КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 12. Учет торговли услугами и посредничества во ВЭД
Основные вопросы: 1 Торговля услугами во ВЭД 2 Посредничество во ВЭД 3 Особенности учета торговли услугами и посредничества во ВЭД Торговля услугами и посредничество являются одними из важнейших видов предпринимательства, характерными до недавнего времени только для экономически развитых рыночных стран. В Республике Казахстан в последнее время данные виды деятельности широко используются во внешнеэкономической сфере фирмами с иностранным участием и отечественными бизнесменами. Действуют коммерческие банки, страховые компании, консалтинговые, торгово-посреднические, дилерские фирмы, биржи и брокерские конторы. Отдельные виды услуг в посреднической деятельности начали бурно и стремительно развиваться еще в бытность Союза и первые годы независимости Казахстана, однако со временем ажиотаж на рынке посреднических услуг сменился относительным затишьем. Надо заметить, что в рыночных странах посредничество обеспечивает около 50% внешнеторгового оборота и является прерогативой среднего и малого бизнеса. Крупный бизнес обеспечивает сбыт через сеть мелких и средних дилерских компаний, дистрибьюторов, представителей, комиссионеров и агентов. Фондовые, валютные и товарные биржи функционируют посредством деятельности брокеров, маклеров, дилеров, выполняющих поручения (заказы) принципала, которого они представляют, за его или за свой счет, с правом подписи или без оного, но всегда от имени поручителя. Перспективы развития рынка услуг и посредничества в Казахстане довольно существенны, они уже присутствуют в нашей жизни, хотя не в полной мере. Факторинговые операции, которые в экономической литературе относят к разряду посреднических функций с элементами кредитования и финансирования, предполагают цессию (переуступку) требований и прав, когда фактор за соответствующее вознаграждение принимает на себя риск неплатежа (особенно в случае сомнительных долгов) и осуществляет их взыскание с применением цивилизованных методов (суд, арбитраж). Фактор также предоставляет делькредере, то есть поручительство фактора (комиссионера) перед кредитором (комитентом) за исполнение договора третьим лицом (должником, покупателем). Это служит дополнительным страхованием экспорта. Дебиторская задолженность, передаваемая в залог по факторингу, должна быть реальной к взысканию, т.к. в случае непогашения дебитором задолженности, фактор-фирма имеет право регресса.
Рисунок 8. Схема осуществления факторинга
При факторинге алгоритм операций следующий: 1 – Заключение договора на поставку товаров (услуг, работ); 2 – Поставка товара, выполнение услуг или работ по договору; 3 - Заключение договора на предоставление кредита под залог требований к дебиторам; 4 – Предоставление факторинговой фирмой кредита по заключенному договору в сумме за минусом комиссионного вознаграждения и процента за кредит; 2а – Переуступка (цессия) требований к дебиторам в залог полученного кредита; 5 – Перечисление платежа дебитором фактор-фирме; 6 – Возврат нереальных к взысканию требований или излишне удержанных сумм комиссионных фактор-фирмой. По факторинговой операции бухгалтерия предприятия заемщика (продавца) делает записи: Дт 1030 Кт 3010, 3020, 3050 (субсчет фактор-фирмы) – на сумму кредита; Дт 3010, 3020, 3050 (субсчет фактор-фирмы) Кт 1210 (субсчет покупателей-дебиторов) – на Σ ДЗ = Σ Кредита – комиссия – % за кредит; В случае возврата фактором прав по требованиям к дебиторам делается обратная запись, и сумма кредита возвращается факторинговой фирме. Инжиниринг - комплекс инженерно-технических услуг, отличающийся от поставок товаров по лицензионным соглашениям и контрактам тем, что при поставке основных фондов или строительстве объектов производственного назначения инжиниринговая фирма осуществляет следующие работы: - консультационные услуги, предоставление технической документации, составление сметной документации; технические и строительные услуги, непосредственно связанные со строительством объектов или установкой оборудования, его наладкой и апробацией; - консультативные услуги по вопросам организации, управления и подготовки специалистов; - инженерно-исследовательские услуги на проведение анализа, расчетов и исследований по объектам, оборудованию и оснащению цехов, применению технологий. Сотрудничество с инжиниринговыми фирмами дает фирме-заказчику возможность без расширения штата своего персонала произвести исследования, расчеты, установку оборудования, обучение или переподготовку специалистов для освоения технических инноваций и ноу-хау. Аналогом инжиниринга в Казахстане можно считать проведение исследовательских и консультационных работ научно-исследовательскими или научными центрами по хоздоговорным темам. Посреднические услуги по лицензионным соглашениям. Промышленные разработки, ноу-хау, технологии, изобретения, торговые знаки, марки и другие объекты интеллектуальной собственности, как правило, охраняются законом, и их передача производится на основании лицензионного соглашения. Одной из форм передачи технологий во внешнеэкономической деятельности является франчайзинг (или франшиза). Франчайзинг предполагает использование фирмой - франчайзи технологий, товарных знаков, символики, испытанных приемов и методов деятельности, рекламных средств, ноу-хау фирмы франчайзера за определенную плату за лицензии, на производство франчайзинговой деятельности, что оговаривается в соответствующем договоре. Фирма-франчайзи не является филиалом фирмы-франчайзера. Согласно договору франчайзер передает франчайзи соответствующее оборудование, торговую марку, атрибутику (вплоть до униформы), дизайн и оформление рабочих мест, упаковку изделий, сервис, что является непременным условием при получении лицензии. С помощью франчайзинга франчайзер-продуцент продвигает свой продукт на иностранные рынки с целью их завоевания. При этом франчайзи, используя имидж фирмы, утвердившейся на рынке, получает дополнительные гарантии на успех. Различают производственный, торговый и лицензионный франчайзинг. При производственном франчайзинге предполагается поставка производственного оборудования, обучение персонала, поставка комплектующих, передача технологии, использование торговой марки, товарного знака, упаковки и других компонентов для производства соответствующего продукта. Примером производственного франчайзинга могут служить предприятия франчайзи по производству пепси-колы и кока-колы (двух фирм-конкурентов), которые функционируют сейчас во многих странах. Всемирно известные производители безалкогольных напитков полностью оснащают предприятия-франчайзи комплектами оборудования и технологических линий. Только главный компонент напитков, без постоянных поставок которого могут встать все предприятия, является «секретом фирмы», право на производство которого по франчайзингу не передается. Компонент (или порошок) является ноу-хау франчайзера и не продается по договору франчайзинга. Такой договор позволяет продуценту осуществлять поставки, создает рекламу и продвижение его товаров на новых рынках. Аналогичен пример франчайзинга японских электротоваров известных фирм «Сони», «Панасоник» и других, производство которых осуществляется в Малайзии, Индонезии и Китае по лицензионному соглашению, согласно которому комплектующие предоставляются основными производителями из Японии. Таким образом, применение франчайзинга (в отдельных изданиях – «франшиза») обеспечивает взаимовыгодное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности, обеспечение рабочих мест, импортозамещение отдельных продуктов, их производство для экспорта, привлечение новых технологий, оборудования, повышение квалификации специалистов и т.п. Главным условием при этом является выполнение норм лицензионного соглашения о качестве товаров. Следующий вид - лицензионный франчайзинг, который предполагает открытие фирмой-франчайзи объектов бытового обслуживания и общественного питания по лицензии франчайзера. Всем известная фирма быстрого питания "Макдональдс" именно таким образом имеет независимую сеть предприятий общепита практически во всем мире. Данная форма франчайзинга предполагает унифицированную атрибутику, стандартную униформу, тару, сервис, продукты, товарный знак и общий дизайн. И последний вид - торговый франчайзинг, согласно которому франчайзи приобретает право на реализацию продукции или товаров франчайзера. Суть этого вида франчайзинга заключается в соглашении оптовых продавцов и розничных торговцев о создании в стране импорта разветвленной торговой сети, что содействует продвижению товаров продавцов на рынок страны-импортера. В практике при обозначении торгового франчайзинга используется понятие коммерческой концессии, а также схожие понятия, такие, как: дистрибьюторство, дилерская деятельность, представительство, консигнация и комиссия. В коммерческом и юридическом плане посредничество различается, в зависимости от того, за чей счет и от чьего имени действует посредник: 1) дилерские услуги, при которых посредник действует от своего имени и за свой счет; 2) комиссионные операции, при которых посредник действует от своего имени, но за счет поручителя; 3) агентские соглашения, по которым посредник действует от имени и за счет принципала. Дилеры (дилерские фирмы) осуществляют свой бизнес в различных формах, которые определяются их специализацией, так на рынке функционируют торговые дома, экспортные и импортные дилерские фирмы, сеть дистрибьюторов, оптовые фирмы. Торговые дома представляют собой торгово-посреднические ассоциации или компании, выставляющие на продажу товары продуцента от своего имени и за счет собственных средств, как, например, Французский дом в Алматы, мебельные салоны, салоны по продаже электротоваров из Южной Кореи, Белоруссии, Германии и других стран. Экспортные дилерские фирмы - это дилеры, представляющие за свой счет товары местных производителей на иностранных фирмах согласно дилерским соглашениям. Импортные дилерские фирмы специализируются на закупке товаров за границей с целью реализации их на местных рынках. Экспортно-импортные дилерские фирмы - стокисты (stock -запас), действующие на основе договора о консигнационном складе, который является их собственностью. Они закупают товары за свой счет и действуют от своего имени. Дистрибьюторы выступают на рынке самостоятельно, несут финансовые риски при порче или потере товара, сами определяют и назначают цены и скидки, условия реализации и другие условия. Оптовые фирмы являются посредником между производителями и розничной торговой сетью и осуществляют оптовые закупки внутри страны и за рубежом. Прибыль оптовых фирм составляет разница в цене при покупке и продаже, что приводит к удорожанию товаров для конечных потребителей, в связи с чем, многие фирмы-продуценты и торговые фирмы стараются минимизировать оптовое звено. Комиссионные операции осуществляют комиссионеры и консигнаторы. Комиссионер - это физическое или юридическое лицо, совершающее согласно договору комиссии за определенное вознаграждение сделки в пользу и за счет комитента, но от своего имени. Комитент (принципал) - поручитель по договору комиссии дает задание комиссионеру на совершение разовой сделки или ряда сделок в течение определенного периода по импорту, экспорту, фрахту, найму и другим делам. Договор комиссии, обычно, включают дополнительные услуги по изучению рынка, рекламе, техническому обслуживанию и защите коммерческих интересов. Комиссионер, принимающий на себя делькредере, тем самым обеспечивает комитенту дополнительную гарантию по платежу от третьих лиц, за что имеет дополнительное вознаграждение. В отечественной практике применяется понятие "принятие товара на реализацию", когда товар мелкими или средними оптовыми партиями передается реализаторам или в торговые точки. Комитентами выступают физические лица, индивидуальные предприниматели, товарищества и малые частные предприятия. Консигнатор реализует за соответствующее вознаграждение от своего имени, но за счет консигнанта товары с консигнационного склада на основе договора консигнации, но на правах комиссии. Консигнационные склады находятся, как правило, вне таможенной зоны в крупных портах и железнодорожных тупиках. К примеру, такая свободная зона в Гамбурге, протяженностью несколько километров, позволяет концентрировать на территории Германии импортные товары без уплаты таможенных пошлин: таможенная пошлина уплачивается только при вывозе товаров за пределы свободной зоны. Торговый представитель действует от имени и за счет поручителя, выполняя определенные договором юридические акты, например, заключение сделок, прием платежей, организацию встреч, приемов и любые другие по соглашению. Как правило, торговые представители действуют по доверенности, в которой оговаривается круг их полномочий. Представитель от иностранной фирмы действует в стране-импортере от имени головной фирмы по продвижению ее продукта на рынке. В отдельных странах торгового представителя называют коммерческим агентом. Агент - это юридическое или физическое лицо, совершающее определенные операции по поручению принципала (поручителя), за его счет и от его имени, а также обеспечивающее подготовку сделок, но без права подписания договоров. В различных странах их называют по-разному; в Германии - маклер, в США - брокер, во Франции - куртье. Однако обобщающим понятием "агент" называют лицо, выступающее при страховании на аукционных торгах, на торговой, валютной или фондовой бирже от имени принципала. По объему передаваемых прав агенты подразделяются следующим образом: - простые агенты с неисключительным правом продажи, которые могут быть одними из многих агентов, реализующих продукты одной фирмы-производителя; - монопольные агенты с исключительным правом продажи, что превращает посредника в монополиста на рынке, исключая конкуренцию; для производителя, однако, такое право создает трудности, возникающие вследствие прямой зависимости от монополии одного агента; - агенты с преимущественным правом продажи, соглашение с которыми предполагает предложение экспортера в первую очередь указанному агенту и только после его отказа - свободное предложение продукта на рынке другим посредникам; такое соглашение создает удобство обеим сторонам, т.к. при несоответствии продукта техническим характеристикам посредник может отказаться от реализации (в письменной форме).
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |