КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В. А. Розанова. Мероприятия по поддержанию мотивации при выполнении основных организационных целей
Мероприятия по поддержанию мотивации при выполнении основных организационных целей 1 Систематическая проверка срока работы персонала на одной должности и горизонтальное перемещение по службе Горизонтальные перемещения должны быть престижными Перемещения "вниз" по служебной иерархии также должны носить престижный характер. 2 Мероприятия по обогащению содержания труда 3. Структурное планирование организации и применение гибких организационных форм 100 Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" Часть I. Глава 3. Мотивация к труду 4 Развитие организационной деятельности, включающее ценность творческого подхода и обучения персонала и руководителей. 5. Развитие стратегии сотрудничества внутри групп с участием руководителей При выборе описанных в данной работе теорий автор руководствовался фактом.признания их в развитых странах и практической ценностью Другие теории трудовой мотивации остались за рамками данной работы. Резюме 1. Мотивация в практике управления занимает центральное место Самой трудной из функций управления является мотивирование как руководителей, так и исполнителей Сложность мотивирования связана с действием и проявлением человеческого фактора в организации. 2. Характер взаимоотношений между людьми и отношение исполнителей к своей работе проявляется в форме удовлетворенности или, наоборот, неудовлетворенности трудом. 3. Ситуацию "человек — организация" целесообразно рассматривать как единую систему, звенья которой самым тесным образом взаимодействуют друг с другом. Каждое звено этой системы имеет свою сложную структуру. 4 Правильная мотивация работников со стороны руководства влечет за собой адаптацию работника с организацией, что является залогом успешной деятельности последней.
5. В практических целях руководители всех уровней управления должны иметь представление о возможных путях мотивирования своих подчиненных, а также самих себя Знание теорий трудовой мотивации для руководителей являются необходимыми для применения в практической деятельности Ключевые слова: Мотивация — Побуждения, вызывающие актив- ность и определяющие направленность личности Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852 Мотив Побуждение к деятельности Стимулирование — Побуждение к действию с помо- щью внешних факторов Удовлетворенность трудом — Положительное эмоциональное состояние, вызванное реализацией потребности в труде (его содержательной или процессуальной сторонами) Положительная мотивация — Комплекс положительных побуждений, способствующих стремлению человека к труду. Отрицательная мотивация — Комплекс отрицательных побуждений, препятствующих стремлениям человека трудиться Ситуация для анализа В лаборатории одного из институтов Российской Академии естественных наук сложилась своеобразная обстановка. Заведующий лабораторией — доктор химических наук, дело свое знает, но подчиненных "не любит", он мало ориентирован на них Он не знает, чем они "живут", какие испытывают нужды и потребности, его интересует только научная продукция хорошего качества Шеф общается со своими подчиненными только языком наставлений, они часто слышат от него упреки, многими из сотрудников он не доволен Они это чувствуют, считают себя униженными и не знают, что в дальнейшем делать. Уходить — но трудно найти достойное их знаниям место, т. к. сейчас у нас с работой очень сложно Внутри самой лаборатории есть неформальный лидер, умница, отзывчивый человек, к которому они и тянутся. Между этим лидером и заведующим лабораторией существует явная неприязнь. И шеф вовсе не собирается найти с ним общий язык для пользы дела. Практически по всем вопросам науки сотрудники лаборатории идут к неформальному лидеру
Как вы считаете, может ли заведующий лабораторией мотивировать каждого научного сотрудника и всю лабораторию в целом? Как может реализоваться мотивация подчиненных? Ответьте, пожалуйста, что нужно сделать в этой ситуации, чтобы сохранить Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" Часть I. Глава 3. Мотивация к труду научный потенциал сотрудников, если, а) вы — неформальный лидер этой группы; б) подчиненный? Вопросы для усвоения: 1. Что такое мотив и что такое мотивация? 2 Что такое стимулирование? 3 В чем состоит отличие мотивации от стимулирования? 4. Что означает термин "тейлоризм"? 5 Что лежит в основе теории А Маслоу? 6 Какие факторы выделил в своей теории Ф. Херцберг? 7. В чем состоит теория Д. МакГрегора? Почему ее называют двухфакторной ? 8 В чем заключаются теории Д. МакКлелленда и Д. Аткинсона? Вопросы для повторения и обсуждения 1 Что такое "мотив" и что такое "мотивация" ? 2 Являются ли синонимами термины "мотив" и "стимул"? Что такое стимулирование? 3. Дайте определение мотивации. 4. Какое отношение имеют мотивы к потребностям? 5 Каковы потребностичеловека? 6. Какие из явлений составляют содержание мотива? 7. Каковы основные положения теории А. Маслоу? 8. Почему теория Д МакГрегора называется двухфакторной? 9. Чем характеризуется "Теория X" Д. МакГрегора? 10 Чем характеризуется "Теория У" Д МакГрегора? 11. Определите сущность теории Ф. Херцберга. 12. Есть ли общее между теориями А Маслоу и теорией Ф Херцберга? 13. Какое значение имеет для управления теория Д. МакКлеланда и Д. Аткинсона? 14. Как возникли теории трудовой мотивации? 15. Можно ли считать концепцию Ф. Тейлора теорией трудовой мотивации? 16. Почему трудно мотивировать людей в процессе труда? Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852 В. А. Розанова 17. Нужно ли мотивировать руководителей? Каким образом, если это требуется? 18. В чем состоит различие в мотивировании руководителей и исполнителей?
19. Какую роль сыграло понятие мотивации в развитии менеджмента? 20. Опишите ситуацию, в которой необходима мотивация подчиненных. 21. Когда возникает необходимость мотивирования работников? С чем это связано? Литература I. Васильев И А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. - М • Изд. МГУ, 1991 2 Уразаева В. А. (Розанова В А.) Мотивация руководителей в новых условиях хозяйствования Текст лекции. — М АНХ при СМ СССР, 1989 3. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер с англ — М.- Прогресс, 1990 4. Эпштейн С. И Индустриальная социология в США — М Изд-во политической литературы, 1972 5. Производительность труда "белых воротничков" / Пер с англ. — М • Прогресс, 1989. 6. The Encyclopedia of Management. - N Y, 1963 P. 876 7. Herzberg F. Work and the Nature of Man. - N Y, 1967 8. Ford R. W. Motivation troush the Work itself AMA, - N. Y, 1979. 9 Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Пер с нем — М Экономика, 1990. 10. McGregor D. The Human.Side of Enterpnse - N. Y., 1960. II. McGregor D. The Professional Manager - N. Y., 1967 12. McClelland D. C. The Two Faces of Power Journal of International Affairs Vol.24. 1970. P. 30-41 13. MaslowA. Motivational and Personality — N. Y, Harper and Brothers, 1954 14. Дизель Пол М., Уильм МакКинли Раньян / Пер с англ. — М, 1993 15 Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер / Пер с англ — М.:Дело, 1991. 16 Walker J. Human Resource Strategy Mc-Graw-Hill, Jnc, 1992 17. Ковалевски С. Руководитель и подчиненный./Пер. с польск — М: Прогресс, 1973 Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" Часть I. Глава 3. Мотивация к труду Приложение 1 Методика Т. Элерса Вашему вниманию предлагается методика Т. Элерса /3/. С помощью этой методики можно оценить силу мотивации к достижению успеха в деятельности. Инструкция к выполнению методики: "Данная методика содержит 41 утверждение. На каждое из утверждений следует ответить "да" или "нет". 1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время. 2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание. 3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту 4 Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних. 5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
6 В некоторые дни мои успехи ниже средних. 7 По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим. 8. Я более доброжелателен, чем другие. 9 Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха. 10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха. 11. Усердие — это не основная моя черта- 12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы. 13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят. 14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала. 15. Я знаю, что мои коллеги считают меня деловым человеком. 16. Препятствия делают мои решения более твердыми. 17. У меня легко вызвать честолюбие. 18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно 19 При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других 20 Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас 21 Нужно полагаться только на самого себя. 22 В жизни мало вещей более важных, чем деньги. 23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю. 24 Я менее честолюбив, чем многие другие. Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852 В. А. Розанова 25 В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу 26 Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие. 27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать. 28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе 29 Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим 30 Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше. 31. Мои друзья считают иногда меня ленивым 32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег 33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя. 34 Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять 35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив 36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения 37 Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других 38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца. 39. Я завидую людям, которые не загружены работой 40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению. 41 Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер "Ключ" ддя обработки полученных данных Вы получаете 1 балл за ответы "ДА" на следующие вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41 Вы получаете 1 балл за ответы "НЕТ" на следующие вопросы 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы: 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются Сложите вместе все полученные баллы Оценка результатов: От 1 до 10 баллов — низкая мотивация к успеху, от 11 до 16 баллов — средний уровень мотивации к успеху; от 17 до 20 баллов — умеренно высокий уровень мотивации к успеху, свыше 21 балла — высокий уровень мотивации к успеху. Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" Часть I. Глава 3. Мотивация к труду Приложение 2 Практическое задание Вашему вниманию предлагается еще один тест Как и в предыдущем случае, его автором является Т. Элерс Этот тест дает возможность оценить степень избежания неудач в деятельности человека. Инструкция к выполнению теста: "Вам предлагается список из 30 слов по 3 слова в каждой строке В каждой строке выберите одно из трех слов, которое, по вашему мнению, наиболее точно характеризует вас, и отметьте его".
Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ. 72035, 70855, 71852 В. А. Розанова
Вы получаете по 1 баллу за слово, соответствующее "ключу". Сначала вы смотрите на "ключ", где первая цифра перед-знаком дроби (/) означает номер строки Вторая цифра после знака дроби (/) соответствует номеру столбца, где находится соответствующее "ключу" слово. Например, 3/1 означает, что в третьей строке в первом столбце находится "Осторожный", за которое вы получаете 1 балл. Другие слова не получают баллов. "Ключ" для оценки результатов: 1/2, 2/1, 2/2, 3/1, 3/3, 4/3, 5/2, 6/3, 7/2, 7/3, 8/3, 9/1, 9/2, 10/2, 11/1, 11/2, 12/1, 12/3, 13/2, 13/3, 14/1, 15/1, 16/2, 16/3, 17/3, 18/1, 19/1, 19/2, 20/1, 20/2, 21/1, 22/1, 23/1, 23/3, 24/1, 24/2, 25/1, 26/2, 27/3,28/1,28/2,29/1,29/3,30/2. Подсчитайте сумму полученных вами данных (совпадений) с ключом Оценка результатов: 2— 10 баллов — низкий уровень мотивации к избежанию неудач, 11-16 баллов — средний уровень мотивации к избежа- нию неудач, 17—20 баллов — высокий уровень мотивации к избежа- нию неудач, более 20 баллов — слишком высокий уровень мотивации к избежанию неудач, защите Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" Часть I. Глава 3. Мотивация к труду Приложение 3 Методика "СТРЕССОРЫ" В повседневной работе встречается немалое количество факторов, отрицательно действующих на вашу способность трудиться Эти факторы называют стрессорами. В приводимой ниже методике предлагается оценить, в какой степени выделенные факторы мешают вам трудиться Инструкция по выполнению методики. "Перед вами 12 утверждений Около каждого из них отметьте цифру, показывающую вашу оценку действия этого фактора на вашу работу".
Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852 В. А. Розанова
Оценка результатов Методика имеет четыре блока конфликтность, перегрузка, сфера деятельности, напряженность с руководством. Каждому блоку соответствуют номера утверждений- 1) Конфликтность — №№ 1, 2, 3 2) Перегрузка — №№ 4, 5, 6. 3) Сфера деятельности — №№ 7, 8, 9 4) Напряженность с руководством — №№ 10, 11, 12. Подсчитайте сумму набранных баллов по блокам Количество баллов может составить от 3 до 15 для каждого отдельного блока Общее количество по всему тесту может составить от 12 до 60 баллов Показатель от 36 и выше баллов свидетельствует о наличии большого числа стрессоров в вашей деятельности Приложение 4 Тест Формирование положительной групповой мотивации*
* Тест составлен автором книги. Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" Часть I. Глава 3. Мотивация к труду
Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852 ] ] ]
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |