Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тренинг толерантности «Жить в мире с собой и другими»




Основные формы работы классного руководителя по воспитанию толерантности.

 

Воспитание толерантности может вестись по нескольким направлениям:

· Воспитание культурной толерантности – уважения явлений культуры, представляющих ценность для других, допущение плюрализма вкусов.

· Воспитание педагогической толерантности – терпимости к собственным детям, членам семьи, учащимся, умения понять и простить их несовершенства.

· Воспитание политической толерантности – терпимости к людям других политических взглядов, уважения к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические направления.

· Воспитание научной толерантности – терпимости к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и школ.

· Воспитание административной толерантности - умения руководить без нажима и агрессии.

В деятельности по воспитанию толерантности и культуры семейных отношений используются следующие формы и методы работы: индивидуальная работа с детьми и семьями, родительские и ученические собрания, беседа, беседа с элементами игры, игра, викторина, круглый стол, просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, диагностические исследования.

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся классному руководителю необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.

Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д.

Из всех средств, влияющих на формирование человека, особая роль отводится воспитательным средствам народной педагогики. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традициях, детских играх и игрушках.

Могут быть созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах - это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте.

Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся.

Учащиеся старших классов могут стать организаторами игры для начальных классов, что будет способствовать актуализации и более глубокому усвоению знаний. В играх учащиеся не только обогащают свои знания, но и приобретают практические умения и навыки, необходимые в жизни, учатся общаться.

Педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения.

Дети могут совершать очное и заочное путешествие в историю родного края, знакомиться с интересными людьми, народными умельцами, проводить конкурсы юных талантов, заниматься поисковой работой, добрыми делами (акты милосердия, операция «Забота»).

Можно дифференцировать содержание работы по классам. Так, в 1-ом классе дети знакомятся с народным фольклором, посещают музеи, театры. Этот этап можно завершить праздником сказочных героев. Во 2-ом классе учащиеся глубже изучают творчество национальных поэтов и писателей, знакомятся с историей своего края, участвуют в поисковой работе, проводят «Город веселых мастеров». Этап завершается игрой «Поле народных чудес». В 3 -ем классе дети продолжают знакомиться с культурой, литературой и искусством своего народа. Проводят беседы «Кто это? Что это?», путешествия «Их именами названы улицы нашего города», выставки народного творчества, организуют концерты для жителей микрорайона, встречаются с творческой интеллигенцией, участвуют в экспедиции «Мой край родной».

В 5-7 классах - основу составляет организация жизнедеятельности учащихся, поиск и пропаганда новых интересных и полезных дел, которые развивают и обогащают знания учащихся о родном крае, национальной культуре. Главное - это деятельность, направленная на развитие творческих способностей детей, воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры, стимулирование познавательного интереса к языку, истории, литературе, культуре. В то же время в виде заочных путешествий дети знакомятся с жизнью, традициями других народов.

Для старшеклассников привлекательным может быть КВН, аукцион народных мудростей, содержание которого опирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники, традиции семьи, народные промыслы. Так, например, в форме сюжетно-ролевой игры, в творческой форме могут быть представлены «Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Русская семья», «Белорусская семья», «Молдавская семья» и т.д. В активной форме они изучают народные и семейные праздники, традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.

Межнациональная толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо воспитывать у молодого поколения. Сегодня, часто бесцеремонно, в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные, религиозные организации. Согласно статье 14 Конституции РФ наше государство - светское, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В другой статье (28-ой) о Свободе совести говорится о том, что «каждому гарантируется свобода совести вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Таким образом, первая статья запрещает обязательность и государственный характер религии, вторая разрешает ее свободно выбирать и распространять независимо от места жительства или должности человека. Следовательно, это должен учитывать классный руководитель. Тем более, что в 29 статье Конституции о свободе информации говорится о праве свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, о запрете цензуры. В то же время существует запрет на пропаганду религиозной нетерпимости или религиозного превосходства.

Однако следует заметить, что не все религиозные объединения заслуживают толерантного отношения, особенно, когда речь идет о религиозных культах экстремистской направленности. Некоторые из них («Дети бога», «Свидетели Иеговы» и др.), имеющие скандальную славу на Западе, зарегистрированы в нашей стране и пополняют свои ряды за счет российской молодежи. Деятельность этих организаций должна рассматриваться с позиции их негативного влияния на семью, детей, молодежь. Здесь воспитывается человек-винтик религиозной организации, отвергающий родную семью, традиции, свой народ.

По мнению М.Л. Мчедлова, возможность создания религиозных организаций должна определяться правовыми критериями: религиозная ли эта организация; наблюдаются ли в ее деятельности посягательства на основные права личности, не препятствует ли она выполнению гражданских обязанностей своими последователями и т.д. Он отмечает, что воспитание религиозной толерантности сегодня осложняется негативными историческими традициями, многоконфессиональным и полиэтническим составом населения, наличием межрелигиозных противоречий, амбициозной политикой ряда религиозных руководителей, несовершенством законодательства, определенной индифферентностью общественного мнения.

Действительно, указанные обстоятельства усложняют деятельность педагогов по воспитанию веротерпимости у детей, однако очень многое зависит от каждого учителя, от его личной позиции в решении этой проблемы, от профессионализма в подходе к данному вопросу в учебной и внеучебной работе.

Как в этой связи относится к изучению религии в школе? Вероятно, целесообразно детям давать знания о различных религиях, что позволит обеспечить свободный осознанный выбор религии или отказ от всех ее разновидностей. Ознакомившись со всем культурным достоянием, ученик способен выработать в себе доброжелательное отношение к любому другому религиозному или мировоззренческому подходу.

Можно предложить в плане воспитания у школьников веротерпимости специальный курс по истории религий народов России, включив в него, прежде всего, изучение религии своего народа, во-вторых, ознакомление подростков с верованиями других этносов, проживающих в России. При этом важно, чтобы чужая вера освещалась как мировоззрение, составляющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа.

Сегодня, как никогда, возрастает значение моральной ответственности, социальной позиции самого педагога. Дети стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменения отношений между педагогами и детьми. Учителя должны личным примером показать образец гражданственности, гуманного, уважительного отношения к людям независимо от их национальности, вероисповедывания.

Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности классному руководителю целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения отношений в классе, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей. Так, для ориентира можно предложить один из вариантов программы для подростков (10-14 лет, 5-9 классы), составленный А.А. Погодиной.

Возможно проведение воспитательной работы по двум направлениям в каждом классе: первое - изучение объекта, в отношении которого формируется толерантность; второе - развитие основных составляющих толерантности и взаимодействия. Предлагается начать воспитательную работу по формированию толерантности к своей личности (5 класс). Осознав себя, ученики переходят к пониманию себя как субъекта семейной культуры, деятельность классного руководителя направлена на изучение семейной самобытности, формирование толерантного взаимодействия в семье (6 класс). Затем акцент делается на освоение культуры Малой Родины, своего этноса, а также на осмысление себя толерантным участником этой культуры: только человек уважающий свою культуру, будет уважать культуру других (7 класс). Далее предлагается работать над пониманием мультикультурности пространства России и формировать толерантность к представителям народов России (8 класс). Завершающий этап (9 класс) - постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве. Соответственно тематику классных часов можно представить следующим образом.

5 класс

2. Понимание себя: «Познай самого себя». Классные часы: «Мое хобби»; «Я сам»; «Всегда ли я хороший?»

3. Игровая программа: «Самый, самый, самый», «Гинесс-шоу».

2. Принятие себя. Классные часы: «Учись властвовать собой»; «Хотеть - наполовину мочь». Тренинговые занятия: «Комплименты», «Диалог с самим собой».

6 класс.

Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)

1. Я как член семьи. Классные часы: «История моего имени»; «Слово о моем роде»; «Семейная реликвия». Праздник именин, праздник бабушек и внуков.
2. Семейный лад. Классные часы: «Домашний очаг»; «Почитать родителей - первый закон природы»; «Этика семейного общения»; «Кодекс семьи». Коллективное творческое дело «Вместе стар и млад, так и в семье лад». Праздник братьев и сестер.

7 класс

1. Малая Родина. Культура моего народа. Классные часы: «Я родом из…»; «История моей улицы»; «Все мы соседи»; «Традиции и обычаи моего народа». Коллективное творческое дело «Вот эта улица, вот этот дом»; Праздник «Родной край»; «Ярмарка народной игры». Игровая программа «Ключ к пониманию».

2. «Солнце светит всем». Классные часы: «Легко ли быть не таким»; «Терпимое отношение к людям»; «Атмосфера доверия и доброжелательности»; «Основы бесконфликтного общения». Коллективное творческое дело «Мир нашему дому». Праздник «Всегда все вместе». Игровая программа «Пойми меня».

8 класс

1. Культурно-национальное пространство России. Классные часы: «Великая святорусская земля, а везде солнышко»; «Великие сыны России». Тренинг «Моя твоя не понимает, или Премудрости общения». Коллективное творческое дело «Фольклорный калейдоскоп»; Праздник «С любовью в сердце о России»; Викторина «Литературная Россия».

2. Феномен российской конкордации. Классные часы: «Где не тронешь Россию - всюду рана»; «Менталитет - зеркало нации»; «Проблемы национального взаимодействия»; Тренинг «Эмпатия - основа благоприятного общения». Коллективное творческое дело «Общение без границ». Викторина «Культура отношений».

9 класс

1. Культура мира. Классные часы: «Человек - созидающий или разрушающий»; «Грани сходства»; «Диалог культур»; Коллективное творческое дело «Мировое соглашение».

2. «Помни, что ты человек!» Классные часы: «Жизнь дана на добрые дала»; «Возведем мосты, разрушим стены»; «Кодекс мира». Праздник «Будем вместе дружить». Викторина по правам человека «Имею право». Безусловно основу целенаправленной работы по воспитанию толерантности должна составлять организация совместной деятельности и общения детей, где проявляется и формируется толерантность ребенка. Этой проблеме будет посвящена статья в следующем номере журнала «Ярославский педагогический вестник».

Список литературы

Использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru

С развитием цивилизации сфера значимого у индивида и общества неуклонно расширяется: появляются все новые и новые основания для небезразличия, а ведущими проявлениями небезразличия являются толерантность и интолерантность.

Толерантность и интолерантность – одни из наиболее существенных явлений и поведенческих характеристик индивидов в плане общественных отношений. Надо учитывать, что число причин для проявления толерантности, а еще более – интолерантности в современном мире неуклонно возрастает. При этом «активная жизненная позиция», «гражданственность», «патриотизм» и другие важные и ценные качества непосредственно связаны именно с небезразличием человека к окружающему миру, с его заинтересованным, пристрастным отношением. В связи с этим данные ценные качества должны прививаться подрастающему поколению таким образом, чтобы они не оборачивались межрасовыми конфликтами, межнациональной и межконфессиальной враждой, кровопролитиями. Следовательно, воспитание подрастающего поколения – одна из наиболее актуальных общественных задач.

Дружба, любовь, ненависть, зависть, ревность, доверие или недоверие – это разновидности отношения. Они проявляют себя как единство оценки (ее человек может выразить тем или иным способом – вербально или невербально) и поведения (характера взаимодействия). Если отношение интесивно наполняется эмоциями – это уже не просто отношение, а чувство. Есть чувства, усиливающие нашу толерантность (любовь, дружба), и чувства, усиливающие нашу интолерантность (зависть, ревность, ненависть). При этом высшим проявлением толерантности является любовь, а высшим проявлением интолерантности – ненависть.

Толерантность и интолерантность – взаимообратимые понятия: чем более индивид толерантен, тем менее он интолерантен и наоборот.

Толерантность и интолерантность – это особые отношения, которые формируются (как и всякие отношения) на основании оценки некоего объекта (чаще – другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом. Следовательно, здесь справедлива формула: связь → оценка → отношение → поведение (намерение), толерантное или интолерантное.

Отношения толерантности или интолерантности (по ситуации) могут наполняться дополнительными эмоциями. Естественно, что толерантное отношение наполняется позитивными эмоциями, а интолерантное – негативными.

В иерархии отношений толерантность и интолерантность играют роль базисных. Толерантность как отношение порождает отношение доверия, готовность (установку) к компромиссу и сотрудничеству, а также радость, общительность и дружелюбие. Соответственно, интолерантность как отношение порождает негативизм, недоброжелательность, тенденцию «возникать» по поводу и без повода, а также негативные эмоции – гнев, досаду, злобу и злость.

Толерантность/интолерантность может быть характеристикой конкретного поведения индивида в той или иной ситуации, но также и характеристикой стиля поведения и даже его характера. Однако не следует думать, что толерантность – это всегда хорошо, а интолерантность – плохо: во всем нужна мера.

В наиболее общем плане толерантность определяется как способность индивида воспринимать без агрессии мнения, отличающиеся от собственных, а также особенности поведения и внешности других индивидов. Разумеется, толерантность имеет (и должна иметь) свои пределы. К примеру, если выстроить пирамиду мнений, которые отличаются от наших, то до какого-то уровня мы относимся к ним спокойно, но с определенного – уже непримиримо.

Цель тренинга толерантности - формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в молодежной среде




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.