0 до +3
от -3 до +5
от 0 до +5
№ 26
от 0 до +3
от 0 до +6
от -2 до +6
от -2 до +8
Продолжение таблицы 2
Вариант
Порядковый номер элемента
Степени окисления (набор ответов)
№ 8
от –2 до +2
от -2 до +6
от -2 до +4
от -2 до 0
№ 16
от –2 до +4
от -2 до +2
от -2 до +6
от 0 до +6
№ 19
от 0 до +3
от –1 до +1
от 0 до +1
от –1 до +4
№ 4
от –1 до +1
от 0 до +2
от 0 до +1
от –2 до +2
№ 13
от –2 до +3
от 0 до +1
от -3 до +3
от 0 до +3
№ 9
от -1 до 0
от –1 до +7
от -1 до +1
от -2 до 0
№ 30
от 0 до +3
от 0 до +2
от 0 до +4
от -2 до +2
№ 38
от 0 до +2
от 0 до +3
от 0 до +1
от -2 до +2
№ 17
от 0 до +7
от 0 до +6
от -1 до +7
от -1 до 0
№ 22
от 0 до +2
от -2 до +4
от -4 до +4
от 0 до +4
№ 37
от -1 до +1
от 0 до +1
от 0 до +3
от 0 до +5
№ 31
от 0 до +3
от 0 до +1
от -1 до +3
от -3 до +3
№ 6
от -2 до +2
от -4 до 0
от -4 до +4
от 0 до +4
№ 35
от -1 до +7
от -1 до +5
от 0 до +7
от -1 до +0
№ 56
от 0 до +1
от –2 до +2
от 0 до +2
от 0 до +6
№ 42
от –2 до +6
от 0 до +4
от 0 до +6
от 0 до +5
№ 55
от –1 до +1
от 0 до +2
от 0 до +6
от 0 до +1
№ 20
от –2 до +4
от 0 до +4
от 0 до +2
от -2 до +2
№ 7
от -3 до +5
от 0 до +5
от -3 до 0
от -3 до +4
№ 21
от 0 до +1
от 0 до +5
от 0 до +3
от -3 до +3
№ 39
от –3 до +3
от 0 до +3
от 0 до +5
от 0 до +2
№ 14
от –4 до 0
от -3 до +3
от -4 до +4
от 0 до +4
№ 25
от –1 до +7
от 0 до +4
от 0 до +3
от 0 до +7
№ 24
от 0 до +6
от 0 до +4
от -2 до +6
от 0 до +3
№ 15
от -3 до 0
от 0 до +3
от -3 до +5
от 0 до +5
№ 43
от –1 до +7
от 0 до +5
от 0 до +7
от 0 до +1
Комплексное тестовое задание 3 (таблица 3)
А. Выберите правильный ответ (1, 2, 3 или 4) из таблицы 3, отражающий последовательность изменения указанных свойств или параметров атомов элементов в данном ряду слева направо (от первого ко второму и далее от второго к третьему элементу, таблица 3), и приведите выбранный ответ.
Б. Охарактеризуйте сущность рассматриваемого параметра или свойства; поясните, как этот параметр (свойство) связан(о) со строением атома, другими его характеристиками и положением элемента в периодической системе. Обоснуйте свой ответ по пункту А.
Таблица 3 – Варианты тестовых заданий
Ва-
ри-
ант
Свойства
или параметр
Ряд
элементов
Набор ответов
Металличе-ские свойства
Be, Sr, Ba
увели-чиваются
умень-шаются
увеличиваются, а затем уменьшаются
уменьшаются,
а затем увеличиваются
Энергия
ионизации
K, Fr, Li
увели-чивается
умень-шается
увеличивается, а затем уменьшается
уменьшается,
а затем увеличивается
Металлические свойства
Sc, V, Fe
увели-чиваются
умень-шаются
увеличиваются, а затем уменьшаются
уменьшаются,
а затем увеличиваются
Восстановительные свойства
Mg, Si, Na
увели-чиваются
умень-шаются
увеличиваются, а затем уменьшаются
уменьшаются,
а затем увеличиваются
Энергия
ионизации
K, Ca, As
увели-чивается
умень-шается
увеличивается, а затем уменьшается
уменьшается,
а затем увеличивается
Электроотрицательность
Se, О, Po
увели-чивается
умень-шается
увеличивается, а затем уменьшается
уменьшается,
а затем увеличивается
Радиус
атома
Te, S, O
увели-чивается
умень-шается
увеличивается, а затем уменьшается
уменьшается,
а затем увеличивается
Радиус атома
Ga, In, B
увели-чивается
умень-шается
увеличивается, а затем уменьшается
уменьшается,
а затем увеличивается
Энергия
ионизации
Cs, Rb, Na
увели-чивается
умень-шается
увеличивается, а затем уменьшается
уменьшается,
а затем увеличивается
Окислительные свойства
P, N, Sb
увели-чиваются
умень-шаются
увеличиваются, а затем уменьшаются
уменьшаются,
а затем увеличиваются
Радиус атома
Mg, Ca, Sr
увели-чивается
умень-шается
увеличивается, а затем уменьшается
уменьшается,
а затем увеличивается
Неметаллические свойства
S, Te, Po
увели-чиваются
умень-шаются
увеличиваются, а затем уменьшаются
уменьшаются,
а затем увеличиваются
Энергия сродства к электрону
As, Sb, Bi
увели-чивается
умень-шается
увеличивается, а затем уменьшается
уменьшается,
а затем увеличивается
Электроотрицательность
F, Cl, I
увели-чивается
умень-шается
увеличивается, а затем уменьшается
уменьшается,
а затем увеличивается
Радиус атома
Li, B, F
увели-чивается
умень-шается
увеличивается, а затем уменьшается
уменьшается,
а затем увеличивается
Продолжение таблицы 3
Ва-
ри-
ант
Свойства
или параметр
Ряд
элементов
Набор ответов
Окислительные свойства
Br, Cl, F
увели-чиваются
умень-шаются
увеличиваются, а затем уменьшаются
уменьшаются,
а затем увеличиваются
Радиус атома
Ca, Se, Br
увели-чивается
умень-шается
увеличивается, а затем уменьшается
уменьшается,
а затем увеличивается
Восстановительные свойства
Cl, Br, I
увели-чиваются
умень-шаются
увеличиваются, а затем уменьшаются
уменьшаются,
а затем увеличиваются
Металлические свойства
Po, Pb, Tl
увели-чиваются
умень-шаются
увеличиваются, а затем уменьшаются
уменьшаются,
а затем увеличиваются
Восстановительные свойства
As, Bi, N
увели-чиваются
умень-шаются
увеличиваются, а затем уменьшаются
уменьшаются,
а затем увеличиваются
Металлические свойства
K, Ca, Ge
увели-чиваются
умень-шаются
увеличиваются, а затем уменьшаются
уменьшаются,
а затем увеличиваются
Неметаллические свойства
Bi, P, N
увели-чиваются
умень-шаются
увеличиваются, а затем уменьшаются
уменьшаются,
а затем увеличиваются
Энергия
ионизации
B, Ga, In
увели-чивается
умень-шается
увеличивается, а затем уменьшается
уменьшается,
а затем увеличивается
Восстановительные свойства
O, Se, Te
увели-чиваются
умень-шаются
увеличиваются, а затем уменьшаются
уменьшаются,
а затем увеличиваются
Энергия
ионизации
Ti, Mn, Ni
увели-чивается
умень-шается
увеличивается, а затем уменьшается
уменьшается,
а затем увеличивается
Металлические свойства
Ga, В, In
увели-чиваются
умень-шаются
увеличиваются, а затем уменьшаются
уменьшаются,
а затем увеличиваются
Электроотрицательность
N, P, Sb
увели-чивается
умень-шается
увеличивается, а затем уменьшается
уменьшается,
а затем увеличивается
Энергия сродства к электрону
S, Al, Cl
увели-чивается
умень-шается
увеличивается, а затем уменьшается
уменьшается,
а затем увеличивается
Металлические свойства
In, Sn, Sb
увели-чиваются
умень-шаются
увеличиваются, а затем уменьшаются
уменьшаются,
а затем увеличиваются
Восстановительные свойства
Cl, S, Mg
увели-чиваются
умень-шаются
увеличиваются, а затем уменьшаются
уменьшаются,
а затем увеличиваются
Комплексное тестовое задание 4 (таблица 4)
А. Укажите, какую геометрическую форму (1, 2, 3 или 4) имеет молекула данного соединения (таблица 4) и назовите ее.
Б. Приведите электронно-графические формулы конфигураций валентных электронов атомов в момент образования между ними химических связей в данной молекуле. Назовите вид гибридизации (если таковая имеет место) и пространственную направленность гибридных орбиталей. Изобразите схему перекрывания электронных облаков атомов при образовании химических связей в данной молекуле и ее структурную формулу. Отразите и оцените полярность химических связей и в целом полярность молекулы.
Таблица 4 – Варианты тестовых заданий
Ва-ри-ант
Сое-дине-ние
Форма молекулы (набор ответов)
Н2S
Пирамидальная
Тетраэдрическая
Линейная
Угловая
Н2О
Угловая
Треугольная
Тетраэдрическая
Пирамидальная
SiН4
Пирамидальная
Тетраэдрическая
Угловая
Линейная
CН4
Пирамидальная
Треугольная
Тетраэдрическая
Угловая
GeН4
Треугольная
Пирамидальная
Тетраэдрическая
Угловая
InCl3
Тетраэдрическая
Треугольная
Пирамидальная
Угловая
MgН2
Линейная
Тетраэдрическая
Угловая
Пирамидальная
Н2Se
Тетраэдрическая
Угловая
Линейная
Пирамидальная
AlН3
Пирамидальная
Треугольная
Тетраэдрическая
Угловая
Н2Te
Тетраэдрическая
Линейная
Пирамидальная
Угловая
AsН3
Пирамидальная
Тетраэдрическая
Треугольная
Угловая
BeН2
Угловая
Тетраэдрическая
Линейная
Пирамидальная
PН3
Треугольная
Пирамидальная
Тетраэдрическая
Угловая
AlBr3
Угловая
Треугольная
Пирамидальная
Тетраэдрическая
SiCl4
Треугольная
Линейная
Тетраэдрическая
Пирамидальная
CН3Cl
Тетраэдрическая
Треугольная
Пирамидальная
Угловая
MgI2
Линейная
Тетраэдрическая
Угловая
Пирамидальная
NН3
Треугольная
Пирамидальная
Тетраэдрическая
Угловая
CНCl3
Треугольная
Пирамидальная
Тетраэдрическая
Угловая
InН3
Треугольная
Тетраэдрическая
Пирамидальная
Угловая
PCl3
Пирамидальная
Угловая
Треугольная
Тетраэдрическая
GaCl3
Угловая
Треугольная
Тетраэдрическая
Пирамидальная
CCl4
Пирамидальная
Треугольная
Тетраэдрическая
Линейная
AlCl3
Тетраэдрическая
Пирамидальная
Угловая
Треугольная
BeCl2
Линейная
Тетраэдрическая
Угловая
Пирамидальная
SnCl4
Тетраэдрическая
Треугольная
Линейная
Угловая
BeBr2
Пирамидальная
Угловая
Линейная
Тетраэдрическая
MgBr2
Угловая
Тетраэдрическая
Линейная
Пирамидальная
SbCl3
Линейная
Тетраэдрическая
Треугольная
Пирамидальная
MnCl2
Линейная
Угловая
Тетраэдрическая
Пирамидальная
Комплексное тестовое задание 5 (таблица 5)
А. Укажите, какое из данных веществ (1, 2, 3 или 4) из таблицы 5 cпособно образовывать водородные связи с молекулами воды, и приведите формулу этого соединения.
Б. Объясните, каков механизм образования водородных связей, и отразите это схемой образования водородных связей между молекулами воды и выбранного соединения.
Укажите другие виды возможных межмолекулярных взаимодействий рассматриваемого вещества с водой и объясните, как они возникают.
Таблица 5 – Варианты тестовых заданий
Вариант
Соединение, способное образовывать водородные связи с молекулами воды (набор ответов)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление