Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Социальная геронтология




Социальная работа с семьей

Социальная работа с семьей имеет многоаспектный харак­тер. Эта деятельность направлена на решение потребностей се­мьи и ее социального окружения. Можно отметить, что сего­дня нет единых подходов к практике социальной работы с семь­ей, а возможно только обозначить основные стратегии:

· акцент делается на моделях взаимодействия между лично­стью и ее окружением;

· системный подход к семье. Осмысляются структурное взаи­модействие, связи, содержание, форма организации;

· подход к семье как единице изменения, осмысление спосо­бов изменения ситуации;

· «активно-терапевтический» подход включает в себя актив­ные формы вмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т. д.

· концентрирование работы на принципе «здесь и теперь», из­менение установок и взглядов на семейные отношения, поведе­ние брачных партнеров.

Социальная работа организуется вокруг различных проблем семьи, среди которых − психическое здоровье, семейное обслу­живание, проблемы семьи и школы, работа с престарелыми, со­циальное обеспечение семьи. Теоретическое осмысление про­блемы семьи получили в работах В. Сатир, С. Минухина, Р. Мак-Грегора, М. Боуена и других, их подходы используются в прак­тике социальной работы с семьей.

 

Старение характерно для всех элементов органи­ческой природы, и только для человека этот процесс детерминируется социальными, эконо­мическими, психологическими и рядом других факторов. Раздел геронтологии, выделившийся в настоящее время в отдельную науку, называется социальной геронтологией, которая изучает влияние образа жизни человека на ее продолжительность.

Социальная геронтология к настоящему времени приоб­рела статус самостоятельной науки и учебной дисципли­ны. В России преподавание этой дисциплины включено в учебные планы подготовки медицинских и социальных работников.

Доля пожилых людей растет во всем мире. В 2007 году на Земле проживало более 6,2 млрд человек, каждый десятый был старше 60 лет, по прогнозам ООН к середине XXI века чис­ло пожилых людей вырастет более, чем в трое. Доля пожи­лых людей в России уже сейчас, согласно мировой класси­фикации, превышает сверхвысокий уровень старения.

Конечной, определяющей целью деятельности соци­ального работника, обслуживающего пожилого человека, является продление жизни подопечного. Но для решения этой главной проблемы, как и многих других, второсте­пенных, социальный работник должен обладать хотя бы начальными знаниями о психологии старения, о характе­рологических изменениях этого возраста. Однако следу­ет сразу же оговориться, что далеко не все люди, соста­рившись, меняют свой характер, тем паче к худшему. Многие люди и в старости сохраняют выработанные прежде положительные качества характера.

Начинающий социальный работник должен быть про­консультирован относительно сложностей и возможных последствий общения с подопечными. Таким последствием может стать синдром эмоциональной усталости (синонимы: «синдром эмоционального сгорания», «синдром выгора­ния», «феномен эмоционального выгорания») − специфи­ческий вид профессионального хронического состояния в принципе здоровых людей, длительно и интенсивно рабо­тающих с другими людьми. В числе профессиональных групп больше других подвержены этому синдрому препода­ватели, медицинские и социальные работники. А среди со­циальных работников, в первую очередь, − те, кто находит­ся на «первой» ступени, т. е. непосредственно работает с ин­валидами, престарелыми и клиентами.

Психологи называют следующие симптомы такого состояния:

Ø Лабильность, т. е. частая смена настроения от сентиментального до подавленно-слезливого.

Ø Эмоциональное огрубление − деликатности, сдержанности, интереса к окружающему.

Ø Эмоциональная холодность, доходящая до эмоциональной тупости.

Ø Бессонница, соматический дискомфорт: тяжесть в области желудка или напряженность в мышцах плеча и шеи, головная боль и другое.

Ø Повышенная при­верженность к алкоголю, курению, кофе, утеря аппе­тита или переедание.

И в результате − отрицательное отношение к клиен­там и пренебрежение к выполнению служебных обязан­ностей; низкая самооценка своей профессиональной компетентности вместе с чувством вины из-за равноду­шия к клиентам и вообще к работе; агрессивность и вме­сте с ней апатия, разочарованность и ощущение соб­ственной бесполезности.

Надо отметить, что синдром чаще настигает тех работ­ников, которые прежде были трудого­ликами, отличались эмпатией и альтруизмом по отноше­нию к своим клиентам, но эмоционально насыщенная атмосфера профессиональной деятельности приводит их к такому состоянию.

Социальные работники, безусловно, относятся к группе риска по синдрому эмоциональной усталости. Во-первых, потому, что чувство «сгорания» связано с обще­ственной оценкой значимости, а она, в условиях новых рыночных отношений, определяется уровнем оплаты труда. Во-вторых, социальные работники в своем большинстве − уволенные по сокращению штатов инженеры и другие специалисты с высшим образовани­ем, следовательно, люди испытывающие чувство фруст­рации от нереализованности жизненных планов. В-тре­тьих, социальные работники неудовлетворенны перспек­тивами профессионального роста, подчиненностью капризам клиентов, несоответствием инструктивного пе­речня обязанностей и реальной возможности их выпол­нения. В-четвертых, замечено, что женщины более под­вержены синдрому выгорания, в то же время абсолютное большинство социальных работников − женщины.

Излечение от синдрома эмоциональной усталости, кроме индивидуальных медикаментозных назначений, главным образом ориентировано на психотерапевтичес­кие приемы, с помощью которых пациент понимает, что источником его болезненного состояния являются не со­матические, а эмоциональные причины.

Было бы весьма целесообразно в каждом учреждении по обслуживанию инвалидов и престарелых иметь в штате квалифицированного психолога для наблюдения сотрудни­ков. Иначе начинается самолечение − беспорядочный при­ем лекарств. Но и сами работники должны уделять себе достаточное внимание, анализировать собственное психо­логическое поведение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.