Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Волевые качества личности




Этапы волевого акта.

 

В каждом волевом действии выделяют 3 этапа.

I этап: Подготовительный

Идёт постановка цели действия. Прежде чем действовать человек должен осознать для чего действовать, к чему он стремится, значима ли для него эта цель, доступна ли она для него.

Человеку необходимо и знать мотивы, которые определили эту цель, т.к. каждое действие человека совершается для чего-то (цель) и почему-то (мотив). Например: 3 ученика хорошо учатся, цель у них одна – хорошо учиться, а мотивы разные: 1 – родители хорошо работают; 2- похвалили; 3 – дают деньги.

Таким образом, мотивы бывают эгоистичными низшего уровня, и высшего уровня, т.е. чувство долга, ответственности.

Подготовительный этап завершается принятием определённого решения.

II этап: Исполнительный

Это исполнение принятого решения. Человек, который только ставит перед собой цель, не достигает её, не может быть волевым человеком.

Исполнение может носить двоякую форму: форму внешнего действия (например: хочется подсказать, но ученик воздерживается) и форму воздержания от внешнего действия (например: нагрубить старшему).

Результатом волевого действия является достижение цели. Завершается волевое действие – самооценкой (III этап). Человек оценивает свои действия: поступки, и делает вывод.

 

 

К волевым качествам личности относятся такие:

1. Целенаправленность – это подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для её достижения (например: стать мастером спорта).

2. Самостоятельность – подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям. Однако это не значит, что он отвергает всякое чужое мнение. Самостоятельный человек всегда готов рассмотреть чужие советы и оценить их, и если они разумны, то принять их.

Но когда происходит отвержение всяких чужих советов – даже разумных – это отрицательное качество негативизм. В этом случае человек вопреки своим взглядам и убеждениям стремится поступить наперекор другим, т.е. сделать наоборот.

Ещё одно отрицательное качество – это внушаемость. Внушаемый человек легко поддаётся чужому влиянию, он не умеет критиковать и принимает любые советы и указания, даже незаведомо состоятельные.

Внушаемость и негативизм – это выражение слабоволия.

3. Решительность – это способность своевременно принять решение и без лишних задержек переходить к их выполнению.

Своевременно принять решение, значит, принять решение в нужный момент.

Нерешительный человек всегда сомневается в правильности его решения, он постоянно откладывает, отменяет своё решение.

4. Настойчивость – это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевать препятствия и затруднения на пути к ней.

При неудачах настойчивый человек не падает духом, он приступает к решению ещё и ещё раз.

От настойчивости следует отличать отрицательное качество упрямство. Если настойчивый человек, стремясь к цели, видит её положительный характер, то упрямец преследует даже неразумные цели, хотя и осознаёт, что он не прав.

5. Выдержка (самообладание) – это способность постоянно контролировать своё поведение. Это умение воздерживаться от желаемых действий, поступков; умение сохранять хладнокровие даже в сложный для него ситуации.

Противоположное отрицательное качество – импульсивность, т.е. неумение сдерживать себя в любой момент сложившейся ситуации. При этом человек может совершить необдуманный поступок, человек очень подвижен, не может найти покоя, руки всегда в движении, говорит торопливо, глотая окончания слов, не выносит боли.

6. Мужество и смелость – это готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для его жизни, благополучия, преодолевая невзгоды, лишения и страдания (например: воины в годы Великой Отечественной войны).

Противоположное отрицательное качество – трусость. Это страх за себя, за свою жизнь, такой человек может изменить своему дому (предатели).

7. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам (например: сменная обувь). Это не оковы воли, это преодоление своего «не хочу» ради «нужно». Это не бессознательное, а осознанное подчинение своего поведения, когда человек понимает, что это необходимо.

Недисциплинированность – это следствие невоспитанности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.