Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи исследования




Сформулированные цель, объект, предмет и гипотеза изыскания логически определяют его задачи, которые чаще всего выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

Дефиниция «задача» в литературе трактуется как сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения [50]; детализированная и «привязанная» к конкретным условиям цель изыскания с ориентацией на его гипотезу. По мнению А.М.Новикова задачи диссертационного исследования формулируются в следующих вариантах:

- цель исследования конкретизируется в виде структурно-временных компонентов изыскания, отражающих его этапы;

- в качестве отдельных задач выступают структурно-логи­ческие компоненты исследования [48, 76];

- комбинированные варианты, в которых, кроме того, обозначаются и некоторые организационные условия.

При написании докторских диссертаций целесообразно использовать второй вариант (А.М.Новиков).

Задачи исследования логически вытекают из его общей цели и рассматриваются как основные этапы работы исследователя. Чаще всего формулировки таких задач делаются в форме перечисления. В исследовании ставятся следующие задачи, которые связаны с:

1) выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта;

2) анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий;

3) способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки;

4) выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы с проблемой управления исследуемым объектом.

В исследовании задачи перечисляются следующим образом: «Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются: 1) проверить (показать) …; 2) выявить …; 3) разработать …; 4) экспериментально проверить …; 5) спроектировать … и т.д.»

Перечисленные исследователем задачи фактически представляют собой общий план изыскания. В них должно быть отражено все, что предполагает сделать исследователь, чтобы успешно достичь поставленной перед собой цели. Желательно, чтобы они были описаны в логической последовательности.

После постановки цели и задач исследователь должен отчетливо представлять себе границы своего изыскания, как в ширину, так и в глубину и знать, что входит, а что не входит в то исследование, которое ему предстоит выполнить. Формулировку задач исследования необходимо делать как можно точнее и очень тщательно, поскольку их решение должно составить содержание и формулировку названия глав самой диссертации. Решение научных задач осуществляется поэтапно (см. рис. 9 и 10). В кандидатской диссертации обычно формулируется пять задач, а в докторской — их может быть больше.

 

Рис. 9. Этапы решения научных задач

 

Рис. 10. Структура решения нестандартных мыслительных задач

Любое диссертационное исследование предполагает раскрытие его методологических основ — это те концепции и теории, которые легли в его основу (см. приложение 3). Имеются в виду не все те публикации, на которые диссертант ссылается, а только те (их обычно бывает одна, две или три, но не более четырех), которые действительно лежат в основе диссертационной работы. Чаще всего методологические основы исследования формулируются примерно так: «методологической базой исследования послужили работы …»; «исследование опиралось на концепцию …»; методологической основой исследования является …» и т.п.

При проведении любого исследования методологическая база указывается обязательно. Это связано с:

- показом уровня методологической подготовки исследователя;

- этическими соображениями, так как каждый исследователь всегда опирается на своих предшественников в своей работе;

- существованием в каждой науке разных научных школ, разрабатывающих одни и те же проблемы, но с разных позиций, в разных направлениях.

Разрабатывая свое исследование, диссертант должен занять строго определенную позицию, т.е. какие теории, концепции он принимает как базовые и обосновывает почему, а на какие только ссылается в процессе анализа литературных источников.

Одним из наиболее важных разделов методологического аппарата научного исследования является обоснование его научной новизны. Для большого количества наук она проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы, методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых социально-экономических результатов. Новыми могут быть только те положения диссертационного исследования, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных её направлений.

Новизна исторических исследований состоит во введении в научный оборот новых, не использованных ранее научных источников, в определении генезиса развития той или иной отрасли научного знания, во вскрытии закономерностей и основных путей развития той или иной науки.

Раздел «Новизна исследования» чаще всего делается в формулировках: разработаны, раскрыты, определены, установлены, обоснованы и т.п. Хотя степень новизны может быть различной, техника её выявления одна и та же: предложенное решение научной или практической задачи сопоставляется с уже существующими решениями аналогичных задач или с прототипом, под которым понимается наиболее близкий по техническому существу (по смыслу) и по достигаемому эффекту предшественник предполагаемого изобретения.

Часто у диссертантов есть большое желание употребить слово «впервые». Но это слово нужно употреблять очень осторожно. Во-первых, нельзя быть абсолютно уверенным в том, что все сделанные построения являются действительно абсолютно новыми; во-вторых, скромность всегда только украшает настоящего ученого.

К методологическому аппарату исследования относится раздел теоретическая значимость. Нередко диссертанты этот раздел называют «новизна и теоретическая значимость исследования». Это является ошибкой, так как это разные аспекты. В разделе «новизна» говорится о том, какой научный результат сделан диссертантом, а в разделе «теоретическая значимость» — в какую часть, в какое место «научного знания» он кладется.

Наличие раздела «практическая значимость» определяется тем характером, какое значение будет иметь диссертационное исследование. Если диссертация будет носить методологический характер, то ее практическая значимость может проявляться в: публикациях основных результатов изыскания в научной печати; наличии авторских свидетельств, актов о внедрении результатов исследования в практику; апробации результатов изыскания на различного уровня научных конференциях, конгрессах и симпозиумах; использовании научных разработок в педагогическом процессе различных образовательных учреждений и др. Если диссертация будет носить методический характер, то ее практическая значимость может проявить себя в наличии научно обоснованной и апробированной в результате экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования экономического, технического или социального развития страны. Сюда относят исследования по научному обоснованию новых и развитию действующих систем, методов и средств того или иного вида деятельности.

Раздел «На защиту выносится» дает ответ, что диссертант защищает или что является предметом защиты. Этот раздел строится по-разному. В одном случае пишут: «На защиту выносятся положения о том-то, о том-то и о том-то». В таком варианте этот раздел чаще всего формируется в чисто «теоретических диссертациях» В этом случае фактически формулируются основные выводы диссертационного исследования, выраженные в форме некоторой совокупности 3–5-ти определенных утверждений. Сложность здесь в том, что далеко не все результаты можно вместить в 3–4 утверждения, и тем самым диссертационное исследование обедняется. Кроме того, эти утверждения нельзя еще раз повторить в выводах диссертации и автореферата.

Боле предпочтителен в этом разделе другой вариант, когда формулируются и перечисляются созданные диссертантом конструкции, когда на защиту выносятся принципы, требования, обоснования, условия осуществления или содержания чего-либо, модель, схема, методологические приемы, средства осуществления, критерии, полезность (целесообразность и эффективность) и т.п. В этом варианте данный раздел позволит полностью раскрыть все, что удалось сделать, подав это наиболее наглядно.

Что касается таких разделов, как «Этапы исследования», «Апробация и внедрение результатов исследования», «Методы исследования», «Опытно-экспериментальная база исследования», «Личное участие соискателя в исследовании», «Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования», «Публикации по теме», то они, как показывает практика, особых трудностей у диссертанта не вызывают.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.