Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идея, замысел и гипотеза изыскания




Цель, объект и предмет изыскания

Обязательным требованием к диссертационной работе является обоснованное обозначение цели, объекта и предмета изыскания.

Цель — предмет, стремления, то, что надо, желательно осуществить [49]; идеальный образ желаемого будущего результата человеческой деятельности; осознанное представление о конечном результате деятельности; вероятностное представление о результате (не всегда совпадает с результатом). Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из форм детерминации человеческой деятельности. Педагогическая цель — прогнозируемый результат педагогической деятельности (изменение личностей обучающихся). Выделяют различные виды целей: стратегические, тактические, групповые, индивидуальные.

Цель исследования — это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над диссертацией. Это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всего диссертационного изыскания (решение его проблемы, т.е. в получении некоего нового научного знания). Конечная цель исследования — выявить (установить) закономерность. Её можно получить как постоянную и необходимую связь между явлениями. Целью всякого научного исследования является совершенствование теории избранного объекта реальности. Цель, непосредственные задачи изыскания состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т.е. проникнуть в их глубинную сущность.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь (искомый результат, искомое решение проблемы). Правильно сформулированная цель диссертационного исследования сразу раскрывает основную его сущность. Вместе с тем вводить в целевую установку чрезмерную детализацию предполагаемого исследования не следует, так как это входит уже в описание диссертации. Формулировка цели исследования обычно начинается словами «разработать методику (модели, критерии, требования, основы, условия и др.)»; «обосновать и разработать что-либо»; «выявить и обосновать что-либо»; «разработать и реализовать в практике концепцию …» и т.п. Приведем пример формулировки цели докторского и кандидатского исследования: «научно обосновать и разработать концепцию управления качеством образовательного процесса в профессионально-педагогическом колледже»; «выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию готовности учителя к воспитательной работе в образовательном учреждении».

Объект — это область действительности, которую исследует данная наука; совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации; явление или предмет на который направлена чья-нибудь деятельность, чье-нибудь внимание; не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность. Основанием для выбора объекта исследования служит несовершенство его теории, т.е. недостаточные объяснительные и прогностические возможности.

Объектом педагогики является образование как особая, социально и личностно детерминированная, характеризующаяся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством деятельности по приобщению человека к жизни в обществе.

Объект исследования порождает проблемную ситуацию. Это та часть практики или научного знания (если исследование теоретическое), с которой диссертант имеет дело. Формулировка объекта — важный этап научного изыскания. Неправильный выбор объекта исследования может повлечь за собой грубые методологические ошибки. Если четко не установить объект исследования, то очень легко соскользнуть в объект какой-либо иной науки. Поэтому объект всегда должен находится в области данной науки или процесса и не выходить за их пределы.

Образовательный процесс как объект исследования можно изобразить в виде круга. Решением проблем успешного его функционирования занимаются гигиенисты, психологи, управленцы, методисты и другие специалисты. Каждый из них решает свои специфические задачи, оказывающие влияние на качество процесса обучения, которые могут быть представлены в виде отдельных предметов исследования (см. рис. 8).

Для примера приведем формулировки объекта исследования для докторской и кандидатской диссертации: «образовательный процесс в учреждении среднего профессионального образования; готовность учителя к воспитательной работе» и др.Объект исследования обычно описывается в первой главе в её первом параграфе.

После объекта формулируется предмет исследования. Это:тот (то), на кого (что) направлена мысль, какое-нибудь действие, или то, что находится в границах объекта; способ видения объекта с позиций данной науки. Э.Г.Юдин выделяет следующие компоненты содержания понятия «предмет науки»: объект исследования как область действительности, на которую направлена деятельность исследователя; эмпирическая область — совокупность различных эмпирических описаний свойств и характеристик объекта, накопленных наукой к данному времени; задача исследования; познавательные средства.

Рис. 8. Интерпретация взаимосвязи объекта и предмета исследования

Как научная реальность предмет формируется только целостностью всех компонентов и характеризует специфику данной научной дисциплины. Взятый в целом предмет выступает как посредник между субъектом и объектом исследования: именно в рамках предмета субъект имеет дело с объектом. Один и тот же объект может служить предметом разных исследований или даже научных направлений.

В практике существует два способа выделения предмета исследования:

- аспектный способ: некий новый угол зрения на исследуемый объект или его новая «проекция»;

- объектный способ: предметом исследования является сфера реальности, представляющая собой часть исследуемого объекта, за рамки которого он не выходит, и в отношении которой нет теории или теория неполна.

Определение предмета науки зависит от её теоретического статуса. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте исследования можно выделить несколько предметов исследования (см. рис. 8).

Предмет исследования обычно совпадает с темой диссертации или по звучанию может быть очень близок к ней: решение её и практическая научность; направления решения в педагогической практике.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования.

После формулирования цели, объекта и предмета исследования строится гипотеза для объяснения каких-либо явлений.

Уяснение конкретных задач осуществляется в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать идею, замысел, решить главную проблему.

Идея — основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь [49], а замысел — это заложенный в произведении смысл, идея [49].

Дефиниция «гипотеза» в литературе трактуется как научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений, требующее подтверждения [49]; научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно [71]; предположение, выдвигаемое для объяснения какого-то явления, процесса и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией; гипотетическая теория исследуемого объекта [77] и др. Мы будем здесь придерживаться определения «гипотеза», приведенного в работе [77]. На наш взгляд, оно наиболее полно отражает семантическое значение этого понятия.

Работа над проблемой и над гипотезой исследования рассматривается в процессе их методологического и технологического анализа раздельно.

В.И.Загвязинский характеризует гипотезу как неопределенность истинного суждения, направленного на раскрытие сущности какого-то явления; проверяемость соответствующими факторами опыта; выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы исследования [24].

Различают гипотезу как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной методики. Кроме того, гипотезы бывают:

А) описательные (предлагается существование какого-либо явления);

Б) объяснительные (вскрывающие причины его);

В) описательно-объяснительные.

Гипотезы с различными уровнями обобщенности можно отнести к инструктивным или дедуктивным (выводится из уже известных отношений или теорий, от которых отталкивается исследователь). В тех случаях, когда степень надежности гипотезы может быть определена путем статистической обработки количественных результатов опыта, рекомендуется формулировать нулевую или отрицательную гипотезу. При ней исследователь допускает, что нет зависимости между исследуемыми факторами (она равна нулю).

Основные недостатки при формулировке гипотез в современных диссертациях:

- гипотеза содержит положения, не требующие доказательства;

- выдвигаемые предположения лежат в виртуальной сфере;

- гипотеза не отражает проблемы исследования;

- гипотеза сформулирована в общем виде, не раскрывающем структуру гипотетической теории, подлежащей проверке.

Кроме того, в выполненных исследованиях встречаются следующие недочеты, связанные с проверкой гипотез:

- в работах, требующих обязательной экспериментальной проверки гипотезы, эксперимент не предусматривается;

- эксперимент проводится не по существу выдвинутой гипотезы;

- анализируются не все «поле возможных гипотез»;

- допускаются ошибки в анализе и оценке результатов эксперимента [77].

К гипотезе предъявляются следующие требования:

- она не должна включать в себя много положений: как правило, одно основное, редко больше;

- в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

- при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений. Она должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

- она должна стилистически правильно быть оформленной, логически простой с соблюдением преемственности.

По мнению П.Фресса и Ж.Пиаже, формулируя гипотезу, важно отдавать отчет себе в том, а правильно ли мы это делаем, опираясь на формальные признаки грамотной гипотезы:

А) адекватность ответа вопросу или соотнесённость выводов с посылками. Иногда исследователь формулирует проблему в одном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит от проблемы;

Б) правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме. Если такого соответствия нет, новое изыскание оказывается изолированным от общей научной теории;

В) проверяемость.

Научное предположение заставляет активно, целеустремленно исследовать различные явления с тем, чтобы обнаружить данные, подтверждающие или опровергающие его.

В своем развитии гипотеза проходит три стадии:

1. Накопление фактического материала и высказывание на его основе предположения.

2. Формулирование гипотезы, т.е. выведение следствий из сделанного предположения, развертывание на его основе целой предположительной теории.

3. Проверка полученных выводов на практике и уточнение гипотезы на основе результатов экспериментальной проверки.

При формулировании гипотезы большую роль играет фантазия исследователя, его научное воображение и математическая интуиция. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположения о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели. Если при проверке полученных следствий оказывается, что они соответствуют действительности, тогда гипотеза превращается в научную теорию. Рассмотрим порядок построения гипотезы:

1. Выделить группу явлений, причину существования которых пока невозможно объяснить с помощью имеющихся приемов и средств научного исследования.

2. Детально изучить доступную наблюдению совокупность явлений, причина которых должна быть найдена. В процессе этого изучения выяснить все связанные с этими явлениями обстоятельства.

3. Сформулировать научное предположение (т.е. саму гипотезу) о возможной причине, вызвавшей возникновение данного явления или группы однородных предметов.

4. Определить одно или несколько следствий, логически вытекающих из предполагаемой причины, как если бы причина уже в действительности найдена.

5. Проверить, насколько эти следствия соответствуют фактам действительности. Когда выведенные следствия соответствуют реальным фактам, гипотеза признается основательной [33].

Получив новую научную информацию на основе проведения исследования, доказывающего выдвинутую гипотезу, необходимо выяснить какие из методов (наблюдение, эксперимент опрос, логический анализ и синтез, абстрагирование, формализация, моделирование и т.д.) необходимо для изыскания, и составить список данных методов.

Проверка гипотезы

По завершении работы над планом-проспектом диссертации (подготовительный этап) осуществляется второй рабочий цикл исследования в развернутом виде. Разница между этими двумя этапами исследования состоит в том, что на подготовительной фазе работы проблема еще не получает должного обоснования, а гипотеза еще не доказывается (не опровергается и не подтверждается).

Второй рабочий цикл посвящается опытно-экспери­мен­тальной проверке рабочей гипотезы. Он включает выполнение следующих работ:

а) осуществляется проверка, корректировка и дополнение предыдущих формулировок проблемы и гипотезы исследования:

- проводятся дополнительное изучение запросов практики к теории и контрольная оценка состояния теории;

- на этой основе корректируется круг тех практических проблем, которые еще не имеют теоретического решения;

- с учетом полученных результатов дорабатываются формулировки проблемы и гипотезы исследования с полным их обоснованием, включая расширенную аналитическую проверку гипотезы методом мысленного эксперимента и, если возможно, методом ретроспективной проверки;

б) разрабатываются стратегия и тактика эксперимента, осуществляется аналитическая, экспериментальная и опытно-экспе­ри­ментальная проверка гипотезы;

в) осмысливаются полученные результаты и делаются выводы, в том числе устанавливаются слабые стороны проведенного эксперимента с целью его повторного коррекционного осуществления [77].

Для получения объективных данных, позволяющих подтвердить или опровергнуть гипотезу, эксперимент может строиться по узловым точкам проблемы, что дает выигрыш во времени.

Полем опытной проверки в историческом исследовании служит практика прошедших времен; гипотезами — те идеи, предположения и теории, которые выдвигались в исследуемый период времени.

Для примера приведем формулировку гипотезы исследования, приведенную в кандидатской диссертации «Проектирование педагогического инструментария формирования профессионализма студентов экономического вуза». «Формирование профессионализма студентов экономического вуза с использованием педагогического инструментария будет результативным, если: а) выявлен комплекс организационно-дидактических условий формирования профессионализма студентов с применением педагогического инструментария; б) разработан интегрированный курс синхронного изучения финансово-экономической терминологии на базе русского языка; в) спроектирована и реализована технология формирования профессионального языка студентов экономического вуза».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.