КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наиболее важных психодраматических техник
Как основа ролевого обучения и Ролевое развитие Третья вселенная В работах Морено, прежде всего в его философских и поэтических произведениях, затрагивается стадия развития человека, которую я бы назвала третьей вселенной. Аналогично переживанию тождественности с внеиндивидуальным бытием в первой вселенной на стадии третьей вселенной переживается тождество с трансперсональным бытием. Однако это переживание единства с космосом происходит не на бессознательном уровне в виде "participation inconsciente" \Бессознательная причастность (фр.). — Прим. ред.\ как бы я назвала переживание вселенской идентичности в первой вселенной, и не в виде «participation mystique» \Мистическая причастность (фр.). — Прим. ред.\ (65) в понимании Леви-Брюля, а в виде «participation consciente» \сознательная причастность (фр.)— Прим. ред.\ - переживания без утраты способности к дискурсивному мышлению. Это переживание не является обязательным в психосоциальном отношении. Оно не совершается только в психических или только в социальных ролях, а осуществляется благодаря трансценденции к новой ролевой категории интегративного переживания. Поэтому, как мне кажется, соответствующие третьей вселенной роли следовало бы назвать «трансцендентными», или «трансперсональными», ролями. Непосредственно осязаемыми аспектами того, что называется «Я», являются роли, в которых оно действует (96). Я. Л. Морено, Пять основных этапов ролевого развития В детском поведении Морено выделяет не только различные стадии развития, но и основные процессы ролевого развития и процессы ролевого обучения. Он выделяет пять главных этапов. Прежде чем заняться рассмотрением взаимосвязи между наиболее важными психодраматическими техниками и ролевым развитием, нам следует познакомиться с этими этапами. Первый этап: «на стадии идентификации себя с миром (матрица вселенской идентичности) ребенок воспринимает другого человека (мать) как часть самого себя. Второй этап: ребенок концентрирует свое внимание на этой особой, чужеродной части самого себя (на матери). Третий этап: в континууме его переживания эта другая, чужеродная часть его самого (мать) начинает занимать особое положение. Эта часть (мать) становится более интересной, чем все остальные части мира, включая самого ребенка, и, наконец, она воспринимается как самостоятельная (role-perception или role-recognition). Четвертый этап: ребенок не только воспринимает роль другого человека (матери), но и может теперь представлять себя в этой роли (role-taking) и играть ее (role-playing). Пятый этап: ребенок в игре входит в роль другого человека (матери) и впервые способен с позиции этой роли (матери), как бы глядя на себя со стороны, воспринимать себя извне. Происходит полная «инверсия тождеств» (96). Первый, второй и третий этапы ролевого развития ребенка относятся к первой психической вселенной, причем третий этап приходится на стадию вселенской реальности. Радикальное расщепление личности ребенка на стадии второй психической вселенной находит свое выражение также и в его ролевом развитии. В результате разделения его мировосприятия на восприятие реальности и на представление он становится способным совершить четвертый и пятый шаги в своем ролевом развитии. Согласно Морено, отдельные этапы ролевого развития являются психологической основой ролевого процесса в целом, выделенных им главных психодраматических техник, а также феноменов теле, эмпатии, идентификации и имитации.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |