Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизненный цикл семьи и стратегия помощи




Семья в процессе своего развития переживает определенные стадии и завершение (естественным или неестественным путем). Жизненный путь индивида, живущего в семье, можно рассмат­ривать как добрачное состояние (человек живет в семье своих родителей, которая является также и его семьей), брак (созда­ние своей собственной семьи) и послебрачное состояние (развод, вдовство и т.д.) Этой схеме развития следует большинство се­мей, хотя она и не является нормой.

Жизненный сценарий семьи в разных странах представлен различно. Например, в странах Западной Европы и США моло­дежь уходит из дома в возрасте 17-18 лет и далее проживает отдельно от родителей, причем материальная помощь родите­лей незначительна и необязательна. Молодые люди могут на­ходиться в близких отношениях и жить вместе, однако офици­альный брак заключается тогда, когда они уже встали на ноги, приобрели устойчивое положение в жизни, которое позволило бы им обеспечивать содержание своих детей. При заключении брака характерен достаточно рациональный подход: семейные ожидания супругов не должны кардинально отличаться.

В России после окончания школы дети, как правило, оста­ются жить с родителями. Браки заключаются очень рано (и есть тенденция к еще большему омолаживанию брака), а молодые еще не очень четко представляют себе материально-бытовые перспективы семьи. Образование молодой семьи часто проис­ходит в недрах старшей семьи.

На каждом из этапов своего развития семья переживает оп­ределенные противоречия и трудности. Переломные моменты определяются понятием «кризис брака», чаще всего, когда се­мья испытывает трудные жизненные ситуации, которые могут способствовать разрыву. Первый кризис брака приходится на первые месяцы и годы брака. Причиной распада брака может быть неадаптация суп­ругов друг к другу и к браку, неоправдавшиеся ожидания. Раз­вод не осложнен, если в семье еще нет детей.

Следующий кризис развивается с рождением первого ребен­ка («беби-шок»), когда, собственно, и образуется полная настоящая семья. При этом изменяются ролевые структуры, объем бы­товых обязанностей резко возрастает, а их распределение еще не произошло. Для этого периода характерно и изменение сек­суальных отношений, их значимость и насыщенность, изменя­ется и состояние здоровья молодой мамы.

Проблемы, возникающие в этот период, еще более усложня­ются, если рождается ребенок-инвалид.

Рождение последующих детей, как правило, не приводит к кризисной ситуации, так как уже сложились и действуют оп­ределенные механизмы в структуре семьи, а супруги решают­ся на рождение второго ребенка при условии разрешения кри­зиса, связанного с рождением первенца.

Однако появление новых детей в семье может вызвать целый комплекс трудностей у первого ребенка, прежде единственного.

Своеобразным является также этап цикла − семья с деть­ми-подростками, организм которых переживает изменения фи­зиологического и морально-психологического плана. Но вни­мание необходимо обращать не только на проблемы детей, но и на проблемы родителей, которые должны адекватно реагиро­вать на состояние и поведение детей.

Кризисным для семьи можно назвать период взросления де­тей. Даже если в этот период дети и остаются в доме, то они ве­дут себя более эмансипированно и постепенно освобождаются от влияния и власти родителей. Многие семьи сохраняются только с целью вырастить детей и поставить их на ноги, хотя между супругами уже нет близости. В это время, когда проис­ходит активизация прежде скрытых отношений и возникнове­ние новых, что провоцирует еще один пик разводимости, важ­но сохранять близкие отношения с детьми на основе укрепле­ния духовных контактов, терпимости и компромиссов.

Стадия пожилой семьи характеризуется все большей зави­симостью семьи от окружающих: болезни и недостаточное ма­териальное обеспечение снижают возможность самообес­печения, но самой большой проблемой этого периода является дефицит общения.

Таким образом, жизненный цикл семьи относительно замк­нут: он имеет свои начало и конец. При этом он представляет собой звено непрерывного процесса существования рода, когда жизненный цикл родителей переходит в жизненный цикл де­тей и внуков. Социальный работник должен учитывать эти ас­пекты при работе с конкретной семьей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.