КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система методов воспитания
Сущность метода и методики воспитания. Под методом воспитания принято понимать способ взаимосвязанной упорядоченной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленный на решение воспитательных задач по развитию и саморазвитию личности ребенка. Исторический анализ понятия «метод» позволяет проследить специфику его развития в области педагогики. В 20-е годы слово «метод» употреблялось как общий путь достижения цели, что не позволяло провести четкую грань между принципами и методами воспитания в молодой советской школе. Например, «активно-трудовой метод» как категория скорее отражал принцип осуществления связи с трудовой деятельностью и производительным трудом учащихся, нежели способ его осуществления. В 50-е годы метод ограничивался трактовкой его как способа преподавания учителем учебного материала учащимся. В 60-70 годы метод рассматривался как способ совместной деятельности учителя и ученика (Б.П. Есипов, Г.И. Щукина), в начале 80-х годов – как способ воздействия воспитателя на сознание, волю и чувства учащихся в целях формирования у них убеждений и навыков поведения (Т.А. Ильина), в середине 80-х годов – как способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и школьника (Ю.К. Бабанский), и, наконец, в 90-е годы – как основной способ взаимодействия педагога и учащихся (воспитателя и воспитанника) с целью решения образовательно-воспитательных задач (В.А. Сластенин). Таким образом, мы видим, насколько усложнялась структура метода и усиливалась его личностно ориентированная направленность. За многие тысячелетия педагогика создала большое разнообразие методов воспитания, которые, как правило, были связаны с именами известных ученых-педагогов: «золотое правило» (метод наглядности) Я.А. Коменского, метод «естественных последствий» Ж.Ж. Руссо, народные традиции и сказки К.Д. Ушинского, метод личного примера Я. Корчака, метод перспективных линий А.С. Макаренко, метод КТД И.П. Иванова, метод опорных сигналов В.Ф. Шаталова, метод интригующих вопросов Е.Н. Ильина и др. Несмотря на эффективность каждого из них, необходимо подчеркнуть, что отдельно взятый пусть даже самый «чудодейственный» метод не может решить всей палитры воспитательных задач школы. Необходима методика, т.е. система методов, путей, приемов и средств взаимодействия субъектов воспитания, способствующая достижению совместного воспитательного результата. Например, только в определенной совокупности таких методов и приемов, как интригующий вопрос, нравственно окрашенная «чудинка», текстовая «деталька», достижима задача воспитания гражданина-творца в методике Е.Н. Ильина. Только интеграция таких методов, как самообслуживание, самоуправление, общественное мнение и коллективно-творческие дела, позволяет реально осуществить идею воспитания гражданина-коллективиста в методике А.С. Макаренко. И, наконец, только в единстве таких методов и приемов, как эмоциональный всплеск, обмен ролями, заражение и заряжение, возможна реализация методики создания ситуации успеха А.С. Белкина. Классификация методов воспитания. Методы воспитания не существуют изолированно друг от друга, они определенным образом группируются, образуя классификации. Классификация – это группировка методов воспитания, выделяемая по определенным признакам или основаниям. В педагогике существуют несколько вариантов классификации методов воспитания. Ю.К. Бабанский подразделяет все методы на четыре основных группы: методы формирования сознания личности ребенка; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности; методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения. В данной систематизации методов воспитания он исходит из логики развития педагогического процесса и педагогической деятельности (рис. 11).
Рис. 11. Система методов воспитания Ю.К. Бабанского Щукина Г.И. подразделяет методы воспитания на три основные группы: методы формирования сознания или методы убеждения (рассказ, дискуссия, диалог, доказательство, рассказ и т.д.), методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (поручения, требования, пример, упражнения, приучения, создание воспитывающих ситуаций, требование, инструктаж), методы оценки (замечания, наказания, поощрения). Основанием данной классификации является логика деятельностного подхода к воспитанию. Идентичной можно назвать классификацию методов воспитания Н.Е. Щурковой. В систематизации методов воспитания она также опирается на позиции деятельностного подхода. Система методов воспитания Н.Е. Щурковой наглядно представлена на рис. 12.
Рис. 12. Система методов воспитания Н.Е. Щурковой
Е.Н. Ильин предлагает следующую классификацию: методы убеждения (информация, беседа, рассказ, дискуссия, метод поиска, метод интригующих вопросов, текстовых проблем, чудинок, метод размышления, метод создания ситуаций, ошибок, недомолвок, неточностей и т.д.), методы общения (интригующий вопрос, заценка, деталька, приближение к себе), методы организации деятельности (конкурсы: литераторов, чтецов, писем, стихов; литературный клуб, драматизация, поэтические вечера, грамматические остановки, «кавардачки»), методы педагогического воздействия (отбор нравственно окрашенных «кусков», психологические паузы, монологическое вступление). Ведущим принципом его классификации является гуманистический подход к воспитанию детей. Значительный интерес представляет классификация методов воспитания, в основе которой лежит логика развития личности, коллектива и коллективных отношений (Л.Ю Гордин, В.М. Коротов). В ней выделены следующие группы: методы организации воспитательного коллектива (единые педагогические требования, коллективное самообслуживание, соревнование, самоуправление, увлечение товарищами, поручение, игра); методы убеждения (информация, поиск, дискуссия, взаимное просвещение, диалог, доказательство, рассказ и т.д.); методы педагогического стимулирования (создание ситуации успеха, радостная перспектива, наказание, поощрение, авансирование, общественное мнение, товарищеское требование, товарищеский контроль, осуждение собранием, доверие и т.д.). Изучая все многообразие методов воспитания, будущий воспитатель должен осознавать, что лишь в начале своей профессиональной деятельности можно опираться на общепринятые методы и методики воспитания, далее в результате творческих поисков он должен прийти к собственной методике воспитания. Условием же эффективности воспитательного взаимодействия с детьми выступают яркая индивидуальность учителя-воспитателя, высокий уровень его профессиональной компетентности, гуманистические позиции и творческое отношение к работе. Критерии отбора методов воспитания. Успешность воспитания во многом зависит от целесообразности и оптимальности выбора методов воспитательного взаимодействия педагогов и детей. Правильный выбор методов воспитания определяется следующими критериями: - целями и задачами воспитательного процесса; - содержанием и принципами воспитательного процесса; - психолого-физиологическими возможностями воспитанников (возрастными особенностями, уровнем воспитанности детей; - уровнем сформированности классного коллектива); - организационно-педагогическими условиями воспитания; - возможностями самих воспитателей (их опытом воспитательной работы, уровнем психолого-педагогической подготовленности к воспитательной деятельности, профессиональными способностями в применении методов, приемов и средств воспитания). Методика коллективной творческой деятельности. Методика коллективной творческой деятельности предполагает совокупность методов, форм и приемов коллективного взаимодействия, способствующей развитию индивидуальности, самостоятельности, сотрудничества и сотворчества детей. Методика коллективной творческой деятельности основывается на ведущих идеях гуманистического, личностно ориентированного и деятельностного подходов. С позиций гуманистического подхода методика коллективной творческой деятельности ориентирована на личность ребенка, где ведущим средством и условием его воспитания выступает коллектив как поле проявления индивидуальности детей, как аура защищенности ребенка в лоне взаимоподдерживающих коллективных взаимосвязей, как ниша, которую ребенок занимает со своей палитрой ценностей в системе коллективных отношений класса или группы. С точки зрения И.П. Иванова, только в коллективе себе подобных каждый ребенок имеет шанс стать образцом подражания и подражать лучшим проявлениям своих сверстников. С этих позиций все организуемые в школе дела, как правило, предполагают коллективный характер проведения. Творческие усилия воспитателей направлены на поиск многочисленных приемов вовлечения детей в коллективное дело на каждом этапе его проведения. Например, прием «Разведка боем» способствует вовлечению большинства детей отряда или класса в поиск интересных идей и начинаний на предварительном этапе дела. Прием «аукцион идей» целесообразен на этапе коллективного планирования, который начинается с планирования предстоящих дел в микрогруппах («тройках» и «пятерках» детей), и лишь затем групповые планы выносятся на обсуждение всего коллектива класса или отряда. «Аукцион идей» позволяет отобрать самые интересные дела на предстоящий период жизни детей. Разнообразные технологические приемы организации КТД способствуют быстрому вовлечению детей в коллективное взаимодействие, выбору каждым ребенком «дела по плечу» и по интересам, проявлению самодеятельности и творчества. Следующим принципиальным положением КТД можно назвать творческий характер. Креативность дел достигается, прежде всего тем, что ни одно КТД в воспитательной работе школы не повторяется. Педагоги и воспитанники всегда находятся в творческом поиске новых приемов, форм, способов организации даже самых традиционных КТД. Между тем, традиционных общешкольных КТД в течение учебного года обычно насчитается не более восьми, но они, как уже подчеркивалось, не повторяются, в них всегда проявляются новая идея, оригинальная трактовка, нестандартное решение. В некоторых школах, работающих по методике И.П. Иванова, в арсенале воспитательной работы насчитывается до пяти тысяч разнообразных КТД. Следующей принципиальной позицией И.П.Иванова является деятельностый характер методики КТД. С позиций деятельностного подхода автор технологии считает, что жизнь детей должна быть наполнена не столько мероприятиями (организуемыми кем-либо для детей), сколько делами. Делом И.П. Иванов называет общую работу или важное событие, осуществляемое и организуемое членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе. Именно дело в отличие от мероприятия дает возможность, с одной стороны, наполнять жизнь творческими, полезными для себя и других делами, а с другой стороны, осваивать способы организации всех этапов коллективной деятельности, начиная с целеполагания и завершая оценкой проведенного дела. В методике коллективной творческой деятельности действует закон четырех «С», когда дети сами придумывают, сами планируют, сами организуют и сами оценивают проведенное дело. Здесь важно упомянуть, что делом может считаться только такая работа или событие, в которых заложена общечеловеческая ценность Заботы. Общее дело или событие, в котором содержится глубокий смысл заботы «о себе, о ближних, о дальних» действительно можно назвать КТД. Четвертым принципиальным положением КТД можно считать ее разновозрастной характер. Это положение было разработано А.С. Макаренко, который в этом плане исходил из того, что взаимовоспитание и взаимообучение разновозрастных детей в многодетных семьях было намного эффективнее воспитательных воздействий родителей на своего единственного ребенка. Здесь «срабатывают» разнообразные психологические механизмы: приятие «ближней взрослости» в лице старших братьев и сестер, отторжение «дальней взрослости» в лице родителей и педагогов, потребность в подражании старшим и защите младших. В разновозрастном взаимодействии и общении, как говорил А.С. Макаренко, осуществляется закон «преемственности поколений», обеспечивающий более успешное развитие и саморазвитие детей. В методике КТД предпочтение отдают не классным коллективам, а временным группам детей различных классов и параллелей, которые «сплачиваются» вокруг очередного дела или события. Пятым принципиальным положением КТД является его т ехнологичность. Технология коллективной творческой деятельности (дела) представлена в заключительной лекции курса «Современные концепции и технологии воспитания».
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 9814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |