Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социоэмоциональное развитие




Как нам известно, социометрия занимается количествен­ной и качественной оценкой межчеловеческих отношений. Эти отношения зависят от ролей, которые играют люди в своей социальной среде, или, выражаясь социометрически, в социоэмоциональной структуре своей группы. Самым пер­вым отношением ребенка к другому человеку является его «паразитарное отношение» к матери на эмбриональной ста­дии развития. Однако это отношение нельзя пока еще на­звать социометрическим отношением, поскольку для него невозможно указать социометрических критериев выбора и отвержения. И для отношений между матерью и ребенком в период новорожденности настоящие социометрические мас­штабы также непригодны. Поэтому в данной главе они нас не интересуют.

Собственно началом социоэмоционального развития является феномен спонтанной социализации (91) среди не связанных родством людей на самой ранней ступени развития. Поэтому Морено обратился к исследованиям групп младенцев в клинике, где дети находились рядом друг с другом в расположенных по кругу кроватках и где можно было наблюдать за их интеракциями — без влияния матери или иных взрослых.

Социометрическое наблюдение за группами младен­цев на 1 — 20-й неделе жизни показало, что в этом воз­расте младенцы совершенно не замечают друг друга. Они живут на стадии органической изоляции (91).

Примерно с 20 — 24-й недели дети, чьи кроватки распо­ложены по соседству, начинают спонтанно обращать друг на друга внимание. В целом эти обоюдные контакты мла­денцев равномерно распределяются между всеми детьми. Они зависят от расположения кроваток и пока еще не обус­ловлены индивидуальными особенностями отдельных мла­денцев. В отличие от стадии органической изоляции на этой стадии можно уже распознать зачатки цепной структуры контактов внутри группы младенцев. Морено называет эту фазу стадией горизонтальной дифференциации.

Стадию вертикальной дифференциации, сменяющую примерно на 40—42-й неделе стадию горизонтальной дифференциации, Морено описывает следующими слова­ми: «Как только дети становятся способными самосто­ятельно двигаться и свободно ходить, различия в их физической силе и сообразительности начинают влиять на групповую организацию. В группе образуется «верх» с ее лидерами и «низ» с несамостоятельными и обособленны­ми членами группы, а в совокупностивертикальная дифференциация» (91).

В исследовании первых социальных отношений в группах младенцев и маленьких детей исследователь-социометрист опирается на свои наблюдения. Впервые только в детском саду социометрические исследования могут про­водиться при активном участии самих детей. При тестиро­вании от детей требуется взять выбранного по критерию совместной игры ребенка за руку. Оказывается, что в этом возрасте социализирующий фактор теле у детей раз­вит все еще слабо. Соответственно этому лишь немногие из них взаимно выбирают друг друга. Большинство по-прежнему, как на стадии горизонтальной дифференциа­ции, выбирает другого ребенка, находящегося в непосред­ственной близости, или, как на стадии вертикальной диф­ференциации, выделяющегося своим поведением.

На седьмом году жизни социометрическая структура дет­ских групп меняется. Многочисленные взаимные выборы свидетельствуют о том, что фактор теле становится более действенным. До завершения пубертата и появления типич­ных для взрослых людей групповых структур, сменяя друг друга, следуют две стадии преобладания разнополых и две стадии преобладания однополых выборов. Они интересуют нас здесь лишь постольку, поскольку при психических на­рушениях нередко наблюдается блокировка или реверсия развития в форме социальной регрессии, которая у тяжело больных пациентов может доходить до стадии органической изоляции, то есть до самой ранней ступени социального раз­вития. Обратимся, однако, вместе с Морено к значению ро­лей для человеческого развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.