КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шаг 5. Обобщение
Это этап перехода от обсуждения к действию. Обобщение – это не только подведение итогов консультации, но и критерий эффективности проведенной совместной работы и, кроме того, возможность повлиять на дальнейшее поведение клиента. Обобщение обязательно должно содержать план, программу дальнейших действий клиента. Чем детальнее будет проработана программа, чем больше в ней будет учтено факторов, от которых зависит ее успешность, тем вероятнее, что клиент реализует в своей жизни задачи, поставленные перед ним в ходе консультации. Обобщение должно содержать следующее: 1) проигрывание или детальное обсуждение нового поведения; 2) уточнение деталей; 3) предупреждение возможных рецидивов; 4) изложение клиентом программы своего нового поведения; 5) договор о следующей встрече, если она требуется. На этом этапе обязательно надо предусмотреть: 1. Итоговые вопросы клиенту. (Что Вы собираетесь делать теперь? Какие шаги намерены предпринять завтра, чтобы реализовать то, что мы с Вами наметили? Что может помешать Вам в этом?) 2. Вопросы для обратной связи. (Все ли Вы поняли из нашей встречи? Не хотите ли добавить что-то? Не требуется ли что-то уточнить, прояснить?) 3. Обсуждение повторной встречи. (Понадобится ли Вам следующая встреча? В чем Вам нужна моя поддержка? Когда и с какой целью мы встретимся в следующий раз?) Фокус-анализ в психологическом интервью Фокус-анализом называют специальную технику, которую профконсультант использует для понимания того, на каких именно аспектах проблемы клиента был сделан акцент в психологическом интервью. Фокус-анализ позволяет консультанту убедиться, что он действительно рассмотрел все значимые аспекты поставленной проблемы. Фокус-анализ проводится по итогам консультации во время профессиональной рефлексии консультантом результатов своей деятельности. Это эффективное средство профессиональной рефлексии, которое позволяет своевременно предупреждать формирование определенной профессиональной установки консультанта, замыкающей его на ограниченном, постоянно повторяющемся наборе подходов к проблеме [1]. Важно, чтобы профконсультант осознавал, на каком именно аспекте проблемы он вместе с клиентом сфокусировал внимание, какие аспекты остались нерассмотренными. В поле фокуса во время профессиональной консультации могут находиться, в частности, следующие аспекты: * личность клиента; * профессиональные способности; * профессиональная направленность; * профессиональные перспективы; * профессиональный опыт; * профессиональные возможности; * профессиональная компетентность; * профессиональное поведение; * сотрудники клиента и его руководство; * проблема (выбора, времени, должностного роста, лидерства и т.д.); * социальный контекст: взаимодействие проблемы с реальной экономической и социальной ситуацией; * профессиональный контекст: связь проблемы со спецификой профессии.
Рекомендуемая литература Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.,1994. Бубнова С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации //Психол. журн. 1990. Т.11, № 1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.М.,1991. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М.,1994. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.,1990. Фанч Ф. Преобразующие диалоги. Киев,1997. Вып.1,2.
1. 6. Практические задания Задание 1 1. Заполнить табл. 5. 2. Провести сравнительный анализ возможностей и ограничений каждого вида психологической помощи. 3. Дать определение понятия “психологическая поддержка”, привести примеры оказания психологической поддержки. Определить, как связаны понятия психологической поддержки и психологической помощи.
Задание 2 1. Дать определение следующих понятий и сравнить их между собой: личностный смысл и значение, мотивы и стимулы, деятельность и поведение, “Я-концепция” и “Я-образ”, действия и операции, мотивы и потребности, ценности инструментальные и терминальные, профессиональный и жизненный опыт, способности и склонности, формирование и развитие. 2. Сформулировать основные характеристики системы. 3. Перечислить и охарактеризовать основные виды системного анализа. 4. Подобрать примеры системных образований. Охарактеризовать как систему жизненный опыт человека, профессиональную деятельность, поведение человека в организации, малую социальную группу. Таблица 5
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |