Основные, базовые подходы и концепции.
| Формы их реализации и результаты
|
ШКОЛЫ
|
Классическая школа (1920-1960)
|
1.Принципы разделения труда.
2. Единство цели и руководства.
3. Власть и ответственность.
4. Соотношение централизации и децентрализации.
5. Вертикальная цепь менеджмента.
| 1. Дисциплина.
2. Порядок.
3. Справедливость и вознаграждение.
4. Эффективность.
5. Подчинение главной цели компании.
|
Поведенческая школа (1920- наст вр.)
|
1.В центре внимания человеческий ресурс.
2.Формирование организации с учётом специфики межличностных отношений.
3.Регулирование поведения персонала через потребности, интересы, ценности.
4.Мотивация персонала.
| 1.Наиболее эффективное использование потенциала работника.
2.Повышение производительности.
3.Повышение удовлетворённости работника.
4.Гибкая система вознаграждений и поощрений.
|
Научная школа (1885 – наст.вр.)
|
1.Использование научного анализа деятельности и задач.
2.Отбор, обучение и оптимальная расстановка кадров.
3.Значение планирования и прогнозирования.
4.Значение обеспечения ресурсами.
5.Моральное и материальное стимулирование труда.
| 1.Создание предпосылок для оптимального функционирования.
2.Увеличение производительности труда.
3.Повышение эффективности и стабильности производства.
4.Обеспечение бесперебойности хозяйственной деятельности.
5.Справедливость вознаграждения и повышение производительности.
|
ПОДХОДЫ
|
Процессный подход (1920-наст.вр.)
|
1.Понимание менеджмента как процесса.
2.Анализ факторов воздействия на процесс.
3.Прцесс управления как система взаимосвязанных функций.
4.Роль координирующих распорядительских и контролирующих функций.
| 1.Гибкость, непрерывность и интенсивность управления.
2.Разработка и оптимизация функций управления.
3.Взаимосвязь и взаимообусловленность методов управления.
4.Повышение эффективности управленческих решений.
|
Системный подход (1960-наст.вр.)
|
1.Рассмотрение менеджмента как сложной иерархической социально-экономической и научно-технической системы.
2.Анализ внутренней и внешней среды системы.
3.Расчленение системы на управляющую, управляемую, обеспечивающую и обслуживающую подсистемы.
4.Вычленение из системы научно-технической и «человеческой составляющих».
5.Учёт прямых, обратных связей, эффектов взаимодействия и взаимообусловленности.
6.Функциональное единство элементов и подсистем.
| 1.Логичность приёмов и методов воздействия, оптимальность функций менеджера.
2.На основании анализа применение синтетических и обоснованных решений.
3.Повышение эффективности управленческих решений, их результативности.
4.Применение технических, социально-психологических, эконометрических, эргономических и других методов.
5.Гибкость, адаптивность и приспособляемость к требованиям и целям организации.
6.Оптимальное функционирование всех подсистем с высокой экономической эффективностью.
|
Социально-психологический подход (1930-наст.вр.)
|
1.В центре внимания личность работника.
2.Исследование межличностных отношений.
3.Исследование групповой динамики.
4.Использование конфликтологии.
5.Мотивация как единство экономических, социальных и духовных потребностей.
6.Применениея теории ожидания.
| 1.Оптимальное воздействие на работника.
2.Оптимальная расстановка кадров и оптимальное упраление.
3.Использование неформальных методов координации, руководства и организации.
4.Повышене эффективности управления.
5.Единство морального и материального вознаграждения работника.
6.Глубокое удовлетворение работой и достижение самовыражения и самореализации.
|
Жизнециклический подход (1960-наст.вр.)
|
1.Рассмотрение жизненного цикла организации как социального организма.
2.Изучение стадий жизненных циклов.
3.Определение критических точек развития.
4.Пргонозирование и планировании на основании жизненных циклов.
5.Выявленрие тенденций роста.
| 1.Чеиткое планирование, координация и руководство.
2.Повышение информированности и компетентности менеджеров.
3.Принятие более точных и оптимальных решений.
4.Возможность разработки эффективной стратегии.
5.Прогнозирование роста развития фирмы и нахождение путей диверсификации и экспансии на новые рынки.
|
Количественные математические подходы (1960-наст.вр.)
|
1.Применение эконометрических моделей.
2.Применениен аппарата производственных функций.
3.Применение методов множественной регрессии по методу «затраты-эффективность».
4.Применеиие стохастических (вероятностны) моделей.
| 1.Высокая точность эффективность и качество управленческих решений.
2.Выбор приоритетных направлений развития фирмы.
3.Точность расчётов экономической эффективности производственной деятельности.
4.Устранение неопределённости результатов, снижение рисков.
|
Проектный подход (1950-наст.вр.)
|
1.Организация разработки, внедрения и коммерциализации новшества в виде инновационного проекта.
2. Бизнес-планирование проекта.
3.Анализ проекта.
4.Оценка проекта.
5.Организация финансирования инновационного проекта.
| 1.Особый тип стратегического планирования, подбор необходимых производственно-технических и маркетинговых мероприятий.
2.Многошаговая процедура по исследованию новшества, его потребительских и стоимостных показателей. Исследование ресурсных, технологических и финансовых возможностей.
3.Проведеиие технико-экономического, правового, коммерческого, экологического и финансового анализа на основе балансовой отчётности и движения денежных потоков.
4.Оценка финансовой устойчивости и коммерческой эффективности проекта. Расчёт срока окупаемости, индексов доходности, чистого дисконтированного дохода и внутренней нормы рентабельности. Учёт рисков.
5.Определегние потребности в финансировании, поиск источников и организация денежных потоков под проект.
|
Маркетинговый подход (1950-наст.вр.)
|
1.Ориентаций инновационной фирмы на стратегию маркетинга.
2.Разработка конкретных стратегий инновационного маркетинга: стратегии конкурентных преимуществ, замещения импорта, лидерства в издержках, экспансии на новые рынки и т.д.
3.Разработка стратегии проникновения новшества на рынок.
| 1.Напрвленность деятельности фирмы, её подсистем, структур и персонала на коммерциализацию новшеств с учётом запросов потенциального потребителя.
2.Комплексное исследование рынка. Анализ и прогноз конъюктуры. Исследование ёмкости, структуры, сегментации рынка. Исследование и прогноз спроса, поведения конкурентов, видов и форм конкуренции.
3.Установление цели, выбора варианта и времени выхода новшества на рынок.
|