Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из истории статистики




Статистика как наука имеет многовековую историю. В Китае более чем за две тысячи лет до нашей эры проводился учет населения по полу и возрасту и собирались сведения о состоянии промышленности и сельском хозяйстве. В Древнем Риме учитывалось имущественное положение свободных граждан. Греческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.) составил описание 157 городов и государств. В Англии в 1061 г. была проведена всеобщая перепись населения.

Статистика как наука появилась в середине XVII века. В этот период возникли две научные школы:

· в Англии - школа политической арифметики, основоположниками которой считаются Д. Граунт (1620-1674) и У. Пети (1623-1687); представители этой школы описывали состояние и развитие общества с помощью количественных характеристик;

· в Германии - школа государствоведения (описательной статистики), в которой разрабатывали и систематизировали различные способы описаний государства, не применяя количественные характеристики; представитель этой школы Г. Ахенваль (1719-1772) впервые начал читать в университетах новую учебную дисциплину, которую назвал «статистикой».

В первой половине XIX века возникает третье направление статистической науки - статистико-математическое. Бельгийский математик А. Кетле (1796-1874) основал учение о средних величинах и разработал статистические методы обработки данных. По инициативе А. Кетле в 1885 г. был создан международный статистический институт, который существует по настоящее время.

В конце XIX века в работах Ф. Гальтона (1822-1911), К. Пирсона (1857-1936), Ф. Госсета (1876-1937), Р. Фишера (1890-1962) и других развивается математическое направление в статистике.

В России становление статистической науки началось с развития описательной статистики. При Иване IV впервые были разработаны инструкции о ведении подсчетов. Петр I основал при коллегии внутренних дел комитет статистики. В XVIII веке появляется книга И. К. Кириллова (1689-1737) «Цветущее состояние российской империи», в которой в виде статистических таблиц описывается социально-экономическое состоянии России. В 1802 г. формируется статистический отдел Министерства внутренних дел России. В 1803 году выходит первый номер журнала «Статистический вестник».

В середине XIX века создается Центральный статистический комитет, которым руководит Н. Н. Семенов-Тянь-Шанский (1827-1914). В Московском и Петербургском университетах создаются кафедры статистики, преподаватели которых Ю. Э. Янсон (1835-1893), А. А. Чупров (1874-1926), В. С. Немчинов (1894-1964), С. Г. Струмилин (1877-1974) и другие занимаются разработкой методологии статистики.

В 1870-х годах в 27 губерниях России создаются статистические бюро. В начале XX века в России начинает развиваться математическая статистика.

Большое влияние на развитие математического направления в статистике оказали работы русских математиков П. П. Чебышева (1821-1894), А. А. Маркова (1856-1922), А. М. Ляпунова (1857-1019).

Опыт советской статистики был обобщен в работах В. И. Хотимского (1892-1937), А. Я. Боярского (1906-1985) и других ученых.

Статистика как учебная дисциплина включает в себя общую теорию статистики. На основе общей статистики строятся экономическая и социально-демографическая статистики, изучающие соответственно экономические и социально-демографические явления и процессы.

Экономическая статистика подразделяется на отраслевые статистики: статистика предприятия, статистика капитального строительства, статистика товарных рынков, статистика населения страны (региона), статистика здравоохранения и др.

Предметом статистики, как науки, является количественная сторона массовых социально-экономических явлений и процессов, которая изучается неразрывно с их качественной стороной.

Основными задачами статистики являются:

· правильное определение содержания статистических показателей;

· разработка методологии подсчета и расчета статистических данных;

· своевременное предоставление органам управления и общественности достоверной и полной статистической информации.

Значение статистики состоит в том, что она:

· оценивает состояние изучаемых социально-экономических явлений;

· проверяет выводы экономической науки;

· раскрывает взаимосвязи между явлениями;

· обнаруживает новые явления.

Предмет статистики исследуется с помощью:

· метода массовых наблюдений;

· метода сводки и группировки;

· метода обобщающих показателей.

Поэтому всякое статистическое исследование проходит три этапа:

1) статистическое наблюдение;

2) сводка и группировка результатов наблюдения;

3) анализ сгруппированных и обобщающих показателей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.