Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательные задачи




Воспитательная система школы и класса

Основные направления деятельности классных руководителей.

 

Профессиональная деятельность классного руководителя должна осуществляться в полном соответствии с целью воспитания, которую ставит школа как образовательное учреждение, а именно — формирование личности как субъекта, способного строить жизнь, достойную Человека.

Постановка такой цели предполагает формирование системы отношений к основным ценностям жизни:

• к Человеку как носителю разума, нравственности и творчества;

• к Обществу, предстающему для школьника как мировое сообщество, Отечество, окружающие люди, семья и школьные товарищи;

• к Природе как общему дому человечества и всех живых существ;

• к ценностным основаниям достойной жизни, к числу которых относятся добро, истина, красота и др.;

• к основным видам деятельности человека, таким как познание, общение, труд, игра.

Формирование ценностных отношений школьника осуществляется в общей системе школьного воспитания, однако наблюдение за его ходом возлагается в первую очередь, на классного руководителя. Содержание профессиональной работы классного руководителя определяется принятой школой программой воспитания, которая может быть частью ее программы развития.

Она разрабатывается с учетом региональных особенностей и конкретных социальных, природных и материально-технических условий. На основании программы воспитания классный руководитель составляет план работы с классом. Программа воспитания и план работы являются базой его профессиональной деятельности.

Работа классного руководителя должна быть ориентирована на кодекс школы и традиционные правила высокой общечеловеческой и национальной культуры.

В этих документах необходимо отразить пять ключевых задач деятельности классного руководителя.

1. Создание благоприятного социально-психологического климата в классе на основе принципов гуманистических взаимоотношений, утверждения нравственных поведенческих традиций, сплочения сообщества детей в коллектив и ценностно-ориентированной групповой деятельности.

2. Организация разнообразной групповой и индивидуальной деятельности во имя разностороннего развития молодого человека, вступающего во все более пестрый спектр социальных отношений. При этом важно, чтобы разные виды деятельности (познавательная, преобразовательная, художественная, общение) включили каждого школьника в широкое взаимодействие с миром.

3. Организация духовно-нравственной деятельности школьников, основанной, с одной стороны, на осмыслении ими жизни как таковой (общественной и личной, общечеловеческой и космической), а с другой стороны, на понимании собственного «Я».

4. Организация педагогической поддержки школьника в целях реализации его потенциальных творческих способностей.

5. Формирование у школьника отношения к собственному «Я» как представителю человечества, гражданину своего Отечества, члену общества, семьи, школьного коллектива.

Поддержка его индивидуальности, отличной от другого «Я», но способной жить в содружестве с другими.

Достижение перечисленных выше задач возможно при условии наполнения организуемой в соответствии с ними деятельности адекватным содержанием, которое целесообразно построить в русле следующих основных направлений работы:

• изучение учащихся;

• организация и сплочение классного коллектива;

• координация деятельности учителей, ведущих уроки в классе;

• работа по повышению качества образования;

• организация и проведение внеклассной работы;

• укрепление дисциплины и привитие культуры поведения;

• организация работы с родителями.

Изучение учащихся Деятельность классного руководителя должна начинаться с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Зная особенности характера, интересы и склонности учащихся, классному руководителю будет легче составить действенный план воспитательной работы.

Организация и сплочение классного коллектива. Это основная обязанность классного руководителя. Организуя и сплачивая коллектив, он создает условия и предпосылки для успешного решения различных учебно-воспитательных задач.

Координация деятельности учителей, ведущих уроки в классе.

Классный руководитель обеспечивает тесное сотрудничество учителей своего класса, добиваясь при этом единства требований и педагогических воздействий. Вместе с тем, руководствуясь едиными требованиями кучащимся, педагоги осуществляют индивидуальный подход к школьникам.

Работа по повышению качества образования.

Классный руководитель призван проявлять постоянную заботу о повышении качества знаний и развитии познавательной активности учащихся. В тесном содружестве с учителями своего класса он способствует становлению и развитию у школьников духовно-нравственных принципов как основы их мировоззрения, формирует у учащихся сознательное отношение к учебным обязанностям. Классный руководитель осуществляет контроль за тем, как учатся его воспитанники, как посещают занятия, как участвуют в жизнедеятельности класса и школы в целом.

Организация и проведение внеклассной воспитательной работы.

Разносторонняя и многоплановая внеклассная воспитательная работа ложится в основном на плечи классного руководителя. Он проводит ее совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе, школьными организаторами детского творчества, детскими общественными организациями при активном участии учителей, родителей, общественности.

Укрепление дисциплины и привитие культуры поведения Значительное место в деятельности классного руководителя занимают вопросы воспитания учащихся в духе сознательной дисциплины, приучения их к выполнению правил жизни в коллективе, в обществе. Уже с первых дней учебных занятий ему необходимо установить четкий режим жизнедеятельности класса.

Организация работы с родителями.

Связь школы с семьей осуществляется главным образом и в первую очередь через классных руководителей. Взаимоотношения с родителями классный руководитель выстраивает как равный с равными, как коллега с коллегой, руководствуясь принципом равнозаинтересованности. Основной тон взаимоотношений с родителями при этом можно определить двумя вопросами: «Давайте посоветуемся?»; «А как думаете Вы?».

Среди функций, определяющих взаимоотношения с родителями, выделяются:

• установление и поддержание постоянной связи с родителями;

• выработка единых требований семьи и школы к ребенку;

• организация коллектива родителей класса, использование и развитие его воспитательного потенциала;

• повышение педагогической культуры родителей.

Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

В своей деятельности классный руководитель как правило, использует четыре направления в работе с учащимися и их родителями.

Первое направление – проблема физического здоровья учащихся, так как именно от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития.

Для обеспечения нормального физического здоровья учащихся классный руководитель работает по следующим пунктам:

Просвещение детей по программе “Здоровье”.

Привлечение к этому виду деятельности учителей физической культуры, родителей.

Проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самооценки здоровья.

Привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями учащихся и самими учениками.

Второе направление – общение.

Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей.

Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.

1. Высшая ценность – человеческая жизнь. Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания.

2. Понимание и восприятие человека как личности. Имеющей право на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, родственники, увлечения).

3. Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе – во введении ребенка в контекст современной культуры? Главная роль учителя- стать регулятором норм общения между людьми, оценки поступков человека. Культура, как и вся жизнь находится в постоянном развитии и изменяется. Задача учителя- помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.

Третье направление – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:

· на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего и профессионального определения;

· на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, Стимулирующих любознательность и развитие мышления;

· на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся;

· на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что. Воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Учителю необходимо знать, какова сфера материального блага ребенка, его образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:

1. изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи;

2. психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

3. организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

4. защита интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.

Следовательно классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной функции школы, о методах воспитания, цели и задачи личностного развития ученика на данный период, духовное развитие ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе, о выявленных способностях).

Главное педагогическое условие правильного воспитания – это благополучие воспитанника в главном виде деятельности в период становления личности. От успешности в ней зависит и авторитет среди педагогов и сверстников, а стало быть, отношение к себе и внутреннее самочувствие. Поэтому важнейшим условием благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности подростка является его успешность в учебе. Воспитательную работу нельзя отрывать от учебной. Ребенок един, целостно его становление. Традиционная технология обучения в отечественной школе делает 80–90 процентов учеников неуспешными. Она не развивает, не учит, не возвышает ребенка. Она эксплуатирует память, которая не безгранична.

Сделать детей эрудированнее, свободнее в суждениях, раскованнее в общении, увереннее в себе позволяет личностно- ориентированный подход в обучении. Все это трудно переоценить. Такое обучение является воспитывающим.

Личностно-ориентированный подход в воспитании представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, разноуровневый, дифференцированный подходы.

 


Все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой- либо части влечет к изменению всего целого.

Личностно-ориентированный подход в воспитании позволяет сформировать ценностные ориентиры школьника. Ценность как общее понятие означает актуальную значимость, конкретный ориентир, представляющий в данный момент особую важность для человека.

С точки зрения гуманистического подхода к воспитанию, это мера человеческого в чем- то при условии, что абсолютная ценность - это человек и его жизнь. Когда мы говорим о ценностных ориентациях школьника, то имеем ввиду прежде всего сущностные характеристики его сознания и поведения, систему устремлений личности, отражающую ее представления об идеалах, смысле жизни и деятельности, направленных на саморазвитие (развитие самоценности). В современной педагогике существуют разные взгляды на проблему ценностей, например, приоритет в воспитании, с одной стороны, общечеловеческих ценностей, с другой – национально-региональных и, наконец, личностных. На мой взгляд, нет необходимости выделять приоритет той или иной группы ценностей, наоборот, целесообразно интегрирование тех и других.

В.А. Сухомлинский видел великую силу воспитания в этическом поучении, "когда воспитатель сам является опорой и светочем для тех, кто не знает веры в человека или теряет опору и путеводный огонек”. Для этого воспитателю “надо самому быть истинным Человеком – жить правильно, любить людей, высоко хранить свое достоинство патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца”. Сухомлинский сформулировал четыре правила, соблюдение которых делает человека воспитуемым:

· первое правило – радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие;

· второе правило – окружающая воспитывающая среда (природа, люди);

· третье правило – глубокая вера в другого человека;

· четвертое правило – красота, духовная жизнь в мире прекрасного, красота человеческого духа.

Этическое поучение основано на информировании школьников о моральных ценностях и обсуждении с ними нравственных проблем, поскольку нравственная воспитанность включает знание нравственных норм и правил, опыт нравственного поведения, способность сочувствовать и сопереживать. Ценность этического информирования в современных условиях играют особую роль, так как в нашей сложной жизни меняются нравственные понятия и их ценность. Индивидуализация человеческой жизни уже привела к отказу от коллективистских законов, каждый приспосабливается жить сам по себе и для себя, хотя искусство жить диктует другое – нельзя жить в одиночку, жить следует в гармонии с обществом и другими людьми. Вместе с тем каждому ли воспитателю суждено донести эти истины до растущего человека? При каких условиях это возможно? Существуют ли такие технологии и алгоритмы действий? Поставив такие вопросы, следует, учитывая все ценное, предложить творческий поиск и сотрудничество как путь воздействия на личность ребенка, взаимодействия и взаимоучастия в коллективной деятельности, отдавая предпочтение не только слову (информированию) как важному источнику воспитания, но и коллективной совместной деятельности детей и взрослых.

Поэтому большое значение в воспитании личности имеет воспитательная система.

Воспитательные системы, создаваемые в практике образования, чрезвычайно разнообразны по своей структуре, направлениям деятельности, особенностям функционирования и взаимодействия с внешней средой. Их классификация затруднена множественностью свойств воспитательных систем. Например, их можно разделить по количественному признаку (количество участников и уровней управления) на воспитательные системы первичных коллективов, объединений и организаций.

Воспитательные системы первичных коллективов складываются в малых группах, имеют одноуровневую структуру самоуправления (лидеры управляют коллективом напрямую, ввиду малочисленности группы не требуется промежуточное уровни). К ним относятся воспитательные системы класса, детского творческого коллектива, отряда в детском оздоровительном лагере. Системообразующие виды деятельности в таких воспитательных системах обычно локализованы в одном-двух направлениях работы (например: для класса это учебно-познавательная деятельность; для коллектива детей, посещающих кружок рисования - изобразительное искусство; для отряда в детском оздоровительном лагере - досуговая деятельность).

Воспитательные системы детских и юношеских объединений отличаются более сложной структурой самоуправления, бо́льшим количеством участников и бо́льшим разнообразием направлений работы. Внутри общей структуры таких воспитательных систем могут существовать малые группы, имеющие своих лидеров. Однако в структуре самоуправления не всегда можно чётко выделить иерархические уровни (например, малая группа сформировалась в составе объединения как временный творческий коллектив, после выполнения своих задач формально она прекратила существование, однако у её членов сложились особые дружеские отношения, отличающие их всего коллектива). Вместе с тем, структура объединения часто интегрирована в структуру организации (пример: детское творческое объединение функционирует на базе общеобразовательной школы, а его состав его участников сформировался преимущественно их учеников и педагогов этой же школы). В зарубежной педагогике примером таких воспитательных систем могут служить "справедливые сообщества" (Л. Колберг), в отечественной - воспитательная система общей заботы (И.П. Иванов).

Воспитательные системы организаций не только включают в себя большое количество участников и имеют многоуровневую иерархическую структуру. Структура этих воспитательных систем, в отличие от объединения, формализована в соответствии с действующими правовыми актами (устав организации, различные положения и т.д.). Среди них наиболее широко представлены воспитательные системы образовательных учреждений (школ). В структуре внутришкольного управления традиционно существуют уровни стратегического, тактического и оперативного управления, а также уровень ученического самоуправления. В отечественном опыте общего образования выделяются...

· воспитательная система общеобразовательной школы (обоснована и описана в работах В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой);

· воспитательная система школы как центра воспитательной работы в микросоциуме: в селе, в микрорайоне города;

· воспитательная система школы-комплекса, которая формируется при взаимодействии общеобразовательной школы с учреждениями культуры, спорта, образования, производства;

· воспитательные системы различных авторских школ.

В качестве особого подвида школьных воспитательных систем можно рассматривать воспитательную систему сельской малочисленной школы.

В зарубежном педагогическом опыте известна своей уникальностью воспитательная система вальдорфских школ (Р. Штейнер).

История образования знает ряд оригинальных авторских систем воспитания, оказавших влияние на массовую практику воспитания, открывших новые возможности организации воспитательного процесса. К ним можно отнести воспитательные системы А.С. Макаренко, Я. Корчака, С. Френе, В.А. Сухомлинского и др.

С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей она (воспитательная система) создается и развивается, с другой – эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 4843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.