Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пяльченков В.А., Гета А.М. Киберсоциализация молодежи




Cybersocialization of YOUTH

Ключевые слова: киберсоциализация, молодежь, потенциал личности, Интернет, виртуальное образовательное пространство

Ключевые слова: cyber socialization, youth, human potential, Internet, virtual educational space

Рассмотрены положительные и отрицательные моменты киберсоциализации на современном этапе. Выделено, что управление процессами киберсоциализации возможно в русле дальнейшего развития виртуального образовательного пространства.

Positive and negative moments of cyber socialization considered. Detailed that management of cyber socialization’s process is possible in the movement of development of virtual educational space.

Проблемы социализации молодежи всегда были актуальны для любого социума. Особенно эти проблемы обостряются в сегодняшнее время. Молодое поколение наиболее активно и быстро встраивается в процессы перехода к информационному обществу, когда стремительно развиваются информационно-коммуникационные технологии, расширяется сеть Интернет, виртуальное пространство вариантов реализации потенциала личности. Вопросы в том, какой социальный вектор приобретают процессы интеграции молодых людей в новую электронную реальность, как они коррелируют с реальностью традиционной, реальной и каким образом ими управлять.

Проблемы социализации личности в Интернет-пространстве недавно находятся в фокусе научно-исследовательского интереса ученых и практиков. Рассматриваются в работах С. В. Бондаренко, Барбакова О. М., И. А. Васильевой, В. И. Корнеева, А. В. Мудрика, В. А. Плешакова и др.

Исследуя процесс социализации личности в киберпространстве Интернет-среды в комплексе, В. А. Плешаков вводит в научный оборот термин «киберсоциализации человека» как локального процесса «качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, использования его ресурсов и коммуникаций с виртуальными агентами социализации, встречающимися в глобальной сети Интернет» [1, с. 28].

Изучение научной литературы, а также личные наблюдения позволили выявить, что в настоящее время не существует влияния киберсоциализации как однозначно положительного или отрицательного на формирование личности.

Выделим некоторые положительные моменты.

Во-первых, испытывая трудности в общении в реальной жизни, молодежь, используя средства обмена сообщениями в Интернете (социальные сети, форумы, чаты, мессенджеры), наиболее легко входит в контакт с виртуальными акторами, получает одобрение со стороны Интернет-сообщества. Тем самым, виртуальное пространство помогает молодым людям в самопрезентации, самореализации, расширении социальных контактов, преодолении коммуникативного дефицита.

Во-вторых, широкое разнообразие Интернет-ресурсов и возможностей доступа к электронной сети позволяет обсуждать различные процессы, происходящие на различных уровнях: от местного до мирового, тем самым повышая информированность молодых людей.

В-третьих, значимость представляет мнение В. И. Корнеева, Д. М. Юсуповой о том, что «условием позитивной социализации является деятельностное участие, через практику, которая превращает бесцельную коммуникацию в настоящее социальное взаимодействие, активизирует социальные связи, персонализирует человека» [2, с. 264].

По материалам новостных сообщений, сайтов и сообществ поддержки в сети Интернет удалось выявить существование деятельностного участия – Интернет-пространство способствует активному сбору средств материальной помощи лицам, оказавшимся в затруднительных жизненных ситуациях, создаются виртуальные социальные сети поддержки.

В-четвертых, в сети Интернет наблюдается значительное количество сообществ, посвященных здоровому образу жизни и развитию способностей.

Но, к сожалению, помимо позитивных, существуют и негативные моменты киберсоциализации, характеризующиеся следующим.

Во-первых, риск Интернет-зависимости. Термин «интернет-зависимость» ввел в 1996 г. Айвен Голдберг для описания непреодолимой, патологической тяги к использованию Интернета. Диагностические критерии расстройства:

˗ использование компьютера вызывает дистресс;

˗ использование компьютера причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальному статусу личности [3, с. 57].

Во-вторых, угрозы широкомасштабного, не знающего границ, распространения девиантных сообществ. В российском Интернете уже сейчас отмечается рост количества девиантных сообществ и их участников, которые укрепляют внутренние связи посредством противопоставления себя другим, ведущим здоровый образ жизни.

Человечество, по мнению автора, еще не накопило достаточный практический опыт управления процессами социализации в новом пространстве. Молодые люди оказываются предоставленными самим себе, поскольку в виртуальной реальности существуют практически неограниченные возможности социального взаимодействия как в сообществах, поддерживающих здоровый образ жизни и социальные взаимодействия, так и в девиантных сообществах.

Учитывая позитивные и негативные ситуации, связанные с социализацией в виртуальном Интернет-пространстве, а также тенденции развития [4, 5, 6, 7, 8] современного общества, автор считает, что ответы на вопрос о том, каким образом управлять процессами киберсоциализации в целях формирования гармонично развитой, социально ответственной личности как в реальном, так и виртуальном пространстве, лежат в русле дальнейшего развития виртуального образовательного пространства.

 

Список литературы

1. Плешаков В. А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 1. - С. 27-31.

2. Корнеев В. И., Юсупова Д. М. Роль социальных сетей в социализации молодежи // Социально-экономическое, социально-политическое и социокультурное развитие регионов. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции РФ. Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. - С. 260-264.

3. Марченкова Н. Г. Интернет-социализация молодежи: анализ взаимосвязи с Интернет-зависимостью // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 4. - С. 55-58.

4. Хайруллина Н. Г. Социально-демографическая ситуация: результаты исследования // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2010. - № 4. - С. 205-207.

5. Ткачёва Н.А., Белоножко М.Л. Миграционная политика и безопасность личности, общества и государства. Тюмень: Изд-во «Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2013. – 228 с.

6. Фокина А.Б. Трансформация образовательного пространства региона: в русле мировых и российских тенденций // Новые исследования Тувы: электронный информационный журнал. - 2014. - № 2. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_22/7155-fokina.html (дата обращения: 02.09.2014).

7. Мехришвили Л.Л., Бараблина С.В. Социальная ответственность института образования в сфере трудоустройства выпускников // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2011. - № 4. - С. 95-102.

8. Майер В.В., Кивайло Ю.В. Факторы конкурентоспособности выпускника университетского комплекса на рынке труда // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2009. - № 1. - С. 84-88.

 

Сведения об авторе

Пяльченков Владимир Алексеевич, к.т.н., доцент кафедры теоретической механики Тюменского государственного университета, 8(3452)200790

Гета Шевангизав Абате, курсант Тюменского высшего военно-инженерного командного училища имени маршала инженерных войск А.Н.Прыткова, Эфиопия, 89324709997

Pyalchenkov V., Ph.D., Associate Professor, Department of Theoretical Mechanics, Tyumen State University, 8 (3452) 200790

Geta S.A., cadet Tyumen Higher Military Engineering Command School named after Marshal of Engineering Troops A.N.Prytkova, Ethiopia, 89324709997

 

 

УДК 796.011.1

Самарин А.В.

Samarin A.V.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.