Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Создание принципиально новой системы управления в России, адекватной рыночным отношениям, является не­отъемлемой составляющей построения нового общества




 

Создание принципиально новой системы управления в России, адекватной рыночным отношениям, является не­отъемлемой составляющей построения нового общества.

Управление в условиях рынка подучило название ме­неджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удов­летворение потребностей рынка, на постоянное повы­шение эффективности производства (получение опти­мальных результатов с наименьшими затратами), на сво­боду в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в за­висимости от состояния рынка.

Менеджмент — слово английского происхождения. В переводе на русский язык ^management* означает управ­ление, т.е. вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. При более глубоком рассмотрении понятий английского «менеджмент» и рус­ского «управление» существуют большие различия.

Надо отметить, что нет единой точки зрения на оп­ределение понятия менеджмента.

Ø В настоящее время наиболее распространенной позицией является взгляд на менеджмент как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения организацией цели.

Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных орга­нах любого уровня, то более правильно использовать термин — «государственное управление», а для обозна­чения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование» (administration).

В отечественной литературе и практике понятие ме­неджмента вместо управления стало широко использо­ваться в 90-е годы в связи с переходом от администра­тивно-командной системы управления к формированию системы управления, основанной на рыночных отноше­ниях. С помощью термина «менеджмент» подчеркива­лась ориентация коммерческих организаций и фирм на рынок, потребителя и достижение наивысшей эффек­тивности их деятельности (рост прибыли, увеличение доли рынка и др.). На это направлены современные принципы, методы, средства и формы управления.

Управление зародилось примерно семь тысячелетий назад, но только в XX в., с развитием капитализма, ме­неджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку.

Любая наука базируется на использовании историче­ского метода, позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообра­зии. Изучение уроков истории позволяет избежать про­тиворечий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого по­зволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:

• всегда интересно и нужно;

• позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;

• дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизиро­вать их;

• позволяет извлечь соответствующие уроки из про­шлого с тем, чтобы не повторять ошибок в буду­щем.

Знание и осмысление прошлого способствует лучше­му пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие нау­ки управления свидетельствует, что нежизненные кон­цепции гибли, а оставались только самые ценные, про­веренные практикой и временем.

В учебном пособии излагается история развития не только менеджмента, но и управленческой мысли, кото­рая способствовала формированию специальной области знания — науки управления (менеджмента). При по­строении учебного пособия использован хронологиче­ский принцип формирования и развития управленческой мысли. Поэтому в учебном пособии сначала рассматри­ваются этапы развития менеджмента и классификация подходов, а затем приводится характеристика основных школ: школы научного управления, классической (адми­нистративной) школы; школы психологии и человече­ских отношений; школы науки управления (количест­венной школы) и моделей менеджмента (американской, японской и европейской). Значительное внимание в учебном пособии удаляется развитию теории и практики управления в СССР и в России.

1 См.: КрукДЖ Развитие теории и практики управления производст­вом в СССР. — М., 1974; Гвишиани ДМ Организация управления. 2-е изд. - М.: Наука, 1973; Критический анализ теории и практики ме­неджмента. — М.: Прогресс, 1976.

Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происхо­дило в критические, судьбоносные периоды жизни об­щества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в период ре­формирования системы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих отечественных ученых устремились в прошлое, критическое осмысление которого должно было помочь в поиске путей выхода из создавшегося положения. В это время появились работы советских ученых (Р.А. Белоусова, Д.М. Гвишиани, О.А. Дейнеко, Д.М. Крука, Г.Х. Попова, В.Г. Афанасьева, А.М. Бирмана, СЕ. Каменицера и др.), в которых не только критически оценивался отечественный и зарубежный опыт управле­ния, но и давались рекомендации по его использованию для совершенствования системы управления в СССР1,


Аналогичный всплеск интереса к прошлому, связанный с реформированием системы управления в СССР в 1979 г., произошел в СССР в 80-е гг., когда также поя­вился целый рад работ во изучению эволюции зарубеж­ного опыта управления1. Перестройка системы управле­ния, начатая в нашей стране М.С. Горбачевым, также сопровождалась возрастанием интереса к изучению раз­вития управленческой мысли2.

В развитие истории менеджмента значительный вклад внесли многие науки — политэкономия, филосо­фия, психология, социология, конкретная экономика, технические науки, медицина и др. Вместе с тем история менеджмента параллельно сосуществует с такими дисци­плинами, как история политэкономии, история филосо­фии, история экономической мысли и др. В свою оче­редь, эти дисциплины затрагивают отдельные категории истории менеджмента.

История менеджмента имеет свой предмет исследо­вания, им является управленческая мысль. Дисциплина история менеджмента оперирует теми же категориями и понятиями, что и наука Менеджмент.

Между историей развития менеджмента и процессом развития системы управления нельзя ставить знака равен­ства. Как правило, история развития управленческой мыс­ли опережает процесс совершенствования систем управле­ния на практике. Вместе с тем между ними существует как прямая, так и обратная связь. С одной стороны, развитие управленческой мысли способствует совершенствованию системы управления, с другой — практика управления, ее недостатки и погрешности дают дополнительный импульс для появления новых идей и концепций.

 

1 См.: Белоусов Р.А. Исторический опыт планового управления в СССР.

— М.: Мысль, 1983; Критический анализ буржуазных теорий и практи­ки управления/Под ред. Каменицера СЕ. — М.: Прогресс, 1980; Со­вершенствование управления общественным производством. — М.: МГУ, 1979.

2 См.: Бобрышев Д.Н., Семенцрв СП. История управленческой мысли.

— М., 1987; Попов Г.Х. Методологические вопросы изучения историче­ского опыта (по книге Болинброка «Письма об изучении и пользе ис­торику/Проблемы исторического развития планового управления экономикой. Тезисы докладов симпозиума. — Пушкино, 1986.

в

Изучение истории менеджмента является необходи­мым условием формирования современного менеджера-профессионала. Для этого необходимо пересмотреть от­ношение к истории развития менеджмента за рубежом. В условиях административно-командной системы управле­ния в СССР превалировал взгляд на менеджмент как на буржуазную науку. Проблемы управления в нашей стра­не рассматривались изолированно, без какой-либо увяз­ки с зарубежной теорией и практикой управления; в ли­тературе, в основном, давался их критический анализ и показывались преимущества социалистической системы управления по сравнению с капиталистической. В усло­виях формирования рыночных отношений в России не­обходимо иметь ввиду, что отечественная наука управле­ния является неотъемлемой составной частью мировой управленческой мысли. Отечественные ученые внесли значительный вклад в формирование науки управления, что признано во всем мире. Поэтому особенно важно изучение не только зарубежной истории развития ме­неджмента, но и отечественной.

Предлагаемое учебное пособие ставит своей целью ознакомление с основными, наиболее значительными направлениями развития истории менеджмента на раз­личных этапах формирования науки управления. В учеб­ном пособии названы имена наиболее известных ученых и практиков, внесших заметный вклад в становление менеджмента как науки, а также сделаны ссылки на пер­воисточники, которые могут быть использованы для бо­лее глубокого изучения истории менеджмента.

Учебное пособие «История менеджмента» подготов­лено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и программой по специальности 06.11 «Ме­неджмент».

Знание истории развития менеджмента будет способ­ствовать получению квалифицированного образования при подготовке не только менеджеров-профессионалов, но и экономистов широкого профиля, а также формиро­ванию ими собственных взглядов для эффективного ре­шения как сегодняшних, так к будущих проблем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.