КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для психодрамы
ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО И РЕАЛЬНОСТЬ Universalia sunt Realia (3). Фома Аквинский Космос \Универсалии суть реалии {лат.) — Прим. ред.\ Исцеление отдельного человека вне связи с целым, то есть в самом широком смысле вне связи с космосом как творческим мировым процессом, является, по мнению Морено, таким же невозможным, как оживление на долгое время оторванной от дерева увядшей ветки. Свежая вода и искусственная подкормка могут, пожалуй, какое-то время поддерживать ее жизнь; неисцеленным, однако, остается ее отделение от ствола, корней и почвы, то есть отчужденность. По этой причине в мореновской картине мира космосу уделяется внимание не только с теоретических позиций — космические феномены, такие, как силы притяжения и отталкивания, действие, спонтанность и креативность, становятся предметом социометрического и психодраматического изучения и практики. Кроме того, креативный мировой процесс рассматривается как истинная ценность и истинный смысл человеческого бытия, человек — как cosmic man (86). Поскольку связанные с космосом и креативным развитием человечества религиозные представления Морено изложены не только в его поэтических произведениях, но и попадаются нам в его социометрических и психодраматических трудах, их нельзя оставить здесь без внимания. На заре своей истории человек находился в непосредственной связи с креативными процессами в космосе. Это выражается в персонификации сил природы в мифах и сказаниях. Его магическое восприятие мира можно сравнить с восприятием мира детьми в первой вселенной, на стадии вселенской реальности. Это аутохтонное, неотрефлексированное и поэтому неинтегрированное отношение к космосу. Монотеизм древнесемитских религий, напротив, следует понимать как попытку утверждения собственной идентичности путем разграничения: здесь человек, там недостижимый Бог, Бог-творец Яхве, которого Морено называет также «Он-Бог» (89). Морено полагает, что в дальнейшем, например на более поздних стадиях индивидуального развития, под видом отделения человека от космоса происходит все большее приближение к собственной идентичности. Вместе с нею сокращается и дистанция с Богом. Далекий «Он-Бог» превращается в Христе в Бога-человека, в постижимого чувством «Ты-Бога» (89). Благодаря общению с ним человек становится способным придавать особый смысл своей судьбе внутри мирового процесса. В обеих формах религиозности человеческое сознание все же противопоставляется Богу. Разделение креативного мирового процесса на Бога, с одной стороны, и на человека, с другой, словно трещина тянется через весь космос. Морено стремится к преодолению этого противопоставления человека и Бога. Он рассматривает человеческую креативность во взаимосвязи с космической. В нашем образе ветки и дерева это означало бы, что ветку нельзя воспринимать независимо от дерева. Такое относилось бы лишь к отломанной, увядающей ветке. Живая ветка — если бы она могла сказать: «Я, ветка» — не противопоставляла бы себя организму, составной частью которого она является, своей первопричине и смыслу бытия, а знала бы, что не дерево живет благодаря ветке, а ветка живет благодаря дереву, причем характерным для него, составляющим суть дерева образом. В «расширенном самопонимании», которое относится не только к обособленному «бытию веткой», ветка понимала бы «Я дерева» как еще одно свое «Я», как собственную всеобъемлющую Самость. Подобную связь Морено усматривает в отношениях человека с космосом. Он постулирует дальнейшее религиозное развитие от «Ты-Бога» к «Я-Богу». Эти представления иллюстрируются стихотворениями из «Завещания отца». Бог требует от человека обращаться к нему не как к Богу в значении потусторонности, а воспринимать его как «Я-Бога» в себе и своих близких, в которых Бог — креативный мировой процесс — общается с самим собою: О, имя отца, Рана отдаления. Невыносимо слышать мне имя свое. Не надо звать меня больше, Я рядом с вами (79). Еще отчетливее представление об общающемся с самим собой Боге выражается в следующих строках: Любимое дитя, моя детка, Взгляни на себя моими глазами, Не мои ли глаза твои глаза. Любимое дитя, моя детка, Послушай себя моими ушами, Не мои ли уши твои уши. Любимое дитя, моя детка, Поцелуй себя моими губами, Не мои ли губы твои губы. Любимое дитя, моя детка, Взгляни на своих деток, Сотворенных тобою, Вскормленных тобою, Обласканных тобою, Не мои ли детки твои детки (79). Вопреки этому исходящее от ограниченного человеческого «Я»-сознания и по-прежнему определяющее состояние нашего духа расщепление мирового процесса на Бога и человека проявляется также и в разделении человеческой жизни на религиозную и мирскую сферы и продолжается в дальнейшем разделении мирской сферы на человека и мир. В ходе этого процесса человек, исходя из своего ограниченного, привязанного к «Я» самопонимания, все в большей степени рассматривал природу лишь в качестве «имеющегося под рукой» объекта эксплуатации. Даже медицинское мышление Запада вплоть до недавнего прошлого несло на себе печать этого расщепления. Вначале только тело, как часть природы и «имеющийся под рукой» объект, представляло интерес для науки. Затем в понятии «психика» были объективированы компоненты человека, называвшиеся прежде душой и духом, которые опять-таки в качестве «имеющегося под рукой» пассивного объекта исследования сделались доступными для научного наблюдения и эксперимента. Негативным побочным явлением этой общей тенденции развития является нарастающая с появлением все более совершенной техники эксплуатация природы, ее разрушение и достигшее огромных размеров овеществление человека. В этом двоякого рода отчуждении человека, как от его космической экзистенциальной основы, так и от его человеческого окружения, Морено уже более чем полвека назад увидел угрозу дальнейшему существованию человечества и главную задачу всеобъемлющей терапии. Отчужденность проявляется в исходящей от человека и от роботизации агрессии. С появлением машин-роботов человек еще больше углубил «трещину в космосе». Он «мнит себя властелином мира», в известном смысле хозяином своего космического бытия, не находясь больше в «правильном соединении» с космосом. Уже в одной из самых первых своих статей Морено занимается исключительно роботами — дружественными и опасными — и для решения возникших с ними проблем выступает с идеей «науки о технических животных» (89). Непосредственно за этим последовали более глобальные рассуждения о преимуществах и опасностях нашей технической цивилизации — о проблеме робота, если следовать терминологии Морено. Помимо прочего, Морено изучал робота также в контексте детского развития, в частности в связи со стадией вселенской идентичности и тем самым с точки зрения его «родственных» отношении с «дублем», то есть человеком, ухаживающим за беспомощным младенцем. Ведь робот исполняет многие желания и потребности взрослого человека, подобно тому как мать исполняет желания и потребности ребенка на стадии вселенской идентичности! «Общаясь» с бесчисленными роботами, то есть техническими аппаратами, взрослый человек незаметно попадает в такое же зависимое положение, какое он пережил на стадии вселенской идентичности, однако с одним существенным различием: робот в качестве физического «дубля» не обладает спонтанностью. Он не позволяет меняться отношениям в процессе общения. "Who shall survive?" — звучит вопрос, который уже несколько десятилетий назад поставил Морено в заглавие своего классического труда по социометрии и который с тех пор редко воспринимался лишь как название книги. В наше время мы воспринимаем этот вопрос в его экзистенциальном значении. С альтернативой «отчужденность и упадок или сохранение жизни на Земле», которую следует понимать как призыв и космическую задачу, Морено стоит сегодня в ряду авторитетных ученых — представителей различных дисциплин (8, 75). «Who shall survive?» Предопределенное роботом и находящееся в опасности, полностью автоматизированное и охваченное «эпидемией "Я"» и отчужденное, все быстрее несущееся к своей гибели общество или сознающий свою космическую ответственность человек, который переживает в природе, ближнем и самом себе креативный мировой процесс в качестве интегрирующего явления? Морено полагает, что человек справится со своей творческой задачей в той мере, в какой он научится пользоваться своей спонтанностью и своим креативным поведением будет способствовать индивидуальному развитию. Будущее Земли он рассматривает во взаимосвязи с осознанной интеграцией человека в креативный мировой процесс и креативного мирового процесса в осознанное человеческое поведение. В этом смысле религиозное переживание становится революционной категорией; Бог перемещается из начала всех начал и потусторонности в настоящее, в Самость, в «Я» каждого человека. Если человек переживает космическую креативность в небывалом ее развитии в себе, в слабом человеке, и начинает понимать, что Бог — «Я-Самость-Бог» — отказался от свободы, чтобы наполнить вселенную неисчислимым множеством одинаково стесненных и одинаково смертных существ, то в этой «слабости» все же заключается триумф: «Осознание во встрече». Морено полагает: «Экспансия Самости не окончится до тех пор, пока новая мировая религия не исправит злоупотребления недавнего прошлого и не обратит их в их противоположность. «Процесс-Я-Самостъ-Бог», очевидно, не имеет отношения к идее человека-Бога и ей подобным антропоморфным представлениям. Речь не идет о богоподобии отдельного индивида, речь идет — если воспользоваться религиозным образом — о богоподобии всей вселенной (космоса), то есть о ее интеграции в Самость» (89). Поскольку психодраматическое, или в широком смысле аксиодраматическое, переживание самых разных констелляций возникает не только из «Я», но и благодаря обмену ролями со стороны визави, это всегда свидетельствует об относительности закостеневшей «Я»-йности, но вместе с тем и о переживании глобальных экзистенциальных связей — проявлении креативного мирового процесса и его осознанной интеграции в Самость.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |