Направленность, установки, ценностные ориентации, система отношений личности, стили, стратегии взаимодействия, социально - перцептивные образования, навыки и умения в области педагогического общения. Ролевые, статусные позиции учителя и соответствие его поведения социокультурным и нравственно - этическим нормам.
Схема анализа личности учителя как субъекта толерантного – интолерантного педагогического общения.
Социально- психоло
Тип субъекта общения
гические и психологические критерии анализа субъекта общения
субъект интолерантного общения
субъект толерантного общения
1.Направленность, установки, ценностные ориентации, отношения
обесценивание себя, недоверие к себе, к людям, к миру, поверхностные, недифференцированные, непрочные, малоосознаваемые, противоречивые, разобщенные, направленные против людей отношения, монологическая, объектная, авторитарная, эгоцентрическая, манипулятивная направленность
признание ценности себя и другого, доверие к себе, к людям, к миру, глубокие, дифференцированные, прочные, осознаваемые, позитивные, развивающие, продуктивные направленные к людям отношения, диалогическая, личностная направленность
2. Мотивационно-потребностная сфера
внешняя мотивация одобрения, достижения, эмоционального обладания, фрустрированность собственной потребностной сферы, отсутствие содействия в удовлетворении социальных потребностей другого
внутренняя мотивация поддержания уникальности, ценности другого, удовлетворенность собственных социальных потребностей, содействие в удовлетворении социальных потребностей другого
низкий уровень развития способностей к пониманию другого человека, к эмпатии, к идентификации, к психологической проницательности, к сензитивности и чувствительности, к наблюдательности, к использованию и пониманию глубоких семантических значений языковых структур, к оценке эмоциональной значимости и прогнозированию событий
высоко развитые способности к пониманию другого человека, к эмпатии, к идентификаци, к психологической проницательности, к сензитивности и чувствительности, к наблю-дательности, к использованию и пониманию глубоких семантических значений языковых структур, к оценке эмоциональной значимости и прогнозированию событий
6. Способы, умения, навыки общения и стратегии взаимодействия
отсутствие умений аргументировать свои замечания, поддерживать контакт и выходить из него, выбирать адекватную форму сообщений, давать обратную связь, стремление больше говорить, чем слушать, перебивать разговор, делать длительные паузы в речи, застывшая поза, несоответствие экспрессивного репертуара речевому поведению, нарушение социальной и персональной дистанции, симуляция, угрозы, шантаж, запугивание, ложь, угрозы, покорение, сокрытие, защитно - избегающая, агрессивно - обесценивающая, определяюще - контролирующая, формально-вежливая дистантная стратегии
умение аргументировать свои замечания, поддерживать контакт и выходить из него, выбирать адекватную форму сообщений, давать обратную связь, соответствие экспрессивного репертуара речевому поведению, соблюдение социальной и персональной дистанции, уговоры, разъяснения, диалог, сотрудничающая, помогающая, альтруистическая, поддерживающая стратегии
7. Роль, статус
нарушение ролевых ожиданий, отвергаемый, находится на периферии группы
следование ролевым ожиданиям, выбираемый, находится ближе к "центру" группы
8. Социо-культурные нормы
незрелость нравственных эталонов, игнорирование, нарушение моральных и нравственно-этических норм
следование моральным и нравственно-этическим нормам
персонификация
адаптация
развитие
созидание
сотворение
г. субъективные последствия
Фрустрация социальных потребностей, разрыв эмоционально-значимых связей, создание внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения, искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии по поводу своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентаций в направлении обесценивания себя и другого, демонстрация неадекватных эмоциональных реакций, эмоциальной неустойчивости, регидности
удовлетворение социальных потребностей, установление эмоционально - значимых связей, уменьшение внутриличностного когнитивно - эмоционального напряжения, достижение взаимопонимания, рефлексия по поводу своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентаций в направлении личностного, ценностного, субъектного отношения к себе и к другому, демонстрация эмоциональнойустойчивости, гибкости.
д. объективные последствия
трения, сбои, конфликты, нарушение развития как своей собственной личности, так и личности ученика.
согласие, кооперация, сотрудничество, развитие как своей собственной личности, так и личности ученика.
Интегральный социально – психологический портрет учителя как субъекта интолерантного педагогического общения: преобразовательная активность направлена на фрустрацию социальных потребностей ученика, разрыв эмоционально - значимых связей, создание внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения: искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии по поводу своей представленности в других; смещение отношений, установок, ценностных ориентаций в направлении обесценивания себя и другого (деперсонализация, деиндивидуализация; демонстрация неадекватных эмоциональных реакций, низкого уровня эмпатии. Последствиями взаимодействия субъекта интолерантного общения являются трения, сбои, конфликты, приводящие к разрушению своей личности и личности ученика.
Личностные особенности учителя, способствующие формированию установок интолерантного общения: застенчивость, робость, мнительность, подозрительность, необщительность, неискренность, навязчивость, высокомерие, тщеславие, стремление всем угодить, конфликтность, агрессивность, недостаточная саморегуляция, эмоциональная неустойчивость и регидность.
Интегральный социально – психологический портрет учителя как субъекта толерантного педагогического общения: высокий уровень развития социальных способностей; направленность на удовлетворение социальных потребностей, установление эмоционально - значимых связей, на достижение взаимопонимания; рефлексия по поводу рефлексия по поводу разнообразия субъектов педагогического общения; признание разнообразия, уникальности, инаковости учеников; смещение отношений, установок, ценностных ориентаций в направлении личностного, ценностного, субъектного отношения к себе и к другому; демонстрация эмоциональной сензитивности, высокого уровня эмпатии. Последствиями взаимодействия субъекта толерантного педагогического общения являются: согласие, кооперация, сотрудничество, приводящие к самоактуализации, сотворчеству, к свободному со-бытию.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление