Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально - психологический портрет учителя как субъекта толерантного - интолерантного педагогического общения




Направленность, установки, ценностные ориентации, система отношений личности, стили, стратегии взаимодействия, социально - перцептивные образования, навыки и умения в области педагогического общения. Ролевые, статусные позиции учителя и соответствие его поведения социокультурным и нравственно - этическим нормам.

Схема анализа личности учителя как субъекта толерантного – интолерантного педагогического общения.

Социально- психоло Тип субъекта общения
гические и психологические критерии анализа субъекта общения субъект интолерантного общения субъект толерантного общения
     
1.Направленность, установки, ценностные ориентации, отношения обесценивание себя, недоверие к себе, к людям, к миру, поверхностные, недифференцированные, непрочные, малоосознаваемые, противоречивые, разобщенные, направленные против людей отношения, монологическая, объектная, авторитарная, эгоцентрическая, манипулятивная направленность признание ценности себя и другого, доверие к себе, к людям, к миру, глубокие, дифференцированные, прочные, осознаваемые, позитивные, развивающие, продуктивные направленные к людям отношения, диалогическая, личностная направленность
2. Мотивационно-потребностная сфера внешняя мотивация одобрения, достижения, эмоционального обладания, фрустрированность собственной потребностной сферы, отсутствие содействия в удовлетворении социальных потребностей другого внутренняя мотивация поддержания уникальности, ценности другого, удовлетворенность собственных социальных потребностей, содействие в удовлетворении социальных потребностей другого
3. Эмоционально-волевые характеристики эмоциональная, нестабильность, частая смена настроения, холодность, вспыльчивость, раздражительность, эгоцентрическая направленность эмоционального резонанса, свернутость сочувствия, невыразительность, отчужденность, апатия, преобладание негативно окрашенных эмоций, несбалансированность саморегуляции, низкий самоконтроль эмоциональная стабильность, включенность, эмоциональная близость, личностная направленность эмоционального резонанса, выразительность, преобладание позитивно окрашенных эмоций, сбалансированность саморегуляции, высокий самоконтроль

 

     
4. Социальные способности низкий уровень развития способностей к пониманию другого человека, к эмпатии, к идентификации, к психологической проницательности, к сензитивности и чувствительности, к наблюдательности, к использованию и пониманию глубоких семантических значений языковых структур, к оценке эмоциональной значимости и прогнозированию событий высоко развитые способности к пониманию другого человека, к эмпатии, к идентификаци, к психологической проницательности, к сензитивности и чувствительности, к наблю-дательности, к использованию и пониманию глубоких семантических значений языковых структур, к оценке эмоциональной значимости и прогнозированию событий
5. Социально-психологические свойства личности робость, замкнутость, неуверенность, необщительность, слабость "Я", безынициативность, беззастенчивость, невоспитанность, эгоцентричность, предубежденность, стереотипность, ригидность, манипулятивность, подозрительность, завистливость, тщеславие, себялюбие, ревность, гипертребовательность, нетерпимость смелость, уверенность, общительность, сила "Я", инициативность, воспитанность, децентрация, открытость, заботливость, теплота, терпимость, гибкость, раскрепощенность, доверчивость
6. Способы, умения, навыки общения и стратегии взаимодействия отсутствие умений аргументировать свои замечания, поддерживать контакт и выходить из него, выбирать адекватную форму сообщений, давать обратную связь, стремление больше говорить, чем слушать, перебивать разговор, делать длительные паузы в речи, застывшая поза, несоответствие экспрессивного репертуара речевому поведению, нарушение социальной и персональной дистанции, симуляция, угрозы, шантаж, запугивание, ложь, угрозы, покорение, сокрытие, защитно - избегающая, агрессивно - обесценивающая, определяюще - контролирующая, формально-вежливая дистантная стратегии умение аргументировать свои замечания, поддерживать контакт и выходить из него, выбирать адекватную форму сообщений, давать обратную связь, соответствие экспрессивного репертуара речевому поведению, соблюдение социальной и персональной дистанции, уговоры, разъяснения, диалог, сотрудничающая, помогающая, альтруистическая, поддерживающая стратегии
7. Роль, статус нарушение ролевых ожиданий, отвергаемый, находится на периферии группы следование ролевым ожиданиям, выбираемый, находится ближе к "центру" группы
     
8. Социо-культурные нормы незрелость нравственных эталонов, игнорирование, нарушение моральных и нравственно-этических норм следование моральным и нравственно-этическим нормам
9. Преобразовательная активность
а. направленность против себя и других на себя и к другим
б. интенсивность различная различная
в. качество обезличивание дезадаптация деградация разрушение уничтожение персонификация адаптация развитие созидание сотворение
г. субъективные последствия Фрустрация социальных потребностей, разрыв эмоционально-значимых связей, создание внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения, искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии по поводу своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентаций в направлении обесценивания себя и другого, демонстрация неадекватных эмоциональных реакций, эмоциальной неустойчивости, регидности удовлетворение социальных потребностей, установление эмоционально - значимых связей, уменьшение внутриличностного когнитивно - эмоционального напряжения, достижение взаимопонимания, рефлексия по поводу своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентаций в направлении личностного, ценностного, субъектного отношения к себе и к другому, демонстрация эмоциональнойустойчивости, гибкости.
д. объективные последствия трения, сбои, конфликты, нарушение развития как своей собственной личности, так и личности ученика. согласие, кооперация, сотрудничество, развитие как своей собственной личности, так и личности ученика.
       

 

Интегральный социально – психологический портрет учителя как субъекта интолерантного педагогического общения: преобразовательная активность направлена на фрустрацию социальных потребностей ученика, разрыв эмоционально - значимых связей, создание внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения: искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии по поводу своей представленности в других; смещение отношений, установок, ценностных ориентаций в направлении обесценивания себя и другого (деперсонализация, деиндивидуализация; демонстрация неадекватных эмоциональных реакций, низкого уровня эмпатии. Последствиями взаимодействия субъекта интолерантного общения являются трения, сбои, конфликты, приводящие к разрушению своей личности и личности ученика.

Личностные особенности учителя, способствующие формированию установок интолерантного общения: застенчивость, робость, мнительность, подозрительность, необщительность, неискренность, навязчивость, высокомерие, тщеславие, стремление всем угодить, конфликтность, агрессивность, недостаточная саморегуляция, эмоциональная неустойчивость и регидность.

Интегральный социально – психологический портрет учителя как субъекта толерантного педагогического общения: высокий уровень развития социальных способностей; направленность на удовлетворение социальных потребностей, установление эмоционально - значимых связей, на достижение взаимопонимания; рефлексия по поводу рефлексия по поводу разнообразия субъектов педагогического общения; признание разнообразия, уникальности, инаковости учеников; смещение отношений, установок, ценностных ориентаций в направлении личностного, ценностного, субъектного отношения к себе и к другому; демонстрация эмоциональной сензитивности, высокого уровня эмпатии. Последствиями взаимодействия субъекта толерантного педагогического общения являются: согласие, кооперация, сотрудничество, приводящие к самоактуализации, сотворчеству, к свободному со-бытию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.