КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Качеством продукции на предприятии
Стандартизация как основа системы управления Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. Ее главная цель - обеспечить требуемый уровень качества в течение всего периода изготовления продукции. Процесс обеспечения качества состоит из следующих укрупненных этапов: • оценки уровня качества имеющихся на рынке аналогичных изделий, анализа требований покупателей; • долгосрочного прогнозирования; • планирования уровня качества; • разработки стандартов; • проектирования качества в процессе конструирования и разработки технологом; • контроля качества исходного сырья и покупных материалов; • пооперационного контроля в процессе производства; • приемочного контроля; • контроля качества изделия в условиях эксплуатации (после продажи); • анализа отзывов и рекламаций покупателей. Управление качеством включает действия, которые осуществляются при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Управление качеством достигается с помощью специальных систем, которые позволяют комплексно организовать работу всех подразделений, ориентированных на эффективную работу предприятия в динамически изменяющейся рыночной среде. Система качества представляет собой средства, позволяющие реализовать тот или иной вид политики качества. В состав системы качества входит совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов, ресурсов, обеспечивающих достижение поставленной цели в области качества. В экономически развитых странах система качества строится в соответствии с международным стандартом серии ИСО 9000. В этом случае она базируется на следующих принципах: • ориентация на потребителя - понимание качества на предприятии совпадает с пониманием качества потребителя; • продуктовый подход - система качества разрабатывается применительно к каждому виду продукции; • охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества») - инновационный портфель предприятия должен содержать инновации, обеспечивающие возможность реализации каждой составляющей стадии жизненного цикла продукции. Эти составляющие стадии схематично отображаются в виде модели взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции («петли качества»), изображенной на рис. 10.1; • принцип сочетания обеспечения, управления и улучшения качества - создание условий для выпуска продукции определенного уровня качества. Эти условия создаются с помощью мероприятий, реализующих мелкие инновации. В составе мероприятий, обеспечивающих качество, выделяют постоянно осуществляемые или действующие (здесь нет инновации) и планируемые (мелкие инновации). К постоянно действующим относятся те работы и процедуры, которые выполняются постоянно или с определенной периодичностью независимо от целей и задач, поставленных в области качества. Планируемые - реализуются через комплексные программы, которые содержат задания по техническому уровню и качеству выпускаемой продукции или содержат требования к ресурсному обеспечению всех этапов или стадий «петли качества»; • предупреждения проблем - система качества должна обеспечить предотвращение дефектов и несоответствия качества требованиям заказчика; обнаружить дефект, если он случился; в случае обнаружения дефекта предотвратить поставку дефектной продукции потребителю; постоянно и систематически повышать качество продукции, элементов производства и самой системы качества. Реализация данного принципа требует обязательного наличия соответствующих инноваций для того, чтобы обеспечить своевременное совершенствование системы качества. Причиной внедрения систем качества послужили эмпирические исследования запросов потребителей, требований рынка и условий сбыта, которые выявили следующие моменты: • предприятия сталкиваются с проблемой оценки рыночной стоимости производимой ими продукции; • в ряде случаев прибыль предприятий сопоставима с неоправданными потерями на несоответствующую требованиям рынка продукцию, в том числе со значительными отходами и затратами на их утилизацию. На предприятиях, особенно осуществляющих свою хозяйственную деятельность на рынках с высокой конкуренцией, известно, что о хорошей покупке потребитель сообщает в среднем 6-8 знакомым, о плохой - 20. Поэтому современная концепция качества предусматривает, что на предприятии должна быть не отдельная система качества, а единая система менеджмента, ориентированная на достижение, обеспечение и управление качеством продукции. Международной организацией по стандартизации (ИСО) разработаны стандарты ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества. Международная организация по стандартизации была создана в 1946 г. В настоящее время ИСО насчитывает около 120 членов, по одному от каждой страны. В уставе ИСО записано, что «целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности». Значимость международных стандартов ИСО серии 9000 состоит: 1) в регулировании рыночных отношений между производителем и потребителем продукции (услуг) на основе предварительной оценки (сертификации) способности производителя гарантировать необходимое потребителю качество продукции; 2) в упрощении международного товарообмена, с тем чтобы потребители могли легко и понятным для них образом оценить уровень качества независимо от того, какую страну или регион представляет организация. Стандарты признаются как способ ликвидации барьеров в торговле; 3) в создании механизма массового давления на организации, чтобы сдвинуть средний уровень менеджмента и соответственно качество продукции и услуг в лучшую сторону. Во многих промышленно развитых странах эти стандарты приняты как национальные. Международные стандарты применяются в следующих ситуациях: 1) когда контрактом особо оговаривается, что требования к проектным работам и продукции были сформулированы в виде эксплуатационных характеристик или была указана необходимость их определения; 2) когда можно получить определенную уверенность в том, что поставляемая продукция соответствует установленным требованиям, если поставщик представит доказательства определенных возможностей в области проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания. Поставщик товара должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленную систему качества как средство, обеспечивающее соответствие продукции установленным требованиям. Это включает: 1) подготовку документально оформленных процедур и инструкций, относящихся к системе качества, в соответствии с требованиями стандарта; 2) эффективное применение документированных процедур и инструкций системы качества. В 1990-е годы усилилось влияние общества на предприятия. В результате последние стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИСО 14 000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14 000 сегодня становится не менее популярной, чем в случае с ИСО 9000. Одной из основ, обеспечивающих качественный уровень продукции, является стандартизация. Стандарт - это нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия (отсутствия возражений) по существенным вопросам качества у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего многократного использования правила, общие принципы, характеристика, требования и методы, касающиеся объектов стандартизации, и который направлен на достижение наибольшей степени упорядочения в определенной области. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практическом опыте и направлены на достижение наибольшей пользы для общества. Все нормативные документы по стандартизации подразделяются: • на государственные стандарты (ГОСТ); • отраслевые стандарты (ОСТ); • технические условия (ТУ); • стандарты предприятия и объединения (СТП); • стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО). В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатываются стандарты: • основополагающие; • на продукцию и услуги; • на процессы; • на методы контроля (испытаний, измерений, анализа). В зависимости от масштабности распространения стандарты подразделяются: • на национальные (стандарты, принятые национальным органом по стандартизации одной страны); • региональные (стандарты, принятые региональной международной организацией по стандартизации); • межгосударственные (стандарты, принятые государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемые ими непосредственно); • международные (стандарты, принятые Международной организацией по стандартизации - ИСО). Международный опыт свидетельствует о том, что кроме стандартизации необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции, является сертификация.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |