Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сайфуллин Ф.Ф. Семейные ценности в среде коренных народов севера




FAMILY VALUES AMONG INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

Ключевые слова: коренные народы Севера, брак, семья, семейные ценности, семейные отношения

Keywords: indigenous peoples of the North, marriage, family, family values, family relationships

 

Анализируются семейные ценности на основе анкетного опроса, проведенного в Ханты-Мансийском автономном округе в 2008 г. выявлено, что к гражданскому браку как типу семейных отношений коренные народы относятся толерантно, а при проведении семейной политики имеется потенциал для воспроизводства новых поколений аборигенов.

The family values based on a questionnaire survey conducted in the Khanty-Mansi Autonomous District in 2008 revealed that a civil marriage as a type of family relationship indigenous peoples are tolerant, and during family policy has the potential for reproduction of new generations of Aboriginal people.

 

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни, при этом развитие семьи и изменение ее функций постепенно меняют ценностное отношение к ней людей. Поэтому, изучая различные аспекты жизнедеятельности коренных народов Севера, рассмотрим их семейные ценности на основе анкетного опроса, проведенного в Ханты-Мансийском автономном округе в 2008 г. В опросе приняли участие 300 респондентов.

Первоначально респондентам было предложено выразить свое отношение к вступлению в брак. Подавляющее большинство респондентов согласились с тем, что каждый человек рано или поздно должен вступить в брак (84%). Не согласились с этим высказыванием 10,2% опрошенных, а 5,1% затруднились с ответом на этот вопрос.

Анализ данного вопроса в зависимости от пола показал, что и мужчины и женщины в равной степени соглашаются с тем, что вступать в брак и создавать семью необходимо.

Отношение к гражданскому браку как типу семейных отношений у коренных народов можно охарактеризовать как толерантное. Так, считают гражданский брак вполне допустимым 68,7%, участников анкетного опроса указывают на то, что есть случаи, когда это вполне допустимо – 16,0%, а считают недопустимым – 8,2% респондентов. Затруднились с ответом 6,8% участников анкетного опроса. Аналогичные результаты получены и в исследованиях Н.Г.Хайруллиной [1, 2, 3].

Аналогично предыдущим вопросам выглядит распределение ответов участников анкетного опроса на вопрос: «Как Вы относитесь к женщинам, рожающим ребенка вне брака?». Большинство опрошенных относится к таким женщинам лояльно – позицию «В жизни бывают разные ситуации, о каждом случае надо судить отдельно» выбрало 80,6%, одобряют таких женщин 13,3%, а не одобряют всего 5,8%.

На вопрос о возрасте, оптимальном для вступления в брак, большая часть опрошенных коренных жителей указывают интервал 18-25 лет, при этом на интервал 18-20 лет приходится почти такое же количество ответов как на интервал 21-25 лет. Такие же ответы получены и у представителей татарского населения [4].

Другой вопрос данного блока анкеты позволил выявить количество детей, которых, по мнению респондентов, должно быть в семье при оптимальных социально-экономических и политических условиях. Выяснилось, что большинство респондентов считают, что в семье должно быть трое детей. Отметим, что в массовых опросах, по общероссийской и региональной выборкам, оптимальным количеством детей в семье считается двое [5]. Среди качеств, отличающих КМНС от людей других национальностей, на первом месте стоит любовь к природе и детям.

Межэтнические браки оказывают существенное влияние на динамику численности взаимодействующих друг с другом народов. В результате смешанных в этническом отношении браков резко нарушается направленность на этнические ценности по крайней мере одного из супругов. Дети от таких браков с рождения оказываются в этнически неоднозначной обстановке, обусловленной двуязычием, неоднородной культурой и т. д. Выбирая между национальной принадлежностью отца или матери, а иногда, и отступления от этого правила выражая свою этническую связь с каким то другим, например, численно преобладающим в данном районе этносом, дети от таких браков продолжают этническую линию одного из родителей, направленную на воспроизводство этого этноса [1].

В прошлом у аборигенных народов Севера этнически смешанные браки были распространены довольно редко, что объясняется, прежде всего, сравнительно небольшим их территориальным смешением, существующими традициями этнической эндогамии и этническими предубеждениями.

Проводимые нами с начала 1990-х годов социологические исследования показывают, что доля межэтнических браков в местах проживания аборигенных народов Ханты-Мансийского автономного округа постоянно увеличивается. Численность и темп прироста межэтнических браков у различных этносов неодинаковы. Доля межэтнических браков среди манси была всегда выше, чем среди хантов.

Результаты социологических исследований убеждают, что темпы роста межэтнических браков постоянно возрастают, в результате чего метисация ханты и манси от поколения к поколению усиливается. Так, если среди лиц пожилого возраста лишь четвертая часть - метисы, то среди лиц в возрасте 30-39 лет – 39%, а среди молодежи до 30 лет – метис каждый второй. Сегодня общая доля метисов среди ханты и манси, проживающих в Ханты-Мансийском, Октябрьском и Березовском районах, составляет 29% [1].

Учитывая важность проблемы межнациональных браков, в систему мониторинга был заложен вопрос, направленный на выявление отношения аборигенов к ним. Ответы респондентов показывают, что больше половины опрошенных относится к межнациональным бракам положительно (68,4%), пятая часть нейтрально, и всего лишь 1% отрицательно.

Характеризуя ценности, касающиеся вопросов материнства, рождаемости, отношения к детям, эксперты очень часто пользуются такими словами как: любовь, забота, уважение [6]. Между тем имеются и мнения о снижении этих ценностей в среде КМНС, но они встречаются гораздо реже.

В заключение следует отметить, что представленные данные свидетельствуют о высокой приоритетности в среде коренных народов Севера семейных ценностей, любви к детям. Таким образом, для проведения семейной политики имеется потенциал для воспроизводства новых поколений аборигенов и увеличения их численности.

 

Список литературы

1. Хайруллина Н.Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. – Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2000. – 466 с.

2. Хайруллина Н.Г. Социально-демографическая ситуация: результаты исследования //Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева. – 2010. - №4. - С. 205-208.

3. Хайруллина Н.Г., Артюхов А.В. Социально-демографическая ситуация в оценках коренных народов Севера //Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. - 2011. - №4. - С. 79-83.

4. Хайруллина Н.Г., Салихова А.Р. Динамика социокультурной ситуации на юге Тюменской области. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2004. - 128 с.

5. Татары Тюменской области: история и современность [Текст] /Хайруллина Н.Г., Фарахутдинов Ш.Ф., Тычинских З.А., Садыков К.С., Сагидуллин М.А., Ташкалова В.С., Халитова Г.Н., Насибуллин Р.М. - Тюмень: Вектор Бук, 2011. – 310 с.

6. Устинова О.В., Пивоварова И.В. Преодоление кризиса института семьи в России //Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - №1. - С. 78-82.

 

Сведения об авторе

Сайфуллин Фаниль Фаемович, ассистент кафедры социологии Тюменского государственного университета, 8(3452)453526

Saifullin F.F., Assistant of the Department of Sociology, Tyumen State University, 8 (3452)453526

УДК 316

Садыкова Х.Н.

Sadykova H.N.

 

Садыкова Х.Н.
Специфика межпоколенного взаимодействия (региональный аспект)

SPECIFICS INTERGENERATIONAL INTERACTION (REGIONAL ASPECT)

Ключевые слова: поколение, межпоколенные взаимодействия, ценностные ориентации, молодежь, старшее поколение

Keywords: generation, intergenerational interaction, values, young people, the older generation

Представлен теоретический и практический анализ проблемы межпоколенного взаимодействияв России целом и на примере населения Тюменской области в частности. Для исследования межпоколенных взаимодействий проанализированы результаты анкетного опроса, проведенного в 2014 году среди 700 жителей юга Тюменской области.

The paper presents a theoretical and practical analysis of the problem of intergenerational interaction in general and the Russian example of the population of the Tyumen region in particular. For the study of intergenerational interactions analyzed results of a questionnaire survey conducted in 2014 among 700 residents in the south of the Tyumen region.

 

В отечественной философской и социологической литературе интерес к проблеме поколений возник в 1960-е годы. Следует отметить на многозначность данного термина, что приводит к его употреблению в различных вариантах, которые используются в отдельных отраслях знания. Анализ теоретического материала фиксирует внимание автора на разнообразии форм и механизмов межпоколенного взаимодействия в любые исторические периоды и тот факт, что это взаимодействие определяется естественно-историческими факторами развития общества [1], а также искусственными приёмами (в области социальной политики государства) повышения (или снижения) эффективности межпоколенных коммуникаций [2].

Для исследования межпоколенных взаимодействий проведем интерпретацию результатов анкетного опроса, проведенного в 2014 г.

Оценка динамики происходящих перемен актуальна и для определения степени адаптивности поколенных групп к трансформациям в экономической и социальной сферах (рис.1). Вполне очевидно, что с возрастом «угасает оптимизм» в оценках с 71,4% у молодых до 28% у пожилых людей, что объясняется различиями в оценочных механизмах, когда старшее поколение сравнивает нынешнее состояние со своим прошлым (советским периодом) при этом не выставляя экономику в качестве доминанты.

Молодые же сопоставляют имеющиеся у них возможности в России и за рубежом, справедливо полагая о наличии у них широких перспектив общественной и профессиональной социализации и фактор сугубо экономический, соответственно, является для этой возрастной группы превалирующим. Обратная пропорция в крайних негативных оценках.

 

 

Рис.1. Оценка респондентами тенденций экономических реформ, %

Утрата ценности семьи и важности родственных связей – надуманный и опровергаемый данным исследованием факт (рис.2). Единодушие во мнениях о взаимной поддержке близкородственных людей зафиксирована во всех возрастных группах в пределах 55,1-76,5%. И если для молодёжи это взаимодействие выражается скорее как материальная (финансовая) помощь, то в старших возрастных группах потребность приобретает форму морального и коммуникативного воздействия, именно поэтому ценность семьи приобретает с возрастом другое содержание и «физическое наполнение» путём трансформации «каналов» связи, их роли и значения в процессе жизнедеятельности.

 

Рис. 2. Сторонняя помощь в решении личных проблем, %

 

Рассмотрим оценку следующего за текущим поколения. Здесь поколенный фактор проявляется чётче именно по позитивной характеристике: «я верю в них», а также по индикатору «я им сочувствую».

Уверенность в собственном благоприятном будущем снижается в каждом предыдущем поколении, что обусловлено, скорее, временным фактором, нежели реальными и объективными причинами. Очевидно, что молодые люди, у которых вся жизнь впереди испытывают большие ожидания. Однако более характерным является примерно равная доля респондентов каждой возрастной группы «не вполне уверенных», т.е. той категории и той численности населения, которая свои собственные опасения «проносит» через всю свою жизнь.

В данном конкретном исследовании, автора интересует проблематика взаимоотношений поколений через призму мировоззрений самих респондентов, поэтому при ответе на вопрос о перспективах, была уточнена позиция и взаимодействия поколений (рис.4) и по культурному аспекту в частности (рис.3).

Межпоколенных разночтений по данным ответам не выявлено. Приходится лишь констатировать тот факт, что «поколенческая петля» (феномен цикличности) проявляется во мнении «преимущественного воздействия взрослых на молодёжь» и «изолированности поколений»; «традиции и опыт старшего поколения будет осваиваться молодёжью» (пессимимизм) и «опыт родителей будет неприемлен для детей». И если первые две указанные петли – естественно объясняются эволюцией и прогрессом, то две следующие петли – факторы вызывающие настороженность, формирующие необходимость коррекционного воздействия на имеющиеся тенденции утраты межпоколенного взаимодействия. Насколько же проявляется единство внутри молодёжной поколенной группы, как фундамента будущего общества?

 

 

Рис.3. В культуре межпоколенческого взаимодействия в перспективе

 

Взаимодействие со сверстниками показательно по оценкам самой

Подводя итог первому этапу анализа эмпирических данных следует отметить обнаруженные автором закономерности:

Во-первых, проблемы социальной жизнедеятельности воспринимаются всеми поколениями практически идентично, а расхождения обусловлены молодым максимализмом и ностальгическими воспоминаниями старшего поколения. Гендерные различия столь несущественны, что можно с некоторой долей обобщения говорить об одинаковых трансформациях сознания мужчин и женщин с психологически объяснимым доминированием каждого пола в практической или чувственно-эмоциональной сферах.

Во-вторых, наибольший пессимизм наблюдается у лиц средней возрастной группы, т.е. профессионально социализированной частью населения. Их негативные оценки обусловлены как технологическими факторами (режим работы, наличие хронической усталости, монотония и пр.), так и психологическими диспропорциями, когда достижение жизненной успешности зависит от нестабильного внешнего окружения.

В-третьих, автор подтверждает выдвинутую гипотезу о цикличности ценностей и установок, что характеризует проблематику межпоколенного взаимодействия с позиции коммуникативных затруднений, а не возрастных противоречий, как то принято обозначать в пресловутой формуле: «конфликт отцов и детей».

В-четвертых, автор фиксирует базовые ценности, которые априори воспринимаются всеми поколениями как «осевые» (стержневые) ценности пусть даже и меняющие ранг приоритета в той или иной возрастной группе. В числе таких ценностей – семья, которая отнюдь не утратила свои позиции, но приобрела новые роли, в т.ч. связанные с символизацией успешной социализации индивида.

В-пятых, попытки «синхронизации» темпов жизни всех поколений изначально обречены на неуспех. Именно поэтому актуальным направлением совершенствования (корректировки) межпоколенного взаимодействия автор считает функциональную специализацию поколений.

Список литературы

1. Садыкова, Х.Н. Междисциплинарный подход к классификации поколений //Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. – 2010. - №4. - С. 201-203.

2. Khairullina, N.G., Sadykova Kh.N. Interaction Between Generations: A Sociological Approach //World Applied Sciences Journal 31 (1). PP. 124-127. http://www.idosi.org/wasj/wasj31%281%292014.htm http://www.idosi.org/wasj/wasj31 (1)14/16.pdf.

3. Хайруллина Н.Г. Социально-демографическая ситуация: результаты исследования //Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева. – 2010. - №4. - С. 205-208.

4. Устинова О.В., Пивоварова И.В. Преодоление кризиса института семьи в России //Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - №1. - С. 78-82.

 

Сведения об авторе

Садыкова Хадия Нургалиевна, ассистент кафедры экономики товарных рынков Тюменского государственного нефтегазового университета, [email protected], 8(3452)200122

Sadykova H.N., assistant Professor of Economics commodity markets Tyumen State Oil and Gas University, [email protected], 8(3452)200122

УДК 372.8

Фарахутдинов Ш.Ф.

Farahutdinov S.F.

 

Фарахутдинов Ш.Ф.
Концепция авторского педагогического приёма «каша из топора»

CONCEPT OF COPYRIGHT PEDAGOGICAL RECEPTION «PORRIDGE FROM AN AX»

Ключевые слова: методика преподавания, педагогический приём, методы и методология социологического исследования, высшее образование, студенты

Keywords: methods of teaching, teaching technique, methods and methodology of sociological research, higher education, students

 

Работа посвящена описанию концепции авторского педагогического приема «Каша из топора», суть которого заключается в поэтапной переработке студентом готовой работы, загруженной из Интернета. В процессе ознакомления с современными информационными ресурсами научно-профессионального сообщества социологов в сети Интернет, обучающиеся формируют собственную авторскую научную работу, которая постепенно становится полностью оригинальной. Предполагается, что данный прием позволит с высокой степенью эффективности и психологическим комфортом освоить методологические дисциплины, которые при «классическом» преподавании вызывают у студентов серьезные затруднения.

Paper describes the concept of copyright teaching technique «Porridge from an ax», the essence of which lies in the processing phase of the student is ready, loaded from the Internet. In the process of familiarization with the information resources of scientific and professional community of social scientists on the Internet, students form their own author's scientific work, which gradually becomes completely original. It is expected that this technique will allow a high degree of efficiency and psychological comfort to learn methodological discipline, which in the «classical» teaching students cause serious difficulties.

 

Идея формулировки педагогического приёма «Каша из топора» была взята из русской народной сказки, суть которой близка к предлагаемой концепции. Сюжет сказки сводится к тому, что голодный солдат, который шел на побывку домой, остановился в деревенской избе. Хозяйка избы отказалась кормить его, сославшись на отсутствие продуктов. Находчивый солдат не растерялся и предложил хозяйке сварить кашу из топора и, в процессе её приготовления, постепенно «вытягивал» из хозяйки необходимые продукты. Сначала он попросил соль, потом «горсточку крупы», затем «чуток масла». Когда каша была приготовлена, служивый воскликнул: «Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!», выманив, таким образом, еще и хлеб.

Современного, слабо мотивированного к научной деятельности студента, можно сравнить с хозяйкой дома, ссылающуюся на отсутствие продуктов. Однако, при правильном подходе, кое-что все же найти можно. Опыт автора в преподавания предмета «Методология и методика социологического исследования» у студентов-социологов, показывает, что обучение исследовательским методам без привязки к конкретным исследованиям – это малопродуктивный процесс. И причина, на самом деле, не всегда в отсутствии мотивации у студентов. Здесь, зачастую, проблема в особенностях дисциплин методологического характера, требующих от студентов практики и собственного творчества параллельно с освоением теории. Не случайно в учебных программах методологических дисциплин студентов-гуманитариев всегда присутствует курсовая работа.

Мои эксперименты с использованием отдельных элементов описываемого педагогического приёма показывают, что у студентов существенно повышается интерес к предмету, пробуждается творческое начало, повышается качество научных работ. Итак, ниже попробую изложить свой подход к обучению студентов-социологов дисциплинам методико-методологического характера.

На первом занятии студентам предлагается определиться с темой, которая представляет для них научный интерес. Важно сделать акцент на том, что к выбору темы необходимо подойти очень ответственно, поскольку проведенное в рамках исследование может лечь в основу любой квалификационной работы, будь то научная статья, которую можно будет опубликовать, работа для участия в конкурсе научных работ, курсовая работа или магистерская диссертация. Следует отметить, что если в рамках предмета предусмотрена курсовая работа, то необходимости в разъяснении важности выбора «правильной» темы нет.

После выбора темы, студентов необходимо убедить, что процесс проведения собственного исследования очень простой и ничего нового здесь придумывать не нужно, важно лишь следовать всем инструкциям преподавателя и не пропускать занятия. Сказать что этого достаточно, для получения высокого балла. Таким образом, студенты получают мотивацию к дальнейшей деятельности, надеясь на хорошую оценку за курс при «комфортных» условиях его прохождения.

Первый этап («Топор») заключается в том, что студент ищет и загружает из Интернета любую готовую курсовую или дипломную работу по интересующей его теме и внимательно изучает её. Такими работами в настоящее время изобилует Рунет, и, как показывает опыт, для реализации этого этапа у современных студентов имеются все навыки.

Второй этап («Вода для топора») посвящен работе с теорией. В настоящее время наблюдается тенденция перехода от печатных к цифровым литературным источникам. Особенно четко это проявляется в гуманитарной сфере. В этой связи, целью второго этапа является знакомство студентов с Интернет-источниками и формирование культуры работы с литературой.

После внимательного изучения загруженной из Интернета курсовой работы, студенты совместно с преподавателем анализируют недостатки теоретической части этой работы, с тем, чтобы подвергнуть их исправлению. Преподаватель рассказывает о правилах цитирования, о том, что такое плагиат и о научной этике в целом. Даётся информация о современной системе учета цитирования в России и мире. Изучается ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка, ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись.

Далее, студенты регистрируются в электронной библиотеке eLIBRARY.RU, которая является крупнейшим российским научным информационным порталом, осуществляют поиск 10-15 публикаций последних лет по тематике своего исследования. На основании найденных материалов студенты перерабатывают теоретическую часть выбранной работы, правильно оформляют ссылки и библиографический список. В рамках этого этапа возможно знакомство студентов с другими информационными ресурсами, например, порталом прикладной российской социологии SocioLogos.

Третий этап («Горстка крупы») позволяет студентам осуществить вторичный анализ данных социологических исследований, которому, на мой взгляд, в настоящее время уделяется слишком мало внимания в процессе обучения. Вторичный анализ из довольно частного, локального и специфического метода становится все более активно используемым и широко применяемым средством получения социологического знания. Сегодня, в связи с бурным развитием информационных технологий, для использования вторичного анализа в педагогических целях практически нет никаких препятствий. Существует несколько источников получения данных для вторичного анализа и это, прежде всего, архивы, содержащие базы социологических данных в открытом доступе.

Качественные характеристики баз данных, хранящихся в архивах, лишь подтверждают необходимость их использования в педагогических целях. Прежде всего, это реальность представленных данных – все исследования в базах настоящие. Высокое качество таких исследований обусловлено тем, что все они проведены исследовательскими центрами с большим опытом работа на рынке социологических услуг. Ряд исследований, размещенных в архивах, носят мониторинговый характер, что даёт возможность выявления динамики социальных процессов, а большой возраст отдельных баз данных, позволяет проводить социально-исторические исследования. Многие архивы данных предоставляют свои материалы на безвозмездной основе, что делает их доступными для студентов. Большое разнообразие шкал, используемых в анкетах, позволяет применить к ним практически все виды статистического анализа.

Работа студентов на этом этапе заключается в загрузке из архива базы данных с количественным исследованием близким к своей теме, проведением анализа в статистической программе, описанием полученных результатов. Проведенная работа позволит самостоятельно дополнить полученными данными теоретическую часть выбранной темы.

Использование вторичного анализа позволяет студентам освоить ряд очень важных навыков. Самым большим плюсом здесь является воспитание в современном студенте культуры работы с вторичными данными, умение использовать опыт других исследователей, интегрироваться в общероссийское социологическое пространство со студенческой скамьи. Кроме того, поработав с базами данных, студент постепенно «приближается» к своему исследованию: учится формулировать вопросы, знакомится с различными видами шкал, логикой построения анкеты.

Важно отметить, что использование вторичного анализа не уменьшает роли проведения студентами самостоятельных исследований, но подчеркивает необходимость использования дополнительных методов, тем самым расширяя методный арсенал будущих социологов.

Четвертый этап («Чуток масла») – основной и самый длительный этап. Фактически, весь материал курса, регламентированный государственными стандартами, преподаётся именно на этом этапе. Студенты учатся составлять программу исследования и инструментарий, выбирать подходящие методы для решения поставленных задач, самостоятельно организовывать и проводить полевой этап исследования, обрабатывать и анализировать результаты собственного исследования.

В процессе осуществления данного этапа также постоянно привлекаются соответствующие Интернет-ресурсы и дистанционные методы обучения. Так, например, для разработки программы исследования и инструментария может быть использована бесплатная демо-версия одного из курсов Гуманитарного Интернет Университета, которая называется «Искусство задавать вопросы» [1]. Для тех, кто в качестве основного метода исследования выбирает контент-анализ СМИ будет полезным знакомство с системой «Медиалогия», на сайте которой постоянно организуются бесплатные вебинары, дающие возможность удалённого обучения технологиям мониторинга СМИ через Интернет [2]. Для тех же, кто использует для своего исследования «классический» метод опроса посредством личного интервью, можно предложить воспользоваться набирающим популярность в исследовательской среде инструментом – планшетным опросом. Обучиться и воспользоваться демо-версией этой технологии можно, опять же, при помощи вебинаров, которые организуют компании, предлагающие такие услуги [3].

Итак, завершением четвертого этапа является переработанная эмпирическая часть научной работы, выбранной из Интернета. В результате работа превращается в собственный научный труд, который практически не имеет ничего общего с тем, что было изначально. Завершающим аккордом этапа является лексическое и орфографическое «вычищение» текста, оформление по всем правилам и стандартам.

Пятый этап («Хлеб да ложка») заключается в подготовке публикации по теме исследования. Этот этап призван донести до обучающихся мысль, что ключевой критерий развития любой науки – способность производить кумулятивный эффект, систематизируя имеющиеся знания и формировать новое. Еще одной целью данного этапа является возможность оценки студентом «качества» собственного научного продукта. Это очень важно для определения своего места в «научной» системе координат, саморефлексии в научном сообществе.

На этом этапе преподаватель проводит обзор основных, наиболее авторитетных журналов по социологической тематике, магистры посещают сайты этих журналов, смотрят структуру и специфику публикаций, глубину проработки вопроса и т.д. Одно из занятий преподаватель посвящает методике оформления результатов научных исследований в виде научных работ. В итоге обучающийся должен самостоятельно написать статью, выбрать журнал или конференцию и отправить свой материал для публикации.

Для удобства восприятия, представим приведенный выше материал в табличной форме (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика основных этапов методического принципа
«Каша из топора»

Название этапа Содержание этапа На развитие каких навыков, умений и компетенций направлен этап Соотношение заимствованного и оригинального текста по завершению этапа
I «Топор» Выбор темы, загрузка готовой работы из Интернета Умение определять проблему, пользоваться информационными ресурсами сети Интернет  
II «Вода для топора» Работа с теоретическими источниками Умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий. Формирование культуры цитирования, профессиональной этики.  
III «Горсточка крупы» Вторичный анализ данных ранее проведенных исследований Умение работать с информационными ресурсами в профессиональной сфере. Умение обрабатывать результаты исследований, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных  
IV «Чуток масла» Проведение собственного исследования Умение формировать план исследования, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования.  
V «Хлеб да ложка» Подготовка публикации Умение сформулировать и проанализировать итоги проделанной работы для публикации  

 

Перечисленные в таблице навыки и умения практически в полном объеме соответствуют требованиям, предъявляемым к специализированной подготовке студентов, указанным в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлению социология.

В настоящее время существует множество возможностей обучения студентов самым современным технологиям в сфере эмпирических гуманитарных исследований при помощи Интернета. Но для реализации этих возможностей существует одно важное требование – это требование к компетентности преподавателя. «Кашу из топора» может «сварить» не только «находчивый солдат», но и тот, кто знает рецепт этой каши. Преподаватель должен быть в курсе всех основных тенденций в сфере эмпирических исследований, посещать конференции и семинары, общаться с коллегами, проводить собственные исследования.

Педагог-исследователь с ярко выраженной методологической культурой глубже проникает в сущность учебно-воспитательного процесса, видит его противоречия, находит закономерности его развития, определяет действенные технологии педагогического влияния на личность и ученический коллектив [4]. Таким образом, личностным качествам преподавателя в реализации педагогического принципа «Каша из топора» отводится существенная роль.

Подводя итоги, отмечу, что предлагаемый приём «Каша из топора», базируется на проектном подходе, но его особенностью является наличие основы, обновляя которую студент строит новую, собственную научную работу. Описанная выше методика является «примерной» и может существенно изменяться и дополняться в зависимости от количества часов, выделяемых на дисциплину, компетенции преподавателя, появления новых технологий и тенденций в эмпирической социологии. Кроме того, на мой взгляд, приём «Каша из топора» может быть применим не только для студентов по направлению «Социология», но при соответствующей переработке и адаптации и для других специальностей, в том числе естественнонаучных, медицинских, технических и т.д. Такая вариативность исходит из самого принципа методики в основе которой лежит не знание, а способы его получения. Единственным, пожалуй, недостатком может быть небольшое количество фактологического материала, предоставляемого преподавателем студентам, однако и этот недостаток может превратиться в преимущество, если вспомнить старинный принцип: «Студент – это не чаша, которую нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».

 

Список литературы

1. URL: http://study.giuvus.ru/subject/isv/

2. URL: http://www.mlg.ru/webinar/

3. URL: http://www.simpleforms.ru/webinars/

4. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) [Текст]/ Ю.З. Кушнер – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.

Сведения об авторе

Фарахутдинов Шамиль Фаритович, заведующий лабораторией «Научно-образовательная лаборатория изучения общественного мнения», доцент кафедры социологии Тюменского государственного нефтегазового университета, [email protected],89068274437

Farahutdinov S.F., head of the laboratory, «Research and Education Laboratory Study of Public Opinion», an assistant professor of sociology at Tyumen State Oil and Gas University, [email protected], 89068274437

 

 

УДК 37:013

Нордман И.Б.

Nordman I.B.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.