Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Теория ролей Я. Л. Морено




Концепция ролей вторгается в науки о человеке, физиологию, пси­хологию, социологию, антрополо­гию, и связывает их воедино в но­вой плоскости (96).

Я.Л. Морено

Понятие роли до разработки в 30-е годы нашего века научной теории ролей связывалось с театром. Бывало, од­нако, что философы и поэты тоже рассматривали мир как сцену, а жизнь как ролевую игру. В качестве самого изве­стного примера можно процитировать отрывок из коме­дии Шекспира «Как вам это понравится» (II, 7):

«Весь миртеатр.

В нем женщины, мужчинывсе актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Сперва младенец, Ревущий горько на руках у мамки...

Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,

С лицом румяным, нехотя, улиткой

Ползущий в школу. А затем любовник,

Вздыхающий, как печь, с балладой грустной

в честь брови милой.

А затем солдат,

Чья речь всегда проклятьями полна,

Обросший бородой, как леопард,

Ревнивый к чести, забияка в ссоре,

готовый славу бренную искать

хоть в пушечном жерле.

Затем судья

С брюшком округлым, где каплун запрятан,

Со строгим взором, стриженой бородкой,

Шаблонных правил и сентенций кладезь,

Так он играет роль.

Шестой же возраст

Уж это будет тощий Панталоне,

В очках, в туфлях, у поясакошель,

В штанах, что с юности берег,

широких для ног иссохших; мужественный голос

Сменяется опять дискантом детским: пищит, как флейта...

А последний акт,

Конец всей этой странной, сложной пьесы

Второе детство, полузабытье:

Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего».

\У.Шекспир. Как вамэто понравится (перевод Т. Щепкиной-Куперник). — Поли. собр. соч. в восьми томах, т. 5. М, «Искусство», 1959, с. 47 - 48. - Прим. ред.\

 

Мысли Шекспира оказали огромное влияние на весь труд Морено как психиатра, который сам он иногда называл «шекспировской психиатрией» (93). Однако Морено не остановился на этой метафоре ролей, а на­чал в 20-е годы экспериментировать с «жизненными ро­лями». Результатом этого стало создание психодрамы в качестве практического терапевтического метода и тео­рии ролей в качестве развернутой антропологической системы. Эта система позволяет охватить в понятии «роль» типы поведения, выявленные в самых разных сферах жизни, и свести эти сферы к одному знамена­телю. Первые формулировки имеются в работах Море­но «Театр импровизации», 1923, и «Who Shall survive?», 1934. В том же году в «Mind, Self, Society» появилась также и теория ролей Г.Х. Мида, в которой он рассматривает усвоение ролей в качестве фундамен­тальной функции социализации и расширения сферы влияния индивида (74). Теория Мида оказала большое влияние на социальную психологию и социологию.

Теория ролей Морено по своей широте подобна антично­му представлению об «игре бытия с самим собою» (в ро­лях); но она также является практически обоснованным эк­вивалентом экзистенциально-аналитического понимания бытия, которое по своей сути изначально представляет со­бой бытие друг с другом. Теория ролей Морено делает воз­можным всеобъемлющий подход к теоретическому понима­нию и практическому разрешению многих проблем. Из тео­ретических предположений, подобных упомянутым выше, Морено исходит при обсуждении ряда вопросов в рамках генетической психологии. Так, сущность самого развития он усматривает, во-первых, в формировании способности к межчеловеческим отношениям (социоэмоциональное разви­тие) и, во-вторых, в приобретении благодаря ролевому обучению опыта (ролевое развитие).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.