Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«Теория и методика воспитания»

№№   Название тем ВВсего Количество часов
Лекц Ссем Ллаб ссрс
11. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.          
22. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса.          
33. Целеполагание и планирование воспитательного процесса.          
44. Содержание воспитания.          
55. Система методов воспитания.          
66. Система форм воспитательной работы.          
77. Система воспитательной работы средней общеобразовательной школы.          
88. Современные концепции и технологии воспитательного процесса.          
  Всего:          

 

 

РАЗДЕЛ I. ТЕМАТИКА, КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКЦИЙ

Основные идеи темы: Сущность воспитания как общественного явления, его характерные черты и функции. Социальная природа воспитания, его общечеловеческий и социально-исторический характер. Факторы и условия воспитания. Соотношение категорий социализации, образования, воспитания, обучения и развития. Место воспитания в системе социально-педагогических категорий и иерархии педагогических категорий.

Воспитание как создание условий для развития и саморазвития ребенка. Объект и субъект воспитания. Воспитательные взаимодействия и отношения субъектов воспитания. Основные функции воспитания: стимуляция развития сущностных сил личности (развивающая), создание воспитывающей среды, организация взаимодействия и взаимоотношений субъектов воспитания (воспитывающая), организация способов овладения социальным опытом (обучающая).

Сущность воспитания как педагогического процесса. Основные характеристики воспитательного процесса: непрерывность, закономерность, последовательность, целенаправленность, системно-структурный характер, наличие движущих сил и т.д. Основные этапы воспитательного процесса: целеполагание, планирование, целереализация, контроль и оценка.

Воспитание как системно-структурное образование. Закономерности и принципы воспитания. Воспитание как педагогическая деятельность.

Методологическое обоснование теории воспитания.

Методические указания по теме. Студент должен уяснить и различать сущность воспитания как общественного явления и педагогического процесса, усвоить его характеристики. Он должен научиться осуществлять методологический и системно-структурный анализ воспитания: определять сущность структуры, функций воспитания, выявлять закономерности и принципы воспитания; усвоить этапы и логику воспитательного процесса. Ему важно осознать ключевое место воспитания в системе социально-педагогических категорий.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем сущность воспитания как общественного явления и целенаправленного педагогического процесса?

2. Охарактеризуйте интегративную связь понятий: социализация, образование, воспитание, обучение и развитие личности.

3. Определите структуру и функции воспитания.

4. Раскройте сущность процесса воспитания как системно-структурного образования.

5. Назовите этапы воспитательного процесса.

6. Определите виды воспитательной деятельности.

7. Проведите методологическое обоснование теории воспитания.

СРС. Лекция завершается разъяснением о ведении педагогического словарика.

В рекомендательном порядке можно предложить составить опорный сигнал по системно-структурному анализу воспитательного процесса в современной школе, который оценивается в форме взаимоконтроля.

НИРС. Студентам предлагается перечень тем по проблемам воспитания в школе для самостоятельного реферативного исследования. В течение двух недель им необходимо сделать теоретическое обоснование избранной темы исследования по четырем уровням педагогической методологии и представить его в форме введения к реферату. На индивидуальных консультациях с преподавателем важно уточнить объект, предмет, гипотезу, задачи, методику самостоятельного педагогического исследования.

Послесловие к лекции: «Приглашение к размышлению». Существуют различные мнения учителей относительно воспитания в школе. А ваша точка зрения?

1. Школа воспитанием заниматься не должна. Ее основная функция – обучение.

2. Школа воспитанием заниматься не должна, она может ограничиться психологической помощью ребенку.

3. Школа воспитанием заниматься не должна, это удел внешкольных воспитательных учреждений (центра творчества, клуба «Подросток» и т.д.).

4. Школа воспитанием заниматься не должна, это обязанность семьи.

5. Воспитание в школе должно ограничиться организацией межличностного общения детей.

6. Воспитание в школе должно ограничиться организацией воспитательной работы по предмету.

7. Воспитание в школе должно ограничиться рамками урока.

8. Воспитание в школе должно ограничиться организацией коллективного взаимодействия детей.

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.