КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Щека Н.Ю., Красильникова О.В. Малообеспеченные семьи в амурской области
LOW-INCOME FAMILIES IN THE AMUR REGION
Ключевые слова: малообеспеченные семьи, прожиточный минимум, среднедушевой доход Key words: low-income families, subsistence income, income per capita Представлен анализ состояния проблемы мало обеспеченности семей, приведены статистические данные, а также затронуты региональные факторы, влияющие на указанную проблему. The article presents the analysis of the state of the problem regarding the low-income of families in Amur region. The statistical data are shown as well as the regional factors influencing the problem indicated are described.
Сегодня проблема малообеспеченности является актуальной для современного общества. Среди факторов, влияющих на благосостояние семьи, выделяют безработицу, физическое и психическое состояние членов семьи, тарифы на жилье, оплату труда, региональную специфику, экономическую ситуацию в стране. Критерием, относящим семью к категории малообеспеченной, является среднедушевой доход, который должен быть ниже величины прожиточного минимума. По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики Амурской области, величина прожиточного минимума в области в 2010 году составила 7 067 рублей и увеличилась по сравнению с уровнем 2006 года в 1,6 раза. В регионе на конец 2013 года прожиточный минимум на душу населения составлял 9091 руб., на сегодняшний день этот показатель увеличился до 9 251 руб. В Амурской области каждая четвертая семья с детьми имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Ссылаясь на статистические данные, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума за период с 2006 по 2010 годы снизилась на 23,5 %, с 265,2 тыс. человек до 202,8 тыс. человек. Уровень бедности в 2010 году составил 24,4 %, снизившись за 5 лет на 6 % [1]. Таким образом, в Амурской области выявлена тенденция уменьшения малообеспеченных граждан. По данным Амурстата, по состоянию на 1 января 2014 года численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 15,7 % из числа проживающих на территории области, а это 133 973 человека [2]. По оценке правительства Амурской области низкий уровень средних доходов на душу населения и, соответственно, высокий уровень малообеспеченности обусловлен следующими факторами: Более 30% населения области проживают в сельской местности и являются участниками нетоварной экономики. Натурализация домохозяйств, при которой сельское население обеспечивает свои потребности в продуктах питания за счет ведения личного подсобного хозяйства и фермерства, формирует неденежную составляющую доходов. Натуральные доходы получают 75% занятого в сельском хозяйстве населения и только 25 % получают заработную плату. Значительная часть населения области получает социальные выплаты, размер которых ниже средней заработной платы. Социальные выплаты в структуре доходов населения составляют 30%. Неразвитость рыночных инструментов и, соответственно, низкий уровень доходов от предпринимательской деятельности и от собственности — не более 14%. Около одной трети населения области заняты в бюджетных отраслях с низким уровнем заработной платы относительно реального сектора экономики. Наводнение, случившееся в Амурской области летом 2013 года, обострило некоторые проблемы, в том числе и проблемы малообеспеченных семей. Малообеспеченность семей приводит к следующим проблемам. Материальные. К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи). Материальная обеспеченность неразрывно связана с потребностями. Потребность — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности. Малообеспеченные семьи не могут удовлетворить все свои потребности, которые требуют материальных вложений. Жилищно-бытовые. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания. Многие малообеспеченные семьи не имеют собственного отдельного жилья и проживают в общежитиях, съемных и коммунальных квартирах, части дома. Если же говорить о качественных характеристиках занимаемого жилья, то положение малообеспеченных семей заметно отличается от положения более благополучных слоев. Психологические. Среди малообеспеченных высока доля тех, кто уже отчаялся хоть как-то добиться улучшения своего материального положения и даже не пытается ничего изменить. Малообеспеченные, не балансирующие на грани бедности, чаще используют разовые и временные приработки, прибегают к сверхурочной работе и дополнительным нагрузкам на основном месте работы, работают по совместительству в нескольких местах. Последствием этого всего становятся стрессы, депрессии. Девиантное поведение членов семьи. Материальные и психологические проблемы влекут за собой девиантное поведение членов малообеспеченных семей. Члены таких семей не могут «нормальным» способом удовлетворить свои потребности, что приводит к незаконным способам получения дохода (хулиганство, воровство, убийство), к заболеваниям алкогольной и наркотической зависимостью. Проблемы с получением образования. Государство контролирует минимально необходимый уровень образования путем установления обязательного для всех среднего, чаще всего бесплатного, образования, но перспективы будущего развития, необходимость успешного социального старта требуют наличия максимально высококачественного образования, которое практически повсеместно теперь является весьма дорогостоящим. Малообеспеченные семьи не всегда могут дать высшее образование своим детям, так как не могут их содержать. Многие дети из таких семей рано начинают работать, часто не заканчивая даже среднего образования. Проблемы с трудоустройством (занятостью). Дети из малообеспеченных семей не всегда имеют возможность получить качественное образование, что в дальнейшем влияет на занятость. Они не могут трудоустроиться на высокооплачиваемую работу, поэтому занимают низкооплачиваемые должности, требующие физической силы. Проблемы с питанием. Качество питания малообеспеченных оценивается как плохое. Такие семьи могут обеспечить себя только продуктами первой необходимости такими как хлеб, макароны, рис, соль. Мясо не всегда хорошего качества, часто полуфабрикаты. В продуктах рациона малообеспеченных не всегда содержатся витамины, минеральные вещества, нужные для организма. Проблемы со здоровьем. Плохое состояние здоровья складывается на основе: недоедания, неправильного питания стрессов, недостатка средств на необходимые лекарства и медицинское обслуживание. Члены малообеспеченных семей подвержены простудным заболеваниям, так как из-за нехватки материальных средств они не могут в достаточной степени обеспечить себя теплой одеждой. Многие заболевания хронические, потому что они не долечиваются. Отметим, что система социальной защиты должна отвечать потребностям современного общества в реализации, помимо социальной защиты, еще и функций социального развития, создания доступных механизмов «социального лифта» для всех категорий населения, в том числе и пенсионеров [3, 4]. Сегодня на долю предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми приходится шестая часть средств, запланированных на реализацию полномочий в сфере социальной защиты населения Амурской области. Различные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Амурской области и средств федерального бюджета, поступающих в виде целевых субсидий, ежемесячно оказываются практически каждой второй семье с детьми. В настоящее время меры социальной поддержки семьи и детей в Амурской области предоставляются: в денежной форме — в виде пособий и социальных выплат, в том числе целевых (на приобретение одежды, обуви детям, на оплату жилищно-коммунальных услуг, на приобретение транспортных средств многодетным семьям и др.); в натуральной форме — путем предоставления детям школьного возраста из малообеспеченных семей бесплатного питания, лекарственных средств, проездных билетов; в форме услуг — транспортных, медицинских, социальных; в форме морального поощрения с целью стимулирования укрепления института семьи, многодетности, ведения здорового образа жизни, заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полном и гармоничном развитии их личности. Таким образом, можно сделать вывод, что сложно высчитать количество малообеспеченных семей в Амурской области, а следовательно, проследить динамику этой проблемы. Однако показатели численности населения с уровнем доходов ниже величины прожиточного минимума показывают остроту данной проблемы. Также о численности малообеспеченных семей можно судить по числу обратившихся за социальной помощью. Правительство Амурской области старается улучшить положение малообеспеченных семей, оказать помощь и тем самым снизить проблему малообеспеченности семей.
Список литературы 1. Постановление Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 444 «Об утверждении государственной программы Амурской области «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области на 2014–2020 гг.» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-region.ru/amurskay-oblast. 2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Амурской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://amurstat.gks.ru. 3. Хайруллина Н. Г., Баранова К. Л. Пенсионный возраст россиян: оценки и мнения /Хайруллина Н. Г. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. – 100 с. 4. Девятов С. А. Деятельность региональных органов власти в сфере социального обслуживания //Известия высших учебных заведений РФ. Социология. Экономика. Политика. – 2009 г. – № 4. – С.57-60. Сведения об авторах Щека Н.Ю., к. с. н., доцент, г., Амурский государственный университет, г. Благовещенск, 84162394627 Красильникова О.В., магистрант, Амурский государственный университет, г. Благовещенск, 89241404843 Shcheca N.Yu ., Candidate of Sciences in Sociology, associate professor of the Amur State University, the town of Blagoveshchensk, 84162394627 Krasilnilkova O.V ., postgraduate of the Amur State University, the town of Blagoveshchensk, 89241404843
УДК 141.2 Беззубцева Н.А. Bezzubtseva N.A.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |