Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальные качества исследователя




Успешное осуществление научной работы зависит от многих факторов, в том числе и индивидуально-типологических особенностей личности исследователя. На наш взгляд, к таким качествам можно отнести способность, память, наблюдательность и воображение. Рассмотрим их содержание.

Способности — одно из наиболее общих психологических понятий. В соответствии с [4] способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. По мнению М.З.Бора, способности, имеющие врожденный характер, и способности приобретаемые весьма динамичны и могут изменяться в весьма значительном диапазоне [10].

Вдумчивость, пытливость, критичность, самостоятельность, настойчивость и другие качества личности нужно развивать всем. Они важны для любого специалиста, в том числе и для специалиста, занимающегося исследовательской деятельностью.

Для исследователя важным вопросом является определение направленности исследовательской деятельности. Для её установления необходимо ответить самому себе на вопросы: «Чего я хочу?» и «Почему я это хочу?»

Способности исследователя развиваются тренировкой таких базисных элементов изысканий, как поиск путей проверки гипотез и доказательств истины.

Продуктивность научной деятельности тесно связана с возможностями памяти, которая представляет собой процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память характеризуется следующими качествами: скорость запоминания, скорость забывания, объем запоминания, длительность сохранения и точность сохранения.

В литературе подчеркивается особая важность умения запоминать лишь строго необходимое и основательно забывать до поры до времени менее существенное и менее необходимое. Сохранение знаний преимущественно связывается с долговременной памятью.

В развитии избирательности памяти помогает просмотр библиографических изданий, реферативных журналов, соответствующих разделов систематических и справочных каталогов библиотек и др. Кроме того, развить память можно при использовании: упражнений, мнемических средств и др.

Наблюдательность является одним из основных эмпирических методов исследования и представляет собойспособность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов, явлений и процессов. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. Наблюдение включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, факторизация данных и т.д.). Точность предустановленных рамок наблюдения зависит от состояния знаний в исследуемой области и поставленной задачи.

Между наблюдательностью и памятью существует определенная связь. Она выражается в том, что во всяком наблюдении есть сопоставление того, что исследуется, с тем, что известно. Наблюдательность связана с возможностью успешной его настройки на восприятие информации, относящейся к сознательной цели, и оно тем эффективнее, чем интенсивнее и продолжительнее. Развитие любознательности — важная задача формирования исследовательских установок и адекватного восприятия действительности.

Важную роль в процессе изысканий играет воображение — психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся у людей представлений. С помощью ощущений, восприятия, мышления человек узнает о свойствах и связях вещей, процессов, закрепляя все это в памяти в виде образов, мыслей. Именно образы, представления, удерживаемые памятью, являются тем строительным материалом, из которого формируются новые образы — образы воображения. Они делятся на такие виды: 1) объекты не наблюдаемые, но в принципе доступные для созерцания; 2) объекты недоступные прямому восприятию на данном уровне развития науки и техники, в отношении которых известны условия, необходимые для непосредственного восприятия; 3) объекты, не наблюдаемые в силу ограниченности органов чувств; 4) объекты, существующие только в виде потенции; 5) объекты, присутствие которых принципиально невозможно. С воображением связаны догадки, интуиция, способность находить новые пути, способы решения задач.

Основой воображения является чувственность, а мышление в нем играет ведущую программирующую роль, поскольку оно формирует цели и задачи исследовательской деятельности.

Воображение способствует развитию творческих способностей, раскрывает творческую активность, гибкость мышления, интеллектуальный потенциал. Оно в процессе познания выполняет три важнейшие функции: а) познавательную; б) эвристическую; в) прогностическую.

Деятельность воображения всегда соотносится с реальной действительностью. Оно, осуществляя связь между чувственным и рациональным, способствует заполнению пробелов в познании, включается в состав ассоциации, догадок и гипотез.

В процессе научной деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Его включение в процесс этой деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. В практике выделяют три особых типа проблемных ситуаций:

- вообще отсутствует предшествующий опыт. Решение такой задачи осуществляется перебором вариантов, методом проб и ошибок;

- имеется некоторый опыт, но объем его не позволяет решить задачу. Её решение лежит в создании на основе анализа настоящих условий не имевшейся ранее специальной схемы решения задачи;

- имеются различные виды опыта, схемы и стандартные формулы решения.

Ситуация всегда содержит конфликт как проявление противоречия между тем, что имеется, и тем, что нужно достичь. Однако она содержит не только конфликт, но и элементы, которые позволяют построить решение. Анализ проблемной ситуации позволяет расчленить её на известное и неизвестное (искомое), поставить цели и сформулировать задачи.

В работе [5] при решении задачи рекомендуется следующая схема постановки вопроса: Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Не встречалась ли раньше такая задача? Есть ли какая-нибудь родственная задача? Нельзя ли воспользоваться ею? Нельзя ли применить её результат или использовать метод решения?

Воображение тесно связано с интуицией. В психологии понятие «интуиция» трактуется как знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего исследователь имеет его как результат непосредственного усмотрения. К её чертам относят внезапность, непосредственность с сопутствующим им простотой и изяществом решение. Интуиция есть умение связать известное с искомым, неизвестным. Она позволяет выходить за пределы наличного знания, переходить от знаний об одних предметах к знанию о других. Интуиция во многом зависит от силы воображения, способностей комбинировать, абстрагировать, принимать решение в условиях неопределенности.

Таким образом, у специалиста, занимающегося научно-ис­следовательской работой, должны быть развиты на достаточном уровне вышеназванные индивидуально-типологические особенности, которые позволят ему успешно решать поставленные задачи в области изыскательской деятельности.

При подготовке соискателей к проведению научно-исследо­вательской и научно-экспериментальной работы используются различные программы (см. приложение 2).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 5950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.