Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, влияющие на удовлетворенность жизнью




Управление мотивацией, основанное на эмпатии

Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого человека точно с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Обязательно должен оставаться опенок «как будто». Его отсутствие означает переход к состоянию идентификации.

Эмпатичный руководитель проницательно улавливает смысл состояния и указывает на него, чтобы помочь подчиненному сконцентрировать­ся на нем. Эмпатия, скорее, процесс, чем состояние. В этом процессе можно выделить следующие этапы:

· вхождение во внутренний мир сотрудника;

· улавливание и выявление оттенков, которые коллега не вполне осознает;

· спокойное сообщение сотруднику о его ощущениях;

· внимательный анализ ответов на свои сообщения;

·указания на смысл переживаемого коллегой;

· выход из эмпатии.

Быть эмпатичным ¾ означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время ¾ тонким и чутким. Согласитесь, далеко не каждому опытному руководителю доступен такой стиль деятельности. Тем не ме­нее он совпадает с популярным в настоящее время представлением о трансформационном (преобразующем) менеджменте.

Умелое руководство ведет к повышению у подчиненных чувства удовлетворенности жизнью. Хотя справедливости ради следует признать, что по­стоянное поддержание «боевого духа» подчиненных и высокой удовлетво­ренности жизнью ¾ задачи, прямо противоположные друг другу. Последнее более адекватно целям стабильного бизнеса, второе ¾ агрессивным усло­виям среды, по отношению к которой постоянно надо находиться начеку.

Удовлетворенность жизнью (УЖ) является очень важной психологической составляющей, достижение которой у сотрудника может считаться одной из целей руководителя. Она отражает персональную оценку че­ловеком благосостояния и качества жизни, опирающуюся на субъек­тивно избранные им критерии. В нескольких исследованиях обнаруже­на связь удовлетворенности жизнью с психологической реактивностью, уровнем самооценки, религиозностью, высокой интернальностью. Об­наружены также обратно пропорциональные зависимости между уров­нем жизни и уровнем депрессии.

Противоречивое влияние на удовлетворенность жизнью оказывает раздражение. С одной стороны, оно может выполнять адаптационные и энергетизирующие функции, а с другой ¾ вести к неэффективным тратам энергии.

В1994 г. С. Хонг и Е. Гианнакопулос провели интегративное исследование, целью которого являлось определение весового влияния каждой из вышеназванных характеристик на удовлетворенность жизнью. Иссле­дование было проведено на основе тестирования 1700 человек с помощью семи разных тестов. В результате появилось уравнение множествен­ной регрессии, отражающее влияние основных психологических характеристик на удовлетворенность жизнью:

У = К + 0,462 (уровень самооценки)[77] - 0,312 (уровень депрессии)* -0,243 (раздражение)* + 0,235 (внутренний локус контроля)* + 0,116 (религиозность) + 0,108 (возраст) + 0,038 (реактивность), где У ¾ уровень удовлетворенности; К ¾ базовый уровень удовлетворенности.

Результаты исследования показывают, что усилия руководителя по повы­шению удовлетворенности жизнью подчиненного могут быть направлены в первую очередь на работу с четырьмя психологическими характеристиками:

· повышением его уровня самооценки,

· снижением уровня депрессии,

· снятием раздражения,

· повышением интернальности подчиненного.

Повышению уровня самооценки способствует положительная обрат­ная связь по поводу достижений подчиненного. Депрессия снижается в результате обсуждения тревожащих подчиненного проблем. Раздраже­ние может быть ослаблено посредством открытого обмена мнениями и чувствами между руководителем и подчиненным. Интернальность, явля­ясь достаточно константной характеристикой человека, выражающейся в его ответственности за работу, тем не менее может быть откорректиро­вана на основе поручения подчиненному независимых заданий, активи­зирующих его самостоятельность.

Метод управления по целям

Крупные менеджеры хорошо осознают роль правильной постановки целей в мотивировании творческой активности людей. «Цели: 1) концентрируют вни­мание и усилия на определенных направлениях; 2) могут служить нормативами, с которыми следует сопоставлять результаты работы; 3) могут служить в каче­стве механизмов для обоснования затрат ресурсов; 4) могут влиять на структуру и процедуры в организационных системах; 5) нередко отражают глубинные мо­тивы и особенности как индивидов, так и организаций».

Процедура постановки целей требует от управленцев четкого мышления, планирования и ясных коммуникаций. От формулирования целей сле­дует ожидать ряда важных характеристик. Они должны быть измеримы­ми, однозначными, должны включать точные сроки, быть мобилизующими, но достижимыми; предусматривать потенциальные стимулы для тех, кто их достигает; пользоваться поддержкой организации, быть контролируемыми и т.д.» (Синк, 1989).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.