Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние социальных факторов на формирование толерантного сознания учителя и ученика




Характеристика толерантного класса

При успешном решении задач и соблюдении всех вышеназванных принципов классный руководитель сможет охарактеризовать толерантный класс:

• В разговоре друг с другом дети не употребляют оскорбительных выражений и намеков. Они с уважением относятся к другим языкам и к тем, кто на них говорит.

• Отношение ко всем ученикам одинаковое. Разрешается и поощряется участие всех детей во всех занятиях и действиях. Все настроены на создание хорошего учебного климата.

• Преподаватели и дети обращаются друг к другу и ведут себя уважительно и сердечно, все дети относятся друг к другу с взаимным уважением.

• Со всеми детьми советуются, каждый может выразить свое мнение по поводу классных дел, совместных действий и решений, которые принимаются учениками. По мере взросления ученики получают возможность обсуждать и решать большее число касающихся их проблем.

• К детям из всех групп, особенно к тем, которые принадлежат к религиозным, культурным меньшинствам, инвалидам, учителя относятся с деликатностью, одноклассники — с уважением.

• При проведении классных мероприятий принимают равное участие дети обоих полов и всех культурных, религиозных, этнических, языковых, социальных групп.

• Уважаются вероисповедания всех детей.

Таким образом, толерантному классу присущи:

ü Умение внимательно слушать и слышать

ü Стремление разобраться

ü Совет, предложение

ü Похвала, согласие

ü Подбадривание

ü Благожелательность

ü Утешение

ü Уважение

ВОСПИТАНИЕ В ДУХЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ предполагает

1. Межрелигиозное понимание, которое способствует взаимопониманию и преодолению нетерпимости (приглашение к участию в дискуссиях людей разных конфессий, знакомство с памятниками архитектуры в различных религиях, обычаями).

2. Превращение школы в школу открытого типа через сотрудничество с различными НКО, изучение конфликтующих групп внутри своего коллектива, поиск путей к взаимопониманию.

3. Опыт примирения – тренинги по изучению и пониманию причин конфликтов, их конструктивному преобразованию.

4. Совместные действия как забота об общем будущем.

5. Дни национального искусства и фестивали. Акция «Привет, иностранец!»

6. Совместное творчество: школы-побратимы (совместные проекты, вернисажи, фестивали и т.д.)

7. Неделя толерантности (16 ноября). Каждый день недели посвящается какой-то теме, связанной с толерантностью.

8. Классные часы –диспуты:

- «Это сладкое слово – свобода!»

- «Патриот или гражданин мира?»

- «Кто мы, русские?» (Русская ментальность).

- XXI век – торжество технократии и прагматизма или Духовности и Разума?»

- «В XXI век без наркотиков. Возможно ли это?»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, СМИ

Важную роль в воспитании толерантности призвано играть семейное воспитание.

Однако кризисное состояние семьи как социального института, вызванное беспрецедентным снижением уровня ее материального обеспечения, служит питательной почвой для воспроизводства тоталитарного типа личности.

Дети, особенно маленькие, часто воспроизводят установки своей семьи или установки, распространенные во всем сообществе. Они почти никогда сами не являются источником предубеждений, злобы и бесчеловечного поведения. Когда в поведении обнаруживается явный симптом нетерпимости, на него следует реагировать прямо, но важно воздерживаться от проповедничества и морализаторства, а вместо этого попытаться, взывая к разуму, объяснить возможные последствия интолерантного поведения. Необходимо помочь детям как в восприятии общих понятий, так и в понимании конкретных случаев. Важно также, чтобы они осознали, что проблема нетерпимости актуальна для многих людей и обществ, является глобальной проблемой, и поняли, что попытка справиться с симптомами нетерпимости в своей школе и в своей жизни станет их личным вкладом в ослабление остроты общей проблемы. В результате учащиеся обретают знание, которое долго будет приносить пользу как им самим, так и обществу, в котором они живут.

Классный руководитель должен привлекать родителей к работе по воспитанию толернатности, и может использовать такие формы работы как

· родительские конференции по вопросам толерантного воспитания.

· лекторий для родителей.

· конкурс «Толерантная семья».

В основе отношений «учитель-ученик» должны быть положены принципы эволюционной этики и комплиментарной педагогики. Это необходимое условие для изменения содержания образовательной деятельности.

Нельзя игнорировать и роль средств массовой информации. К сожалению, реализация права на свободу печати пока не во всем отвечает требованиям толерантности («информационные войны» и т.п.). Эта ситуация будет продолжаться до тех пор, пока средства массовой информации будут служить интересам отдельных социальных групп, а не всего общества. Но здесь необходима тщательная работа, поскольку достаточно большой поток печатной и теле – продукции доступен учащимся, которые подчас получают не совсем «удобоваримую» информацию.

Также важна работа над образом учителя и ученика. Наиболее значимым для учителя мы считаем осознание им собственной Миссии – стать духовным наставником учеников.

Выпускник должен иметь ряд ключевых компетенций, в числе которых следующие:

- толерантное сознание;

- позитивные жизненные установки;

- культура ненасилия.

Фундаментом педагогической позиции каждого педагога, а классного руководителя в особенности должна стать культура педагогического мышления.

Принцип диалога, неразрывно связанный с принципом толерантности, должен являться не только средством обучения и воспитания, но и его целью.

Одним из вариантов реальной, предметной основы, способствующей расширению границ толерантности является учебно-исследовательская деятельность. Процесс учебно-исследовательской деятельности подразумевает совместный творческий поиск неизвестного учеником и учителем. Таким образом, как базовое основание учебно-исследовательской деятельности выступает отказ от догматизма и абсолютизации истины, а основной формой взаимодействия одного человека с другим человеком выступает диалог.

Особо явно расширение границ толерантности происходит в гуманитарных исследованиях. В процессе деятельности обозначаемой целью для школьников является реализация исследования (например, сбор редких русских народных песен, анекдотов, социологический опрос и т.д.), но неявно всегда присутствует необходимость устанавливать контакты с носителями этих песен (деревенскими жителями, старенькими бабушками), общением с людьми разных социальных слоев, профессий, культур. В ходе исследовательской работы (экскурсий, поездок и т.д.), попадая в совершенно иные неизвестные им культурные, религиозные, этнические традиции, где существуют иные особенности общения, образа жизни, образа мысли, учащиеся сами начинают путем целенаправленного познания приходить к осознанию необходимости сближения позиций и к выработке толерантности. Исследовательская цель подталкивает, провоцирует на вступление школьниками в социокультурный контакт с людьми разного возраста, социального слоя, этнической и религиозной принадлежности, основной задачей становится – понять другого, понять логику его мысли, его систему отношений к миру, другому, самому себе. Сам процесс взаимодействий дополняется еще и взаимодействием с учителями и учащимися различных статусов, различных поколений, в которую они включаются как исходно равноправные по поиску решения неизвестного.

Целесообразно организовывать различные программы взаимодействия городских и сельских школьников (начиная от продуктивной деятельности при совместном проживании в одном доме, заканчивая совместными концертами и выставками). Наиболее глубинный эффект будет достигнут именно при создании межличностных связей людей различной социальной и культурной (и т.д.) принадлежности.

Создание дружеских отношений между людьми разных регионов, культурных традиций, типов поселений понимается как принципиально значимое условие толерантности.

Поэтому, — считает В.А.Лекторский, — задача учить творчеству, воспитывать самостоятельную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, умеющую критически мыслить, вести дискуссию, аргументировать и учитывать аргументы оппонента, выдвигается на одно из первых мест в процессе образования (Культура, культурология и образование (материалы круглого стола) Выступление
В.А Лекторского//Вопросы философии,1997., №2. С.4.)

Каждая школа, чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, должна придерживаться определенных принципов:

1.Ответственность школы за воспитание толерантности.

2. Позитивное отношение к национальному своеобразию.

3.Развитие понимания другого.

4.Поликультурное образование.

5. Внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей.

6. Создание позитивной атмосферы в школе.

Творческое использование принципа толерантности в образовательном и воспитательном процессе становится залогом его эффективности и создает благоприятные условия для дальнейшего его распространения в другие сферы социальных отношений, повышая тем самым возможности выживания современного российского общества.

 

Успех человека в жизни зависит от многих факторов. Одним из них является умение общаться, ладить с людьми, находить взаимопонимание даже со сложными личностями. Благоприятные отношения с учителями, сверстниками, родителями – важный элемент социализации юного члена общества. Чтобы процесс учебы в школе был «в радость», давался легко, необходимо уметь строить отношения. Мы согласны с мнением ученых, которые утверждают, что для успешной социальной адаптации необходимым условием является постоянство толерантности в окружающей среде. Так, Г.В. Безюлева и Г.М. Шеламова связывают значение толерантности с терпением, адаптацией, с устойчивостью к неопределенности, к стрессу, к конфликту, с признанием факта многообразия мира. Социально-психологическая адаптация человека является условием и показателем его успешности. Адаптация обеспечивается активной регуляцией собственного поведения и деятельности в процессе взаимодействия с социальной средой и зависит от сформированности волевых, интеллектуальных и моральных средств саморегуляции. Таким образом, толерантность является и условием, и формой успешной адаптации человека. А фундаментом толерантности является понимание и доверие.

Толерантность – это морально-нравственное качество. Значит, для успешного формирования толерантного сознания школьников необходимо создание условий для развития в первую очередь морально-нравственных качеств в социуме. Мы уверены, что необходимо возрождать классические традиции российского образования и воспитания, пропагандировать духовные ценности, воспитывать детей и молодежь в духе высокой нравственности и культуры. Параллельно следует вести работу по формированию толерантности педагогических работников и управленцев. Кроме того, необходимо бороться с факторами, способным провоцировать ребенка и взрослого на асоциальные проявления. Такими факторами могут быть, поясняет Ш.А. Амонашвили [1], грубость во взаимоотношениях людей, среди которых находится ребенок, грубость в отношении самого ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам;

авторитаризм и принуждение, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность...

Культурное, духовное, нравственное развитие должно переместиться в центр деятельности образовательных учреждений. Гуманитарные, формирующие духовность дисциплины (литература, история, обществоведение, музыка, изоискусство, технология как прикладное искусство) должны занять достойное место в современной школе.

Необходимо обратить внимание на развитие понятий о чести и достоинстве индивида как основе понимания и уважения чести и достоинства других людей. «Достойное должно стать самой сущностью духовной культуры, недостойное должно вызывать презрение и омерзение… Это убеждение – самый драгоценный нравственный иммунитет, не позволяющий человеку унижаться, терять благородство, совесть,честь, моральное мужество» [6]. Мы уверены, что постулат В.А. Сухомлинского о том, что человек с чувством собственного достоинства всегда толерантен и никогда не унизит другого человека, может войти в теорию социализации учащихся. Ядром социализации но при условии, что он включен в атмосферу коллективности, царящей в школе. Сегодня наблюдается перекос от коллективности к индивидуальности без диалектического единства этих, на первый взгляд, противоречивых подходов. В школе, чаще всего неосознанно, упор делается на подготовку отдельного индивида, отдельного учащегося к жизни в социуме, организованном на основе рыночных отношений. В национальной доктрине образования прямо говорится о необходимости готовить учащихся к рынку, развивать в них предприимчивость, способность действовать в условиях жесткой конкуренции. Такова реальность. И никакие призывы, воспитательные «мероприятия», направленные на толерантность и доброжелательность, не смогут противостоять самому способу деятельности ученика в школе – индивидуальному, независимому от коллектива. Наши исследования, проведенные в школах, показывают, что отдельные педагогические коллективы, учителя, родители противостоят отрицательным тенденциям общества в социализации учащихся. Но такая позиция доступна не всем коллективам и не всем учителям. Результаты социализации могут оказаться непрочными, разрушиться при столкновении выпускника образовательного учреждения с действительностью. Принцип, согласно которому воспитывает прежде всего общество в целом – действует неумолимо.

Хочется надеяться, что толерантные взаимоотношения между людьми станут социальной нормой общества, принятой и узаконенной на государственном и межгосударственном уровнях. Ключевыми условиями образовательного процесса будут не сами по себе методы или тематика обучения, а ценности и смыслы, качество отношений между взрослыми и детьми, а также толерантность и личностная зрелость самих взрослых.

А государственные чиновники будут содействовать созданию для этого наилучших условий. Формирование толерантности будет происходить и в может быть следующее утверждение педагога: «Мастерство воспитания в том и состоит, чтобы на всей долгой дороге человеческого утверждения воспитанник никогда не испытывал оскорбления человеческого достоинства, чтобы стремление утвердить собственную честь и достоинство было важнейшим стимулом к нравственному самосовершенствованию». Трудно не согласиться и с П.А. Сорокиным, который писал, что если нравственные ценности разрушаются, то общество распадается, даже если им руководят гениальные экономисты и политики [5].

Мы полагаем, что толерантные взаимоотношения между людьми должны быть социальной нормой общества, принятой и узаконенной на государственном и межгосударственном уровнях.

Социальное напряжение в обществе усугубляется грубостью чиновников.

Полная бесконтрольность их поведения, низкий уровень сознания и нравственности имеют антивоспитательный эффект. Фактически чиновники занимаются внедрением в сознание населения интолерантности. Управленческим структурам необходимо перейти на тот уровень делового общения, который характерен для развитого общества. Характер такого общения, согласно рекомендациям специалистов, должен быть доброжелательным. Эти меры, наряду с устранением колоссального разрыва в материальном состоянии граждан, могут изменить характер психодуховного состояния общества, формировать толерантность у граждан, в том числе у учащейся молодежи.

Что касается средств массовой информации, то реализация права на свободу печати пока не во всем отвечает требованиям толерантности. Эта ситуация будет продолжаться до тех пор, пока СМИ будут служить интересам отдельных групп, а не всего общества. Сегодня принципом педагогической деятельности является личностный подход. В принципе такой подход не противоречит целям образования, семье, и в образовании, и в социуме, и благодаря средствам массовой информации. Толерантность будет рассматриваться всеми как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений),заключающееся в умении жить в гармонии как с собой, так и с миром (микро и макросредой).

Сегодня общество отличается сложностью и многоплановостью, в нем одновременно существует множество взглядов, мировоззрений, оценок, социальных теорий. Для становления толерантности личности важно формирование мировоззрения нового типа – мир сложен, и охватить его одной идеей невозможно. Каждому индивиду необходимо понять, что множество взглядов на мир и общество охватывает разные стороны мира, имеет разные исторические корни.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.

2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.:Вербум, 2003.

3. Герценовские чтения. 1997. Актуальные проблемы социальных наук. –

СПб.,1998.

4. Победа Н.А. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация // Социологические исследования СОЦИС. – 2007. – № 6.

5. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М.,1992.

6. Сухомлинский В.А. Как воспитать человека. – М., 1989.

7. Цветкова О.Н. Формирование толерантного сознания учащихся в процессе изучения курсов истории и обществознания и внеурочной деятельности/

http://pish.ru/blog/articles/articles2013/2678

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.