Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семья как фактор деструктивного воспитания




Тема 13. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ

 

В понятие «семья» изначально входили представления о пи­тании (кормлении, утолении голода) и воспитании (обучении). В ее основе лежат функции защиты и удовлетворения виталь­ных потребностей своих членов. Семья является первичной за­щитной средой индивида. Однако она же может стать причиной лишений и ущемления индивида и фактором жизненных кри­зисов. Так, внутрисемейные конфликты между родителями мо­гут вызывать у детей болезненные психические реакции и про­воцировать суицидальные попытки, и даже самоубийство. Ес­тественное разделение семьи на поколения может сопровож­даться различными формами насилия. Как показывают зару­бежные исследования, агрессия взрослых в отношении детей в современном обществе все более возрастает: число детей, уби­тых своими родителями в десять раз больше, чем число убитых сексуальными преступниками.

Что касается современной российской семьи, то ее возмож­ности усложнены социально-экономическими проблемами. Неус­тойчивое материальное положение, угроза безработицы и сопро­вождающие безработицу материальные и психологические про­блемы, увеличение бытовых нагрузок влияет на степень удов­летворенности браком. Неблагоприятный социально-психоло­гический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что осложняет процесс их социализации. В 90-х гг. наметилась тенденция роста социально неблагопо­лучных семей. По данным на 2007 год увеличилась численность детей, брошенных своими родителями – в настоящее время свыше 700 тыс. детей в России числятся бездомными.

Помимо объективных социально-экономических условий, существуют и субъективные, связанные с проблемами семей­ных отношений в системах «отец−мать», «родители−дети»: неспособность родителей выполнять родительские функции, по­вышенная агрессивность, неумение понимать проблемы ребен­ка и интересоваться ими и т.п.

Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции родителей и детей. Практика социальной работы показывает, что непонимание и неприятие этих функций, изменяющихся на разных стадиях существования семейных отношений, осложняет социальное функционирование индивидов. Другой полюс проблем − это брачно-семейные отношения между родителями, которые так­же могут провоцировать различный спектр проблем, осложняю­щих жизненные стратегии как детей, так и брачных партнеров.

Практика родительского воспитания делится на два стиля: демократический и контро­лирующий. Сущность демократического стиля воспитания за­ключается в том, что ребенок активно включен в проблемы се­мьи, имеет поддержку родителей в формировании собственной субъективной позиции. Контролирующий стиль воспитания предполагает ограничение участия ребенка в семейных делах, сосредоточенность на правильном его поведении. Оба эти стиля воспитания направлены на воспитание самоконтроля и соци­альной компетентности ребенка. Однако семейное воспитание может носить и деструктивный характер, несмотря на позитив­ные ценностные установки родителей. Отечественный психо­лог В. Гарбузов выделил три типа деструктивного семейного вос­питания, приводящего к развитию неврозов:

• Тип А − неприятие и эмоциональное отвержение. Попыт­ка «улучшения» индивидуальных особенностей ребенка путем жесткого контроля и регламентации его жизни; равнодушие к его жизни, попустительство.

• Тип Б − гиперсоциализация − тревожно-мнительная кон­центрация внимания родителей на здоровье, успехах в учебе, социальном статусе своего ребенка; организация родителями дополнительных образовательно-развивающих программ (ино­странные языки, рисование, спортивные секции и т. д.) без учета реальных психофизиологических особенностей ребенка.

• Тип В − эгоцентрический − культивирование внимания всех членов семьи на достижениях ребенка, превращение его в «кумира семьи».

Более подробную характеристику семейных отношений, про­воцирующих различные клинические формы неврозов, пред­ставляют Р. Армандо и Е. Веселкова. Согласно их исследовани­ям, запреты во внутрисемейных отношениях приводят к раз­личным аффективным состояниям и соматическим расстрой­ствам. В процессе практики были выявлены следующие типы нарушений в процессе воспитания, повлекшие за собой невро­зы у детей младшего возраста: исполнительный тип, тип внут­ренней депривации, директивно-разрешающих отношений, симбиотический и напряженный типы.

Исполнительный тип семейных отношений – проявляется в игнорировании индивидуальных возможностей ребенка, замена у него желания достижений («Быть первым!», «Быть лучшим!») на необходимость иметь эти дости­жения.

Клиническая картина − усталость, пассивность, вялость, сонливость, выраженная плаксивость и пугливость в сочетании с соматической ослабленностью; истощение нервной системы в связи с непосильной нагрузкой.

Тип внутренней депривации – выражается в конфликте между желаниями и возможностью, игнорировании чувств и эмоций ребенка, сопровождается предписанием «Будь сильным!».

Клиническая картина − наличие страхов, ночные кош­мары, невротические расстройства, нарушение контактов со сверстниками.

Тип директивно-разрешающих отношений – проявляется в жестком определении границ самоконтроля ребенка: и ограничение, и вседоз­воленность приводят и в том и другом случаях к невозможно­сти позитивной оценки своего «Я».

Клиническая картина − наличие истерических припадков, конфликтность, обидчивость, страх одиночества, темноты, страх смерти.

Симбиотический тип внутрисемейных отношений − выражается вги­перопеке родителей, полном решении ими всех проблем ребен­ка. Такие отношения приводят к внутреннему конфликту, поскольку внешнее окруже­ние оценивается как позитивное, а невозможность самореали­зации оценивается как неполноценность.

Клиническая картина − навязчивые движения: кусание и облизывание губ, движения головой, плечами, нарушение сна, нервные тики, страхи, кошмарные сновидения.

Напряженный тип внутрисемейных отношений − проявляется в ран­нем конфликте между родителями и ребенком. В этом случае область родитель­ских запретов распространяется на право на существование, на сво­боду действий, применяется негативная оценка любого проявления ребенка.

Клиническая картина − эмоциональные нарушения, капризность, боязливость, сочетание пассивности с заторможен­ностью и раздражительностью, проявление системных наруше­ний в виде энуреза и пр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.