Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Целевые функции




Функциональные обязанности классного руководителя

Классный руководитель и педагогический коллектив

Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.

Классный руководитель организует работу всех учителей ради достижения общих целей, определяет пути, основные педагогические средства, обеспечивающие выполнение намеченного, привлекает учителей класса к внеучебной воспитательной работе, координирует их действия в проведении учебных занятий, в работе с коллективом и отдельными учащимися.

С одной стороны, классный руководитель использует различную информацию, которую получает о детях от учителей, учитывает ее при организации воспитательной работы; с другой — обогащает представления учителей о ребенке, предлагая им свою информацию, которая может отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником.

Целесообразно привлечь учителей к отбору методик для изучения детей и коллектива, повышение эффективности воспитательного процесса, так как учителя могут дополнить содержание методик, имея свои проблемы в работе с классом. Было бы правильным согласовывать с учителями весь процесс педагогической диагностики, тем более что некоторые вопросы могут и должны касаться учебного процесса, повышения его эффективности, деятельности учителей и их отношений с детьми, преподавания отдельных предметов.

Он знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению того, как преодолеть эти трудности и помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей.

Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитанника, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками.

Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учи-. телями.

Особое внимание классному руководителю необходимо уделить новым педагогам, которых важно познакомить с особенностями классного коллектива, отдельных учеников, требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем и педагогами класса.

К формам совместной работы могут быть отнесены различные конкурсы по предметам. Учитель заинтересован в том, чтобы развивался интерес к предмету, рос его престиж, поэтому проведение мероприятий в интересной и увлекательной форме во внеучебное время с участием педагога-предметника будет способствовать решению образовательных и воспитательных задач.

Осуществляя совместную работу, классный руководитель и учитель должны четко определить свои функции, распределить обязанности, договориться о единых требованиях. Учитель помогает отобрать содержание материала и определяет роль каждого учащегося в зависимости от его интереса к предмету и способностей. Классный руководитель обеспечивает привлечение учащихся к планированию мероприятия, организует подготовительную работу, совместно с учителем контролирует ее ход. Педагоги помогают каждому найти свое место в коллективной работе.

Классный руководитель привлекает учителей-предметников к работе с родителями, способствует формированию взаимоуважительных и доверительных отношений между ними. Этому могут способствовать вечера вопросов и ответов, совместное обсуждение проблем класса на родительских собраниях. Чаще всего учителя приходят на собрание, чтобы высказать свои требования, познакомить с особенностями программы, предложить возможные способы оказания помощи детям в изучении предмета. Однако более продуктивным было бы совместное выявление проблем, трудностей обучения детей и совместный поиск путей решения этих проблем, преодоления трудностей.

Одна из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию, — является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.

Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости. Они должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы, как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы. В ряде случаев необходимо организовать индивидуальную консультацию учителя со специалистами, если у него возникают проблемы с ребенком.

Формы взаимодействия классного руководителя с учителями могут быть самыми разнообразными. Многое зависит от личных контактов, заинтересованности в успехе профессиональной деятельности обеих взаимодействующих сторон.

Классный руководитель является связующим звеном между учащимся, социальным педагогом и школьным психологом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего классный руководитель обращается к специалистам тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи детям и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Социальные педагоги обладают большей, чем классный руководитель, информацией о жизни учащихся вне школы, которая порой является мощным фактором, влияющим на ребенка и объясняющим его поведение и поступки в школе и дома, причем социальный педагог не только «выдает» информацию о жизни ребенка вне стен школы, но может продолжить в микрорайоне начатую в школе с конкретным учеником работу. Он предоставляет классным руководителям социальный «портрет» микрорайона, изучает его педагогический потенциал.

Работая над социальным «портретом» микрорайона, социальный педагог может включить в него и положение семей в данном микрорайоне, что позволит более эффективно планировать взаимодействие с семьей в ходе воспитательного процесса в школе.

Психолог на более высоком профессиональном уровне владеет методами продуцирующей диагностики. Классный руководитель может успешно справиться с задачей изучения учащихся и коллектива класса, но дать более широкую и полную информацию о ребенке, его адаптации в классе, взаимоотношениях детей, проблемах класса и оказать психологическую помощь может только психолог.

В большинстве школ создаются объединения по интересам, где детям предоставляется возможность для общения, самовыражения, самореализации. Классному руководителю важно, с одной стороны, знать, в каких объединениях занимаются дети, какие интересы и способности учащихся могут быть учтены при организации воспитательной работы в классе, а с другой — помочь каждому ребенку найти коллектив, где он может удовлетворить свои потребности в общении и творчестве.

Особое внимание классный руководитель обращает на тех учащихся, которые не смогли стать успешными в учебной работе. Классный руководитель выявляет их интересы и потребности, чтобы помочь найти коллектив, где ребенок может себя реализовать, стать значимым, успешным. В этом случае необходимо договариваться о совместных действиях, поддержке с руководителем объединения.

Если в кружке или клубе занимаются несколько человек, то может быть организовано классное мероприятие с участием руководителя кружка, где эти учащиеся станут главными организаторами работы.

Таким образом, в зависимости от особенностей клубного объединения, условий его деятельности и участия детей в работе объединения могут быть использованы различные формы взаимодействия классного руководителя и руководителя кружка, секции: беседы, целенаправленное наблюдение за поведением ребенка и анализ результатов наблюдения, поиск способов саморегуляции детей в учебной и досуговой деятельности, особенно проблемных детей, совместные планирование и проведение дел с участием учеников.

Методистом, консультантом классного руководителя и ответственным администратором является заместитель директора по воспитательной работе, который утверждает план воспитательной работы классного руководителя, контролирует его деятельность, организует взаимодействие с коллегами в разных формах (через методические объединения, проблемные группы, семинары и т. д.). В зависимости от опыта и уровня профессионализма определяются содержание и формы взаимодействия классного руководителя и заместителя директора по воспитательной работе. Это могут быть консультации, подготовка совместных мероприятий, посещение и анализ мероприятий, организация наставничества более опытными классными руководителями.

Таким образом, взаимодействие классного руководителя с педагогическим коллективом способствует решению комплекса воспитательных задач и осуществляется в групповых и индивидуальных формах. Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание — вот та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя с коллегами, педагогами школы.

1. Организация разнообразной деятельности в классе.

2. Забота о развитии каждого ребенка.

3. Помощь в решении возникающих проблем.

Так же можно выделить несколько типов задач, которые решает классный руководитель в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями:

Социальные задачи включают в себя защиту ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.

Диагностические задачи - правильная организация системы воспитания. Для этого классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом не превышать меру знаний о ребенке в соответствии с этическими нормами.

Воспитательные задачи связаны с ориентацией детей на критерии добра и зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкрети­зация нравственных норм в реальной жизни.

Процессуальные задачи - выбор эффективных педагогических средств, планирование работы с классом, контроль и рефлексия деятельности.

Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Классный руководитель решает поставленные перед ним задачи в соответствии со спецификой возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. Основным в работе классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями, которые можно распределить на три уровня:

К ним относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Основными функциями, определяющими содержание деятельности классного руководителя, являются следующие:

· воспитание детей;

· социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.

Задача классного руководителя заключается в интегрировании усилий всего педагогического коллектива в реализации этих функций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.