Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и значение конкурентоспособности продукции




Конку­рентоспособность - комплексная характеристика, определяющая предпочтение товара на рынке по сравнению с аналогичными из­делиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворе­ние. Таким образом, в основе конкурентоспособности продукции лежат два параметра: качество и цена. Оценка конкурентоспособ­ности основывается на сравнительном анализе его совокупных ха­рактеристик в сравнении с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.

Качество и конкурентоспособность представляют собой раз­личные характеристики товара. В отличие от качества конкурен­тоспособность товара определяется только теми свойствами, ко­торые представляют интерес для покупателя и удовлетворяют конкретную потребность. Прочие свойства товара, формирующие его качество, потребителем могут игнорироваться и при оценке конкурентоспособности не учитываться. Например, мно­гие изменения в конструкции изделия, вносимые изготовителем, потребитель может просто не заметить, хотя они изменяют пока­затели качества изделия, если при этом не будет изменена цена изделия.

Различия в определении конкурентоспособности и качества заключены также в выборе базы для оценки. При оценке качества за эталон берется аналогичный товар. При этом изделия класси­фицируются по показателям, характеризующим не только об­ласть применения, но и конкретные конструктивные и техноло­гические особенности, что еще более ограничивает возможности выбора базы для сравнения. При оценке конкурентоспособности за базу сравнения берется конкретная потребность, и в качестве эталона могут использоваться неоднородные товары, например товары-заменители.

Таким образом, основное отличие качества от конкурентоспо­собности заключается в том, что качество - это просто совокуп­ность свойств, а конкурентоспособность - отношение потребите­лей к этим свойствам товара.

Следует иметь в виду, что при некоторых различиях между по­нятиями «качество» и «конкурентоспособность» существует тес­ная связь. Во-первых, они определяются совокупностью свойств товара, а во-вторых, представляют собой изменяющиеся парамет­ры, обусловленные развитием общественных потребностей и на­учно-технического прогресса.

Второй составляющей конкурентоспособности является цена товара. Для того чтобы товар мог удовлетворять конкретную по­требность, он должен обладать набором параметров, совпадаю­щих с параметрами потребления. Эти параметры определяют по­лезный эффект, полученный покупателем от применения товара. Но при оценке эффекта учитывается не только результат, но и за­траты на его достижение. Поэтому каждый товар характеризуется свойствами, определяющими размер затрат, необходимых для его покупки и использования. Совокупность этих свойств образует группу стоимостных параметров (цену потребления).

Цена потребления (Цп) складывается из цены приобретения то­вара (Цпр), расходов на транспортировку (Рт), стоимости установки или монтажа (Су), затрат на хранение (Зх), расходов по обслужива­нию (Р0), затрат на ремонт (Зр), затрат на ликвидацию (Зл), затрат на налоги и сборы, связанные с приобретением и эксплуатацией товара (Зн), и прочих затрат (Зпр):

Цп = Цпрту + Зх + Р0 + Зр + Зл + Зн + Зпр. (11.1)

По многим видам сложных технических товаров цена эксплуа­тации как часть цены потребления превышает цену приобретения, то есть рыночную продажную цену. Например, по автомобилям эксплуатационные расходы составляют около 85 % цены потреб­ления, тракторам - 80 %. Поэтому потребитель, решая вопрос о по­купке товара, учитывает не только продажную (рыночную) цену, но и цену эксплуатации товара. Однако для товаров, которые реа­лизуются на рынке в течение длительного времени, продажные цены концентрированно отражают отношение покупателя к про­давцу, престиж последнего, способность организовать эффектив­ный сбыт и послепродажное обслуживание, то есть все, с чем свя­заны эксплуатационные расходы.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать вы­вод, что конкурентоспособность любого товара может быть опре­делена только в результате его сравнения с другим изделием и по­этому является относительным показателем. По своей сути она представляет собой характеристику товара, отражающую его от­личие от товара-конкурента по степени удовлетворения конкрет­ной общественной потребности. Для того чтобы выяснить уро­вень конкурентоспособности какого-либо изделия, необходимо не просто сравнивать товары по степени их соответствия кон­кретным потребностям, но и учитывать затраты потребителя по покупке товара и его дальнейшему использованию.

С конкурентоспособностью товара связан другой показатель - конкурентоспособность предприятия. В экономической литературе он еще не устоялся. Разные исследователи в понятие «конку­рентоспособность предприятия» вкладывают различный смысл. Однако при этом все понимают способность предприятия произ­водить конкурентоспособную продукцию за счет умения эффек­тивно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Следовательно, конкурентоспособность предприятия зависит от конкурентоспособности производимой им продукции, работ, услуг.

В отличие от конкурентоспособности продукции, которая от­ражает сложившееся в данный момент положение на рынке, кон­курентоспособность предприятия характеризует его потенциал по изменению этого положения, его способность изменить кон­курентоспособность продукции. Кроме того, конкурентоспособ­ность продукции оценивается только применительно к конкрет­ному рынку. Один и тот же товар может быть на разных рынках одновременно и конкурентоспособным и неконкурентоспособ­ным. Например, бытовой холодильник «Bosch» на белорусском рынке неконкурентоспособен потому, что имеет цену значитель­но выше, чем аналогичные отечественные холодильники. Однако это не говорит о том, что конкурентоспособность фирмы «Bosch» ниже, чем конкурентоспособность фирмы «Атлант». Сложив­шаяся конъюнктура на белорусском рынке обусловлена социаль­но-экономическими причинами, а не научно-технологическим потенциалом фирм «Bosch» и «Атлант».

Таким образом, конкурентоспособность продукции являет­ся важнейшим показателем эффективности деятельности пред­приятий. От нее зависит позиция предприятия на рынке, его фи­нансовое положение. Поэтому обеспечение конкурентоспособ­ности продукции должно занимать первостепенное значение в стратегии и тактике развития предприятия. Этому способству­ет наличие четкой методики оценки и планирования конкурен­тоспособности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.