КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пространство. Время в психодраме — это мгновение в значении креативного момента
Время Время в психодраме — это мгновение в значении креативного момента. " Всегда мгновение было нежданным зрелищем, нескончаемым наслаждением, несотворенным временем", — говорится в анонимно опубликованной в 1923 году мореновской " Речи о мгновении" (81). Все самое важное происходит здесь и теперь. Nunc наряду с hie занимает центральное место в психодраме. Проблема должна разрешиться теперь, здесь, в данном месте и положении. Если сразу это невозможно и она нуждается в терапии, то в момент психодраматического действия события прошлого и устремленные в будущее надежды и опасения все же переводятся в настоящее. Из этого видно, что время в психодраме фигурирует не как физическое и биологическое время, а как время психическое. Только так можно объяснить возникающее иногда на психодраматических занятиях изменение чувства времени у зрителей и исполнителей, которое напоминает ощущение времени во сне или порою, похоже, ему соответствует. Бурные сцены могут быть короткими, и хотя для зрителей и исполнителей они являются напряженными и отнюдь не скучными, воспринимаются как необычайно насыщенные и длительные. Этот феномен, когда напряженные часы могут восприниматься короче нескольких минут, противоречит нашему обычному ощущению времени, однако его можно наблюдать на многих психодраматических занятиях. Из всего этого следует, что время в психодраме зависит от качества и интенсивности эмоционального переживания. Способность или неспособность интегрировать во времени эмоциональное переживание может рассматриваться как мера душевного здоровья или болезни. В этой связи следует указать на исследование меланхолии и мании Людвигом Бинсвангером, делающим особый акцент на нарушениях восприятия времени, которыми сопровождаются эти заболевания (11). Петцольд описывает дезинтеграцию восприятия времени в качестве признака, характерного для невротика: "Невротик фиксирован на событиях прошлого и переносит их в настоящее, словно они по-прежнему представляют собой реальность. Аналогичным образом он может переносить свои страхи, то есть опасения будущего, на действительность, словно они уже оправдались. В обоих случаях адекватное ситуации поведение в настоящем, в жизненном «Здесь и Теперь» становится из-за этого невозможным" (104).
Фиксация на событиях прошлого, психотравмирующих или, наоборот, радостных, означает «консервацию» событий. Однако, согласно Морено, консервы характеризуются отсутствием спонтанности и утратой жизненности. Консервацию времени, стало быть, можно сравнить с отрывом от жизни в настоящем и от переживания настоящего. Речь идет об отчуждении от мира и себя самого, которое в самой крайней форме проявляется в виде психоза. Сценическое изображение в «Теперь» событий из прошлой жизни, а также желаний, страхов и ожиданий, относящихся к будущему, разоблачает иллюзорный характер прошлого и будущего. На этом основывается одна из психодраматических техник, известная как «репетиция будущего», или «проекция будущего» (140). Она служит тому, чтобы протагонист, вынуждаемый действовать в ситуации hie et nunc, мог разобраться со своими страхами и ожиданиями будущего. Когда в «психодраматическом времени», в моменте, вновь развертывается прошлое биографическое событие, то речь здесь идет не о повторении в смысле репродукции консервов и не о простом его уяснении на вербальном уровне, а о переживании этого события по-новому. Плач и смех на психодраматической сцене — это не просто воспоминание, это жизнь, открытая и для разума протагониста и зрителя, и для их чувств. Из интенсивного переживания — элеоса и фобоса, как говорит Аристотель (4), - возникает катарсис". \См.: Аристотель. Поэтика (перевод М. Гаспарова) — Собр.соч. в четырех томах, т. 4 (Философское наследие, т.90) - М., «Мысль», 1984, с.651. — Прим. Ред. \ «Всё прошлое в один миг оказывается на поверхности» (83), а также будущее, страхи и мечты! «Но если часть мира, образующего мгновение, пространство или время, чувство или мысль, восприятие или прикосновение, предопределена или желанна заранее и поэтому не все части, его образующие, разрешаются в виде пьесы, то мгновение надо рассматривать как невозникшее" (81), — говорится в «Речи о мгновении». Психодрама становится плоской и утрачивает способность катартического воздействия. Поэтому как для протагониста, так и для антагониста является важным, по возможности непредубежденно и не готовясь заранее, развивать отдельные сцены и — даже если речь идет об уже прошедшем событии — в качестве мгновенного продукта «разрешать их в драме». Такое мгновенное событие отвечает за свободно ассоциированное действие и обусловливает катартический эффект в ситуации «здесь и теперь».
Пространство, как и время, относится к универсальным жизненным основам. Представить себе без пространства физическую или телесную структуру, течение событий было бы невозможно. Важное значение в пространстве имеют не только его количественные размеры, но и качественные различия. В первую очередь они определяются силой тяготения и одинаково воспринимаются всеми людьми с момента их рождения. Мы осознанно различаем верх и низ, движения, совпадающие и не совпадающие с силой тяготения, например падение, опрокидывание, хождение, вставание, взлет, полет и т.д. Все наше тело связано с пространственными данностями мира, хотя это и не дано нам в переживании! Наиболее отчетливо это выражено в нашем двигательном аппарате вплоть до микроскопической костной структуры и системе кровообращения. Если в психотерапии человек должен пониматься целостно, в его природном «бытии в мире», то, само собой разумеется, должно конкретно учитываться и его жизненное пространство, «social space». И с антропологических, и с терапевтических позиций Морено считает обязательным включение пространства в терапевтическую процедуру. Поэтому пространство играет в психодраме совершенно особую роль. Место действия, будь то улица, комната или транспортное средство, не только описывается протагонистом перед каждой сценой, но и «организуется» на психодраматической сцене, то есть благодаря воображению переносится в настоящее.
Во время психодраматического действия протагонист указывает каждому партнеру и каждому предмету его специфическое, скоординированное со временем местоположение. Ни одна сцена не разыгрывается в вакууме — она всегда разыгрывается в соответствующем ей воображаемом пространстве, в «психологическом или социологическом пространстве» протагониста (97). Этому факту в основном мы обязаны реалистичностью воспроизведения, возможно, уже забытых ситуаций и жизненностью психодрамы. К примеру, может быть так, что изображенное в психодраме событие вызывает у протагониста ассоциацию с тем или иным чувством из своего детства, допустим с пристрастием к какому-нибудь определенному блюду. Он вспоминает то давно минувшее время, хочет о нем рассказать, но при всем желании не может вспомнить уже ни одной конкретной ситуации. Может, он страдает забывчивостью? Оказывает бессознательное сопротивление? Может быть, его детские воспоминания и в самом деле вытеснены? Что бы ни было причиной этих пробелов в памяти, для психодрамотерапевта они не являются чем-то существенным. Он знает, что его клиент, помещенный обратно в пространство своего детства, несомненно, это пространство узнает. В роли протагониста он отмерит его шагами на сцене. Его телесное чувство «ощутит» это пространство в определенном углу стола, за которым долгие годы обедала его семья. Ему по-прежнему не припоминается ни одна сцена. Тем не менее он как нечто само собою разумеющееся садится на свое место за круглым воображаемым столом. Справа на стуле рядом с собой он сразу ощущает мать, слева — младшего брата. Он «видит» отца, сидящего напротив. И вот он уже знает, что отец вскоре встанет, пересечет комнату и усядется с сигарой в кресле на балконе. Вдруг протагонист говорит: «Особенно хорошо бывало всякий раз, когда отец, сидя в кресле, звал меня к себе». Ведущий психодрамы просит протагониста подобрать одного из членов группы на роль отца, и вот уже выбранный партнер усаживается в кресло и подзывает к себе сына. Благодаря передаче ощущения пространства моментально приводится в движение сцена, имеющая важное значение для отношения протагониста к своему отцу в прошлом и будущем.
Особое значение в психодраме имеет пространственное переживание дополнительной реальности (Surplus-reality), то есть фантазий, представлений, сновидений и кататимных образов. Форма и цвет, высота и глубина, заполненность или пустота, интимность или некомфортность воображаемого протагонистом пространства, а также характер его движений в нем переживаются конкретно и в своем феноменологическом значении говорят сами за себя. Это значение вытекает из одинаковых для всех людей физических задатков, обеспечивающих возможность воспринимать пространство и позволяющих проявлять ее в гравитационном поле Земли. Начиная с раннего детства, с первой психической вселенной, различные виды пространственного опыта, в равной степени присущие всем людям, сопровождаются соответствующими психическими коррелятами, например скакание от удовольствия, замирание от ужаса, привставание от чувства легкости и т.д. Когда во второй психической вселенной происходит расщепление переживания на переживание внешней реальности и переживание мира представлений, нередко доходящее до отщепления чувств от переживания реальности, это расщепление отчасти нивелируется лишь в протекающем на бессознательном уровне сновидении и прочих психических состояниях, аналогичных тем, что пережились в первой вселенной на стадии вселенской реальности. Хотя эмоции и не переживаются совместно с корреспондирующим действием в пространстве и реальности, тем не менее они привязываются к соответствующему образу в рамках целостного восприятия мира. Только в третьей психической вселенной расщепление переживания преодолевается благодаря новому, сознательному, эмпатическому переживанию реалий космоса. В процессе познания конкретный опыт пространства, природы, то есть реальности, как отмечал уже Леонардо да Винчи (см. с. 122), сопровождается интенсивными чувствами, а мысли и чувства — соответствующими им образами эмоционально насыщенного восприятия реальности. Психодрамотерапевт извлекает пользу из этих отношений. Он дает возможность протагонисту на сцене пережить образ пространства психодраматической игры вместе с соответствующими ему реальными действиями, причем данные чувства возникают как бы сами собой.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |