КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 14. Социальная геронтология
Социальная работа с семьей Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения. Можно отметить, что сегодня нет единых подходов к практике социальной работы с семьей, а возможно только обозначить основные стратегии: · акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением; · системный подход к семье. Осмысляются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации; · подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения ситуации; · «активно-терапевтический» подход включает в себя активные формы вмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т. д. · концентрирование работы на принципе «здесь и теперь», изменение установок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнеров. Социальная работа организуется вокруг различных проблем семьи, среди которых − психическое здоровье, семейное обслуживание, проблемы семьи и школы, работа с престарелыми, социальное обеспечение семьи. Теоретическое осмысление проблемы семьи получили в работах В. Сатир, С. Минухина, Р. Мак-Грегора, М. Боуена и других, их подходы используются в практике социальной работы с семьей.
Старение характерно для всех элементов органической природы, и только для человека этот процесс детерминируется социальными, экономическими, психологическими и рядом других факторов. Раздел геронтологии, выделившийся в настоящее время в отдельную науку, называется социальной геронтологией, которая изучает влияние образа жизни человека на ее продолжительность. Социальная геронтология к настоящему времени приобрела статус самостоятельной науки и учебной дисциплины. В России преподавание этой дисциплины включено в учебные планы подготовки медицинских и социальных работников. Доля пожилых людей растет во всем мире. В 2007 году на Земле проживало более 6,2 млрд человек, каждый десятый был старше 60 лет, по прогнозам ООН к середине XXI века число пожилых людей вырастет более, чем в трое. Доля пожилых людей в России уже сейчас, согласно мировой классификации, превышает сверхвысокий уровень старения. Конечной, определяющей целью деятельности социального работника, обслуживающего пожилого человека, является продление жизни подопечного. Но для решения этой главной проблемы, как и многих других, второстепенных, социальный работник должен обладать хотя бы начальными знаниями о психологии старения, о характерологических изменениях этого возраста. Однако следует сразу же оговориться, что далеко не все люди, состарившись, меняют свой характер, тем паче к худшему. Многие люди и в старости сохраняют выработанные прежде положительные качества характера. Начинающий социальный работник должен быть проконсультирован относительно сложностей и возможных последствий общения с подопечными. Таким последствием может стать синдром эмоциональной усталости (синонимы: «синдром эмоционального сгорания», «синдром выгорания», «феномен эмоционального выгорания») − специфический вид профессионального хронического состояния в принципе здоровых людей, длительно и интенсивно работающих с другими людьми. В числе профессиональных групп больше других подвержены этому синдрому преподаватели, медицинские и социальные работники. А среди социальных работников, в первую очередь, − те, кто находится на «первой» ступени, т. е. непосредственно работает с инвалидами, престарелыми и клиентами. Психологи называют следующие симптомы такого состояния: Ø Лабильность, т. е. частая смена настроения от сентиментального до подавленно-слезливого. Ø Эмоциональное огрубление − деликатности, сдержанности, интереса к окружающему. Ø Эмоциональная холодность, доходящая до эмоциональной тупости. Ø Бессонница, соматический дискомфорт: тяжесть в области желудка или напряженность в мышцах плеча и шеи, головная боль и другое. Ø Повышенная приверженность к алкоголю, курению, кофе, утеря аппетита или переедание. И в результате − отрицательное отношение к клиентам и пренебрежение к выполнению служебных обязанностей; низкая самооценка своей профессиональной компетентности вместе с чувством вины из-за равнодушия к клиентам и вообще к работе; агрессивность и вместе с ней апатия, разочарованность и ощущение собственной бесполезности. Надо отметить, что синдром чаще настигает тех работников, которые прежде были трудоголиками, отличались эмпатией и альтруизмом по отношению к своим клиентам, но эмоционально насыщенная атмосфера профессиональной деятельности приводит их к такому состоянию. Социальные работники, безусловно, относятся к группе риска по синдрому эмоциональной усталости. Во-первых, потому, что чувство «сгорания» связано с общественной оценкой значимости, а она, в условиях новых рыночных отношений, определяется уровнем оплаты труда. Во-вторых, социальные работники в своем большинстве − уволенные по сокращению штатов инженеры и другие специалисты с высшим образованием, следовательно, люди испытывающие чувство фрустрации от нереализованности жизненных планов. В-третьих, социальные работники неудовлетворенны перспективами профессионального роста, подчиненностью капризам клиентов, несоответствием инструктивного перечня обязанностей и реальной возможности их выполнения. В-четвертых, замечено, что женщины более подвержены синдрому выгорания, в то же время абсолютное большинство социальных работников − женщины. Излечение от синдрома эмоциональной усталости, кроме индивидуальных медикаментозных назначений, главным образом ориентировано на психотерапевтические приемы, с помощью которых пациент понимает, что источником его болезненного состояния являются не соматические, а эмоциональные причины. Было бы весьма целесообразно в каждом учреждении по обслуживанию инвалидов и престарелых иметь в штате квалифицированного психолога для наблюдения сотрудников. Иначе начинается самолечение − беспорядочный прием лекарств. Но и сами работники должны уделять себе достаточное внимание, анализировать собственное психологическое поведение.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |