Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о логике исследования




Тема 4. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Разработка любой проблемы включает следующие взаимосвязанные элементы: методология; теория (концепция); технология (условия, этапы, методы и средства, измерение и оценка); эксперимент; обобщение и разработка теории или научно-мето­дического сопровождения использования результатов научного исследования в реальной практике.

Эффективность научного поиска во многом обусловливается последовательностью шагов, которые должны привести к истинным результатам, т.е. логикой изыскания [28].

По мнению В.И.Загвязинского, разработка логики, воплощающей стратегию поиска, — это сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему процессу исследования.

Проведение любого исследования можно представить в виде общего алгоритма, под которым понимается упорядоченная последовательность действий исследователя, направленных на достижение цели изыскания [10] (приложение 9).

В каждом изыскании необходимо найти один из рациональных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня материально-технического обеспечения работы, условий, индивидуально-типологических особенностей исследователя, сроков и других факторов, а также определить логику и характер оформления результатов с учетом подготовленности и интересов заказчика.

Общую логическую схему научного исследования можно представить в следующем виде:

1. Обоснование актуальности выбранной темы. На основе выявленных противоречий формулируется проблема (идея, концепция, замысел) и тема исследования.

2. Постановка цели исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Формулировка гипотезы и конкретных задач исследования.

5. Выбор методов (методики) и средств проведения исследования.

6. Описание процесса исследования.

7. Обсуждение результатов исследования.

8. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

 

Рис. 4. Процесс решения научной задачи

Все исследование, начиная с постановки проблемы, подчинено предполагаемым результатам. Исследователь констатирует наличие определенных свойств, особенностей, сторон педагогического явления, после решения всех обозначенных в исследовании задач. Делаются обобщающие выводы, заключения относительно закономерностей его проявления и функционирования. Формулируется, если это возможно, прогноз на будущее. Даются научно обоснованные рекомендации по использованию полученных результатов другими педагогами и исследователями. Формулируются новые проблемы и задачи, нерешенные, но вытекающие из результатов исследования. Алгоритм решения научно-исследовательской задачи представлен на рис. 4 [20].

Эта схема может быть применена при проектировании занятий, работе над курсовым проектом, дипломной работой, а также при написании диссертации.

Для более наглядного представления содержания и структуры диссертационного исследования можно предложить, таблицы, которые позволят соискателю увидеть логику и связи между главами и параграфами (см. табл. 1, 2 и приложения 8, 12).

Таблица 1

Структура диссертационного исследования

Актуальность Противоречия Проблема Цель Объект Предмет Гипотеза Задачи Научная новизна Теоретическая и практическая значимость Результат
                     

 

Таблица 2

Структура работы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 3836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.