КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы и методы работы по формированию толерантности
Принцип воспитывающей рефлексии Принцип диалогичности и сотрудничества Принцип единства знания и поведения Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия; соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности; перевод толерантности из области знания в область действия. Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой схематично мы изобразим следующим образом: · опора на позитивный опыт толерантного взаимодействия; · создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся; · использование демократического стиля педагогического руководства; · организация диалога и сотрудничества в коллективе; · организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива. Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура - актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности; · организация активных форм и методов воспитания толерантности. Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе, побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности. С этой позиции целесообразно использовать тренинг толерантности. В своей работе классный руководитель может использовать следующие формы деятельности и методы: 1. Направления педагогической деятельности: - толерантность; - узнавание; - отношение к различиям; - понимание уникальности; - дополнительность как принцип отношения к различиям; - взаимность как основа для стремления к сотрудничеству. 2. Проектная деятельность – (проекты учительские, ученические, совместные, индивидуальные, коллективные) учит ставить цель и искать пути к ее достижению, дает возможность удовлетворить свои интересы, проявить себя в разных видах деятельности. 3. Дебаты и дискуссии. Приучают принимать точку зрения другого и неагрессивно отстаивать свою. Формируют критическое мышление. 4. РКМЧП – развитие критического мышления через чтение и письмо. 5. Детские объединения – дают опыт коллективных действий, учат работать в команде, добиваться поставленной цели. 6. Совместная деятельность с НКО – готовит к осознанию гражданских прав и обязанностей, учит ненасильственным методом отстаивания своих прав и свобод. 7. Семинары–практикумы, тренинги, научно-практические конференции. 8. Социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие и ролевые игры; социодраматические, бихевиориальные, когнитивные и экспрессивные методы; упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами; техники присоединения, которые формируют навыки ведения позитивного диалога, умения выслушивать собеседника, а также техники, фиксирующие состояние «здесь и теперь».
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |