Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сертификация продукции




 

Сертификация - это документальное подтверждение соответ­ствия продукции определенным требованиям, конкретным стан­дартам или техническим условиям. Сертификация продукции пред­ставляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или требованиям. Доказательство соответствия продукции опре­деленным требованиям производится по той или иной системе сертификации.

Сертификат - это документ, удостоверяющий, что на пред­приятии выпускается продукция, соответствующая всем требова­ниям стандарта. Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. На­циональные законодательные акты различных стран конкретизи­руют, соответствие чему устанавливается и кто устанавливает это соответствие.

Многие зарубежные предприятия расходуют большие средст­ва и время на подтверждение того, что их продукция имеет высо­кое качество. Величина издержек на эти работы составляет около 1-2 % всех затрат предприятий. В некоторых случаях затраты даже сопоставимы с затратами на достижение самого качества. Это де­лается не случайно, так как сертификация является очень эффек­тивным средством развития торгово-экономических связей стра­ны, продвижения продукции предприятия на внешний и внутрен­ний рынок сбыта.

Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды за­ставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавли­вать ответственность поставщика (производителя, продавца) за введение в обращение недоброкачественной продукции; а с дру­гой - устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение.

Таким образом устанавливается ограничение на введение в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что продукция попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции в целом и частично не подпадают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка, и при этом говорят, что продукция попадает в область, законодательно не регулируемую.

Основными целями сертификации являются:

• обеспечение реализации прав граждан на безопасность продукции для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;

• создание условий для деятельности юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействие потребите­лям в компетентном выборе продукции; защита потребителя от не­добросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

• подтверждение характеристик продукции, заявленных изго­товителем. Как обязательная, так и добровольная сертификация применяется в сфере производства и обращения продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Сертификация основывается на следующих принципах:

1) обеспечение государственных интересов при оценке безо­пасности продукции и достоверности информации о ее качестве;

2) добровольность либо обязательность;

3) объективность, то есть независимость от изготовителя и по­требителя;

4) достоверность, то есть использование профессиональной Испытательной базы;

5) исключение дискриминации в сертификации продукции оте­чественных и зарубежных изготовителей;

6) предоставление изготовителю права выбора органа по сер­тификации и испытательной лаборатории;

7) установление ответственности участников сертификации;

8) правовое и техническое обеспечение, а также многофунк­циональность использования результатов сертификации (серти­фикатов и знаков соответствия) изготовителем, торговлей, потре­бителями, органами надзора, таможней, страховыми организация­ми, биржами, аукционами, арбитражем, судом;

9) открытость информации о положительных результатах сер­тификации или о прекращении действия сертификата;

10) разнообразие форм и методов проведения сертификации про­дукции с учетом ее специфики, характера производства и потребле­ния.

В 1990 г. для реализации правил сертификации, рассмотрения деклараций о соответствии, установления критериев взаимного признания был создан специальный орган - Европейская органи­зация по испытаниям и сертификации (ЕОИС). Цель ЕОИС — ра­ционализация деятельности органов по оценке соответствия в Ев­ропе, способствующей свободному распространению товаров и услуг. Это возможно при создании условий, гарантирующих всем заинтересованным сторонам, что продукция, услуги и технологи­ческие процессы, прошедшие испытания, не нуждаются в повтор­ных испытаниях и сертификации.

В настоящее время в Европе функционирует более 700 органов по сертификации. Системы сертификации взаимосвязаны и дейст­вуют согласованно.

Для ввода в обращение продукции, которая попадает в законо­дательно регулируемую область, требуется официальное подтвер­ждение того, что она соответствует всем предъявленным законода­тельством требованиям. Одной из форм такого подтверждения яв­ляется сертификация продукции, проводимая независимой третьей стороной.

В случае получения положительного результата в процессе сертификации выдается документ, называемый «сертификат соответствия», подтверждающий соответствие продукции всем мини­мальным требованиям, установленным национальным законода­тельством. Данный документ является пропуском на рынок в зако­нодательно регулируемой области.

В руководстве ИСО определены восемь схем сертификации третьей стороной:

1) испытания образца продукции;

2) испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на от­крытом рынке;

3) испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами;

4) испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода;

5) испытания образца продукции и оценка заводского управле­ния качеством с последующим контролем на основе надзора за за­водским управлением качества и испытаний образцов, получен­ных с завода и открытого рынка;

6) оценка заводского управления качеством;

7) проверка партий изделий;

8) 100 %-ный контроль.

На уровне европейских стран взаимоотношения субъектов серти­фикации регулируются серией европейских стандартов EN 45 000. Многие органы по сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие испытания в целях сертификации, проходят ак­кредитацию, то есть получают официальное признание того, что они могут проводить определенные виды деятельности. В частно­сти, аккредитация может заключаться в том, что орган по аккреди­тации, руководствуясь стандартами EN 45 002 или EN 45 010, про­веряет выполнение испытательной лабораторией или органом по сертификации стандартов EN 45 001 или EN 45 011.

Для испытательной лаборатории результатом аккредитации является признание ее технической компетенции с проведением определенных видов испытаний, в то время как орган по серти­фикации должен быть признан как компетентный и достойный доверия при функционировании в определенной системе серти­фикации продукции. Цель аккредитации обычно формулируется следующим образом:

• повышение качества и профессиональной компетенции ис­пытательных лабораторий и органов по сертификации;

• признание результатов испытаний и сертификатов на внут­реннем и внешнем рынках;

• обеспечение конкурентоспособности и признание продук­ции на внешнем и внутреннем рынках.

Системы сертификации продукции можно классифицировать по классификационным признакам (табл. 10.1).

Национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительст­венной организацией. В качестве национального органа по серти­фикации в Российской Федерации определен Госстандарт РФ. Помимо государственных форм контроля за безопасностью и качеством продукции в условиях формирующегося рынка развива­ются и другие параллельные формы этой деятельности, в частно­сти система сертификации биржевых товаров. Для разработки и практической реализации этой системы создаются специализи­рованные организации.

Региональная система сертификации продукции создается на уровне некоторых стран одного региона, например в рамках Евро­пейской экономической комиссии.

Международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией.

Обязательная система создается для продукции, на которую в нормативно-технической документации (НТД) должны содер­жаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготови­тель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать продукцию, но и производить.

Добровольная система сертификации предусматривает сер­тификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на со­ответствие любым требованиям НТД, в том числе зарубежной.

Самостоятельная система сертификации продукции (самосертификация) создается самим предприятием-изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само пред­приятие строго под свою ответственность. По существу, самосер­тификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НТД.

Система сертификации продукции третьей стороной созда­ется сторонней организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продук­ции и проводимых им мероприятий требованиям НТД. Очень важно в данной ситуации для проведения сертификации продук­ции иметь хорошо оснащенные испытательные центры, лабора­тории (стенды).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.