Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для повторения и закрепления материала. Роль освобожденного классного руководителя в воспитательном процессе школы




Роль освобожденного классного руководителя в воспитательном процессе школы.

 

Серьезно затрудняют деятельность классного руководителя большие преподавательские нагрузки, отсутствие условий для внеурочной работы, рассогласованность воспитательных институтов современного общества, недостаточная психолого-педагогическая и методическая подготовка, отсутствие дифференциации, низкая оплата труда.

Таким образом, система классного руководства в ее современном виде малоэффективна и нуждается в основательном преобразовании.

Следует обратить внимание на:

o необходимость разработки новой технологии общения с ребенком;

o отказ воспитателя от принципа "как можно больше" и повернуть к принципу меры «только то следует делать, что необходимо и достаточно для развития детей»;

o ориентация воспитателя на развитие личности школьника.

o документальное обеспечение воспитательного процесса

o примерное положение о классном руководителе (воспитателе, кураторе) воспитательно-образовательного учреждения

В истории развития Российской школы важнейшее место всегда отводилось институту классного руководства. Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов как показывает практика различных типов учреждений образования дает именно классный руководитель.

Назначение и задачи классного руководителя

Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

· духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;

· защитником от моральной деградации, нравственной гибели;

· организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

· организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;

· помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

· координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитательных институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников;

· создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).

Классный руководитель (куратор, воспитатель и т.д.) реализует эту задачу в своем учебном заведении:

1. осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, подростка, девушки, юноши;

2. содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности;

3. организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил;
4. вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей воспитанников;
5. помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации;
6. работает над созданием классного (школьного) клуба и др. коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребенка, учащегося, студента.
Функции и содержание работы

1. Аналитическая функция определяет следующее содержание работы классного руководителя:

· изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;

· изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;

· анализ и оценка уровня воспитанности;

· изучение и анализ становления и формирования коллектива класса, группы, объединения, клуба и др.;

· изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива;
· изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, группы, клуба, объединения.

2. Прогностическая:

· предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия;
· прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;

· прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;
· построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы) для своего класса, группы, объединения, соответствующей воспитательной системе учебного заведения;

· определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, коллектива;

· предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.).

3. Организационно-координирующая:

помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков;

· помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления;

· организация взаимодействия с семьями учащихся;

· помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами района, города, республики, страны;

· стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся;

· координация воспитательных усилий педагогов класса, группы, психологов, социальных работников различного профиля;

· участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы.

4. Коммуникативная:

· помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде;

· построение оптимальных взаимоотношений: "учитель - ученик", "учитель - родители", "родители - ученик" и т.д.;

· помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом;

· содействие установлению и поддержанию благополучного психологического климата коллектива;

· коррекция (совместно с психологом, социальными работниками) поведения, отношений социально дезадаптивных детей и подростков.

5. Формы работы

Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса, группы, клуба, объединения.

Критерии оценки работы

Результативность деятельности классного руководителя, воспитателя может быть оценена с помощью самых разных критериев.

К ним относятся:

· упорядоченность жизнедеятельности класса, группы, объединения;

· наличие и уровень зрелости классного коллектива;

· общий психологический климат группы, класса;

· социальная защищенность каждого члена коллектива, его комфортность;
· реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся;

· активная позиция классного руководителя;

· участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе;

· вовлечение родителей учащихся в дела класса, группы и коллектива.

Подготовка классного руководителя и общие условия его работы
Слагаемыми педагогического мастерства классного руководителя, воспитателя, куратора являются:

· знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической психологии и социальной педагогике;

· знания теоретических основ воспитания;

· владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив;

· широкая образованность и духовная культура, интеллигентность;

· бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту и традициям народной педагогики;

· способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство;

· ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность;

· опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить тенденции с позиций педагогической целесообразности;

· вера в человека, в пользу своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли;

· коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений.

Освобожденный классный руководитель - использует разнообразные приемы, методы и средства обучения, на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с обучающимися (воспитанниками, детьми) коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);

Организует выполнение обучающимися (воспитанниками, детьми) режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам;

Контролирует занятия учащихся во 2-ой половине дня в кружках, индивидуальные занятия, посещение консультаций по предметам;

 

1.Раскройте смысл правил, соблюдение которых, по мнению В.А. Сухомлинского, делает человека воспитуемым:

· первое правило – радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие;

· второе правило – окружающая воспитывающая среда (природа, люди);

· третье правило – глубокая вера в другого человека;

· четвертое правило – красота, духовная жизнь в мире прекрасного, красота человеческого духа.

2.В каких аспектах может проявляться вариативность классного руководства?

3. Какие факторы обуславливают вариативность классного руководства?

4. Какие должностные статусы классного руководителя возможны в общеобразовательных учреждениях?

5. В чем заключаются отличия в деятельности классного руководителя городской школы и малочисленной сельской школы?

6. Какими документами руководствуется классный руководитель в своей деятельности?

7. Перечислите основные направления работы классного руководителя

8. Охарактеризуйте основополагающий подход воспитательной работы классного руководителя.

9. Охарактеризуйте понятие «воспитательная система», кратко осветите особенности каждой из воспитательных систем.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Воспользуйтесь образцом, данным в п.3.3. и составьте свою систему воспитательной работы с классом (возраст определите самостоятельно).

Лекция 4. Технология и методика работы классного руководителя с родителями учащихся

Цели и задачи изучения темы: изучить особенности организации работы классного руководителя с родителями




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.