Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй кон - теперь называются качества отрицательные. И опять несколько кругов




Первый кон - по эстафете родители называют любое положительное качество. Если кто-то замешкался или запамятовал, то соседям можно подсказывать! Обычно на втором-третьем круге открывается второе дыхание. Поэтому учителю не нужно спешить: пусть «волшебная палочка» пройдет по рядам несколько кругов. У присутствующих от этого интерес только возрастет.

Волшебную палочку» - карандаш, линейку или зонтик - родители будут передавать друг другу по рядам. При этом им нужно будет назвать (без повторов!) какое-либо качество личности или черту характера (добрый или злой, послушный или невоспитанный и т.п.).

Родительское собрание как основная форма взаимодействия с родителями. Классификация и типология родительских собраний.

Родительские собрания проводятся групповые (классные) и общешкольные (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Компьютер - друг или враг в воспитании детей?".

Первое родительское собрание имеет особое значение в формировании коллектива учащихся, объединении родителей, становлении родительского сообщества как коллектива. От того, как оно пройдет, зависит произойдет ли взаимовосприятие родителей и классного руководителя, будут ли согласованы цели и требования, будет ли налажено сотрудничество родителей и школы. Цель собрания – определить общие подходы в воспитании путем взаимоинформирования, совместного определения перспектив сотрудничества школы и родителей класса.

 

Десять правил проведения родительских собраний.

1. Собрание должно запомниться.

2. Собрание должно заставить задуматься.

3. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.

4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.

5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.

6. На каждого родителя должно хватить времени.

7. Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу.

8. Уважайте свое время и время родителей- собрание не должно длиться более 1ч 20 мин (20 мин.-донести новую информацию,15-20 мин – выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин – индивидуальные вопросы). Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.

9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах класса (школы), достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.

10.Будьте изобретательны- проводите каждое собрание по-новому.

Чего не стоит делать на собрании?

- Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.

- Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.

- Давать негативную оценку всей группе.

- Использовать для общения с родителями назидательный тон.

Как сделать собрание запоминающимся?

Для этого надо:

- приводить интересные факты. Например: «Леонардо да Винчи, Мирей Матье –это далеко не полный перечень знаменитых левшей, возможно, ваш ребенок пополнит их ряды»;

- спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;

- рекомендовать упражнения, книги, пособия;

- менять формы собраний.

Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад?

Это значит:

- Сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;

- Приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;

- Всегда поощрять наиболее активных родителей.

- Чаще смотреть на аудиторию, обращаться к родителям жестом, взглядом.

Готовясь к собранию, необходимо постараться предугадать, кто из родителей захочет пообщаться индивидуально, учесть это и уделить каждому желающему немного времени и внимания.

Классный руководитель или специалист, организующий собрание, должен быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.

Признаки успешного проведения собраний-встреч:

- направленность встреч на поддержку и помощь родителям в воспитании детей;

- искреннее выражение педагогами своих чувств, умение управлять ими, внимательность и чуткость к эмоциональному состоянию родителей и других членов семьи, участвующих в собрании;

- способность педагогов ставить перед участниками собрания открытые и закрытые вопросы, фиксировать внимание на главных мыслях, чувствах, предъявляемых участниками; умение перефразировать (проясняя смысл) и обобщать важнейшие высказывания родителей; держать паузу.

- умение педагогов подвести собрание к принятию совместного решения.

Ведущему собрание-встречу педагогу важно научиться:

- уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога;

- верить в уникальность родителей и их способность найти (при незначительной поддержке со стороны) способы решения проблемы;

- эмоционально, словами и жестами, мимикой поддерживать родителей;

- активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка;

- определяя проблему, находиться в контексте рассказа родителей о ребенке; не торопиться с выводами и рекомендациями, а создавать условия для инсайда (показать ситуацию в зеркале своего восприятия, прояснять смысл высказываний, говорить о своих чувствах);

- стремиться к пониманию и совместному решению проблемы.

Рекомендации по успешному проведению родительского собрания:

1. Активизировать обсуждение с помощью вопросов.

2. Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.

3. Обеспечить присмотр за детьми.

4.Использовать наглядные средства: магнитофонные записи, выставки, фотографии детей, видео и т.д.

5. Сделать красивые персональные приглашения.

6. Всегда оставлять время для общения родителей между собой.

7. Сообщения должны быть короткими.

8. Оживить собрание шуткой- посмеяться всегда хорошо.

9. Провести собрание как встречу с друзьями.

10. Если кто-то не смог посетить собрание, выразить родителям надежду, что следующая встреча состоится обязательно.

11. Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.

Типология родительских собраний:

Организационные – на таких собраниях составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей.

Собрания по плану всеобуча – на таких собраниях осуществляется педагогическое просвещение родителей;

Тематические собрания – посвящены обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;

Итоговые собрания –на них подводятся итоги учебно-воспитательного процесса за определенный период, выявляются положительные и отрицательные тенденции в жизни класса.

Формы родительских собраний:

• Информационная телепрограмма «Время» или «Вести»

• Традиционное собрание

• Консилиум

• Дискуссия

• Деловая игра

• Продуктивная игра

• Психолого – педагогический всеобуч

• Творческий отчет

• Конференция отцов

• Собрание мам

• Родительские посиделки

• Час вопросов и ответов

• Педагогическая мастерская

• Организационно-деятельностная игра

• Практикум

• Коллективный отдых родителей и детей

• Обмен мнениями

• Лекция

• Беседа

• Круг общения

• Диспут

 

В соответствии с выбранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Правильно поступают те педагоги, которые стремятся разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.

Приемы, используемые на собраниях

Дерево проблем»

Этот приём используется для постановки проблемы на родительском собрании.

Накануне собрания учащимся выдаются «листочки дерева» зелёного и жёлтого цвета. На листочках зелёного цвета дети пишут причину получения неудовлетворительных оценок, нежелания учиться.(Пишут те учащиеся, которые считают, что эта проблема для них характерна). Листья прикрепляются к общему дереву. Затем на жёлтых листьях они пишут, в чём причина причины. И снова прикрепляют к дереву

«Фотография класса»

Используется для знакомства с родителями. Классный руководитель держит в руках фотографию класса, сделанную 1-го сентября и обращается к родителям: «Такая фотография есть в каждой семье. Вы, наверняка, рассматривали её вместе с детьми. Возможно, дети делились с Вами своими впечатлениями. Сейчас я буду показывать ребят на фотографии, а Вы, родители этого ученика, расскажите немного о себе, представьтесь».

Этот приём располагает родителей к доброжелательному общению, создаёт на собрании атмосферу единой большой семьи.

«Старый знакомый»

Используется при выборах родительского комитета. В его состав предлагают тех, чьи дети уже учились в этой школе.

«Минуты благодарности»

Классный руководитель благодарит тех родителей, чьи дети добились успехов в учёбе или проявили себя в других хороших делах.

«ОКНО»

(Очень Короткие НОвости) Короткие сообщения о последних достижениях науки, статистики по теме собрания

«Шапка вопросов»

Родители сочиняют друг для друга вопросы-записки, кладут их в шапку, потом вытягивают - кому какая достанется. Как отвечать - совещаются по парам (хотя тройки стабильнее: если вдруг коса найдет на камень, то здесь нужен третий).

Чтобы все шло гладко как по маслу, желательно соблюдать эле­ментарную режиссуру. Она нехитрая - давать задания маленькими шажками. «Разберите листочки... Готово? Теперь сочините первый вопрос... Кто готов - отнесите свою записку в шапку». И так далее.

Типы вопросов - классические. Первый тип - вопрос «формальный». Он на взаимную проверку родителями своего знания школьной жизни и заведенных порядков: когда в последний раз был диктант? как зовут медсестру?., кто?., сколько?., где?., куда?.. И так далее.

Со вторым вопросом учителю лучше не спешить. Когда почти все родители прогуляются по классу к первой парте, чтобы положить свои записки в шапку, - вот тогда можно и к объяснению типологии второго вопроса переходить. Его нужно построить на конструкции: я думаю то-то и так-то, а вы? (По любому поводу, связанному с учебой: «Я думаю, что мой сын идиот, а вы?»)

Третий тип - я не знаю: «Я не знаю, как мне укладывать сына спать вовремя» и т.д. и т.п.

Еще раз напоминаем. Если учитель все свалит в одну кучу (в одно задание): сейчас, дескать, вы возьмете, потом напишете, затем положите и тогда начнете отвечать, то в результате все будут сидеть сложа руки. Если же продвигаться маленькими шажками, то режиссура сработает: родители потихоньку и расшевелятся, и разговорятся. Главное - учителю запастись сочувствием, терпением и мужеством их не перебивать.

«Шапка вопросов» удобна тем, что родители видят, что к рупору истины может быть допущен каждый. Это возвышает их в собственных глазах.

«Викторина»

Учитель выкладывает на свой стол листочки из ученических тетрадок (лучше старых). Задание родителям: по почерку определить листок своего сына или дочери.

Тут требуются некоторые режиссерские комментарии.

Все листочки учителю лучше заранее пронумеровать и составить для себя список с расшифровкой, чтобы оперативнее помогать родителям и решать спорные вопросы.

Листочки из старых тетрадей лучше выбирать те, где меньше ошибок (или совсем нет). Иначе некоторым родителям будет казаться, что викторина затеяна, чтобы выставить на позор успеваемость их ребенка.

Если учитель работает в начальных классах, то в его распоряжении будут тетради и по математике, и по русскому. Тогда викторину можно провести в два этапа. Сначала разложить листики с цифрами и уж потом - со словесностью

«Волшебная палочка»

Существует множество вариантов эстафет с общим названием «волшебная палочка». «Родительский» вариант заключается в следующем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.