КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Торможение спонтанности
Даже при изначально нормальном акциональном голоде и имеющейся у человека возможности проявления ролей из-за неизвестных поначалу моментов может произойти торможение спонтанности, создающее препятствия в его жизнедеятельности. Оно может выражаться в разного рода отказах. Иногда при таких обстоятельствах акциональный голод, принимая форму агрессии, может быть направлен против собственной персоны или против других людей. Подобное нарушение, намеренно изображенное здесь в общих чертах без постановки диагноза, может не выходить за рамки нормы, но может также достигать столь значительных степеней, что производит впечатление психического заболевания. Будучи таковым, оно поддерживается и непрерывно обостряется вступившим отныне в действие circuli vitiosi. Поэтому Морено самым настойчивым образом требует как можно раньше принимать во внимание поставленный под угрозу акциональный голод человека, а также освобождать или профилактически развивать его спонтанность. Если заболевание уже проявилось, важно как можно быстрее перевести пациента в состояние действующего. При неясной симптоматике результаты тестов на спонтанность и ситуационных игр являются отправной точкой для диагностического выяснения характера и степени торможения спонтанности. При этом протагонисту создают на сцене неожиданные ситуации и наблюдают за его спонтанными или неспонтанными реакциями. Если его поведение — например, в ситуациях соперничества — оказывается особенно неспонтанным, но состояние в принципе не выходит за пределы нормы, то в тренинге спонтанности, проводимом сразу же после теста на спонтанность, протагонисту предоставляется возможность натренировать свою спонтанность в разнообразных неожиданных ситуациях, констеллированных в аспекте его проблемы (91). Попутно отметим также значение этого метода с точки зрения общей и лечебной педагогики (71, 120). Если же тест на спонтанность позволил выявить гораздо более сильное торможение, возникшее, например, вследствие переносов (испытуемый не в состоянии реагировать адекватно ситуации, а ведет себя так, словно находится в другой ситуации), то здесь уместна раскрывающая психодрамотерапия. После того как в разыгранных ранее сценах, изображавших вымышленные ситуации, была выявлена присущая клиенту проблематика соперничества, сама проблема соперничества диагностически выясняется путем сценического изображения соответствующей реальной ситуации. При этом благодаря особому варианту техники дублирования можно добиться достаточно быстрого высвобождения спонтанности протагониста и тем самым непосредственного терапевтического эффекта. Например, в процессе дублирования по типу парадоксального вмешательства дубль намеренно преувеличенным образом изображает торможение спонтанности протагониста. Расположившись позади протагониста, спонтанность которого заблокирована чувством соперничества по отношению к своему коллеге Мюллеру, дубль говорит: «Если кроме меня на новую должность правлением фирмы рассматривается кандидатура Мюллера, мне лучше сразу отступить. Мюллер гораздо умнее, способнее и компетентнее, чем я». На это протагонист может прореагировать словами: «Да, я лучше уступлю! Но и с Мюллером дело обстоит далеко не так». Дубль продолжает: «И тем не менее мне лучше отступить. Все сразу увидят, как я неумел и просто беспомощен в сравнении с Мюллером». «Нет, я не такой», — протестует протагонист. В этом месте психодрамотерапевт прерывает монолог протагониста и дубля, обратившись к протагонисту с просьбой: «Покажите, что вы и в самом деле не такой, причем прямо здесь и теперь! Герр Мюллер стоит перед вами, сотрудники находятся в этой же комнате... Докажите, что вы отнюдь не беспомощны и не менее способны, чем герр Мюллер!» В условиях создаваемой дублированием внутренней мотивации разыгрываются различные сцены, в которых протагонист должен утвердить себя в отношении соперника. Успешные действия и позитивная обратная связь группы не только активизируют его спонтанность, но и усиливают его акциональный голод. Неудачи в игре должны быть скорректированы в этот же день за счет выбора другой тактики в последующих сценах. Важно не допускать усиления самообвинительных тенденций у депрессивных пациентов. Это достигается, в частности, путем дублирования по типу парадоксального вмешательства. Само собой разумеется, настроение пациента перед дублированием должно быть выяснено с помощью теста на спонтанность. В этой связи надо отметить, что окончание психодраматического занятия после изображения в соответствующих сценах вымышленных ситуаций неуспеха без психодраматической коррекции следует однозначно, отнести к числу врачебных ошибок психодрамотерапевта.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |