Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неадекватное ролевое поведение




Снижение акционального голода, равно как и спонтан­ности, вызванное неврозами креативности и обусловлен­ными ими депрессивными или агрессивными реакциями, возникает иногда также в результате неправильного роле­вого поведения. В таких случаях психодраматическими средствами терапии являются бихевиорально-терапевти­ческий ролевой тренинг (бихевиодрама) либо педагогиче­ская ролевая игра; например, в том случае, когда акциональный голод человека был достаточен для того, чтобы позволить ему справиться со многими ситуациями, в том числе полностью овладеть профессией, однако в профес­сиональной жизни понес внушающий тревогу ущерб.

Пример: Молодой человек обладал достаточным акциональным голодом, чтобы реализовать имевшуюся у него возможность изучить курс медицины, что в ре­зультате привело к появлению у него роли врача. Однако в эту роль — несмотря на свою высокую научную квалификацию — он никак не может вжиться. Ему не удается завоевать ни доверия па­циентов, ни уважения врачебного персонала. Из-за состояния фрустрации возникает circulus vitiosus, из которого он не может выбраться. Его поведение становится все более скованным и безразличным, усиливая тем самым его проблемы, которые со своей стороны снижают его акциональный голод. В конце концов он начинает страдать от огромного не­желания работать, чувства неполноценности и т.п. Это к тому же еще и наносит ущерб его межчеловеческим отношениям.

В данном случае самой приемлемой формой те­рапии с точки зрения экономии времени и эффек­тивности будет, пожалуй, обычный ролевой тре­нинг. Клиент в воспроизведенных по памяти или вымышленных ситуациях изображает свои взаимо­отношения с различными пациентами. В критиче­ские моменты разыгранных ситуацийтехника обме­на ролями позволяет ему испытать на себе свое неу­мелое поведение с пациентом, например в форме небрежного, грубого с ним обращения или высоко­мерной манеры говорить. Этот опыт может быть до­полнительно разъяснен благодаря использованию техники зеркала. Если члены группы были к томуже свидетелями типичного для протагониста неуме­лого поведения, то наиболее мотивированный из них берет на себя роль молодого врача иимитиру­ет, сколь незаинтересованно он подходит как к бо­лезни, так и к самому пациенту. Врач в роли зрите­ля наблюдает свое точно сымитированное, пренеб­режительноеповедение, которое он продемонстри­ровал, изображая ранее данную ситуацию. В роле­вом тренинге, который следует сразу после зеркаль­ного отображения, клиент самостоятельно пытается скорректировать свои манеры врача — причем опять-таки в обращении с тем конкретным пациентом, который изображается тем же самым членом группы, что и в первой сцене. Позитивная обратная связь партнера, например, что, беседуя с врачом в вымышленной сцене, он чувствовал себя более за­щищенным, чем в первой сцене, дает протагонисту основание надеяться, что он все же еще научится удовлетворительно исполнять роль врача. Это эмо­циональное переживание сразу же повышает его уверенность в себе и усиливает его ослабленное же­лание исполнять данную роль.

Здесь также следует предостеречь от прерывания психодраматического занятия до достижения в вымыш­ленных сценах переживания успеха в проблематической роли. При использовании техники зеркала, как и во всех остальных случаях применения конфронтационных тех­ник, рекомендуется поместить дубля позади наблюдаю­щего протагониста. В шокирующие моменты он может уберечь протагониста от нежелательной утраты уваже­ния к себе, например говоря: «В изображенной ситуации я действительно вел себя развязно. Если, однако, все де­ло только в этом, то я могу быть и деликатным».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.