Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товарного рынка




ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Тема 1. Сущность, понятия и основные элементы инфраструктуры

Понятие «инфраструктура» впервые ввели во время второй мировой войны те американские специалисты, кот занимались организацией тыловой поддержки действующей армии. Инфр-ра воспринималась как материальн и организац обеспечение тех передовых армейских подразделений, кот было поручено выполнение главной стратегич задачи.

Любой рынок имеет свою инфр-ру (инфр-ра рынка или рыночная инфр-ра).

Рыночная инфраструктура – это совокупность субъектов рынка, которые обеспечивают и обслуживают движение товаров и услуг, финансовых ресурсов и рабочей силы.

К таким субъектам относятся: предприятия оптовой и розничной торговли; товарные, фондовые и валютные биржи и их брокеры, организаторы выставок, ярмарок и аукционов, транспортные организации, банки, лизинговые компании, центры занятости, центры подготовки и переподготовки персонала.

К рыночной инфраструктуре не принадлежат субъекты рынка, кот выступают на рынке в качестве только продавца или покупателя (напр., производители и конечные потребители товаров, собственники финансовых р-сов и те, кто в них нуждается, трудоспособные лица и работодатели). Все остальные явл субъектами инфраструктуры рынка.

Рыночная инфр-ра позволяет обеспечивать общественное воспроизводство: производство, распределение, обмен и потребление. В то же время, институты инфр-ры рынка не только обеспечивают деятельность важнейших торговых и производственных отраслей, но и являются вполне самодостаточными.

В современной экономической литературе нет однозначного толкования категории «инфраструктура товарного рынка» и поэтому следует дать его исходя из подходов и оценок этого явления и истории формирования категории «инфраструктуры» как таковой. Инфраструктура рынка - это совокупность системных институтов и организаций, обеспечивающих эффективную работу рынка.

Инфраструктура товарного рынка – совокупность субъектов тов рынка (пр-тия, орг-ций, учреждений), кот осуществл разные виды деят-сти в сфере товарн обращения.

К видам деятельности, кот обеспечивает торговая инфраструктура относят:

- торговая деятельность, целью которой является получение прибыли от операций купли-продажи товаров;

- предоставление субъектам товарного рынка разных услуг (транспортных, экспедиционных, складских, выставочных, рекламных, посреднических, таможенных), которые способствуют продвижению товаров от производителей к потребителям.

Следует отметить, что рыночная инфр-ра существует на нескольких уровнях. Так, имеет смысл разгранич глобальный и локальный уровни инфр-ры рынка. Глобальная инфраструктура реально существ как бы в двух измерениях - мир и нац - и включает в себя ряд локальных рын инфр-р. Это относится к обоим измерениям.
Если же для анализа берется национальный уровень, то очевидно, что национальная рыночная инфраструктура, являясь локальной по отношению к мировой, одновременно выступает глобальной в рамках соответствующей страны

Инфраструктура товарного рынка содействует взаимодействию между производителями товаров и потребителями, предложением и спросом. От четкости этого механизма в значительной мере зависит эффективность функционирования экономики.

В торговли завершается процесс кругооборота денежных средств, вложенных в произведенные товары, происходит преобразование товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для нового операционного цикла.

При продвижении товаров из сферы производства в сферу потребления он может проходить через одного или нескольких посредников. Производители, стремясь уменьшить количество посредников, создают собственные дистрибьюторские сети.

В тоже время, товары сложного ассортимента перед поступлением в розничную торговлю проходят на оптовых складах.

Кроме того, производители на пути продвижения товара к потребителям предоставляют различные услуги материального и нематериального характера, что, несомненно, увеличивает стоимость самого товара, а поэтому розничная стоимость, эффективность товародвижения и товарообмена зависят от стоимости и качества таких услуг.

Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение институтов инфраструктуры. Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства.

Под услугой могут пониматься: а) результат деятельности или процессов, полезный эффект кот проявляется в виде удовлетворения потребностей; б) деятельность, в процессе выполнения которой не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта.

Услуги имеют следующие особенности: неосязаемость (нематериальность); меньшая степень стандартизации и однородности, чем товар; повышенный риск для покупателя вследствие неопределенности результата; неразрывность производства и потребления; непостоянство качества и несохраняемость.

Новое в инфраструктуре Беларуси – это зарождение чисто рыночной инфр-ры торговли, кот представлена частными рыночными структурами: товарными биржами, брокерскими конторами, торговыми домами и иными посредническими фирмами.

Инфраструктура товарного рынка состоит из разных элементов или объектов.

Объекты инфраструктуры товарного рынка – это предприятия, учреждения, организации, кот занимаются куплей-продажей товаров или специализируются на предоставлении однородных услуг собственникам товаров на пути их продвижения от производителя до потребителя. При этом субъекты м.б. активными и косвенными, т.е. их деятельность может как прямо, так и косвенно касаться товара.

К активным объектам инфраструктуры товарного рынка относятся:

- пр-тия оптовой торговли с полным и ограниченным циклами обслуживания;

- предприятия розничной торговли (в т.ч. предприятия общественного питания и собственники объектов мелкорозничной сети).

Эти пр-тия осуществляют куплю-продажу товаров за свой счет и являются заказчиками услуг, которые наддаются косвенным субъектам инфраструктуры товарного рынка.

К косвенным объектам инфраструктуры товарного рынка принадлежат предприятия, учреждения, орг-ции, кот предоставляют услуги по продвижению товаров производителю и активным субъектам. К ним относят:

ОСНОВНЫМИ косвенными ОБЪЕКТАМИ ИНФРАСТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ЯВ­ЛЯЮТСЯ:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их орга­низационно оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и др формы организационного не­биржевого посредничества;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения и центр госу­дарственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);

6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерч хозяйственного риска и страховые компании;

9) информационные цент­ры и агентства средней массовой информации;

10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная система;

12) профсоюзы работающих по найму;

14) система высшего и среднего экономического образования;

17) обществен и гос фонды, предназнач для стимулирования деловой активности;

18) специальные зоны свободного предпринимательства.

Отличием косвенных объектов инфраструктуры товарного рынка от активных объектов заключается в том, что косвенные не имеют права собственности на товар, в отношении которого предоставляются услуги. Косвенные объекты получаю вознаграждение от собственника товара в виде процентов от стоимости товара или как оплату за выполненную работу на основе договорных тарифов.

Предприятия оптовой торговли с полным или ограниченным циклами обслуживания осуществляют закупку товаров у поставщиков за свой счет, хранят их на складах, занимаются фасовкой, подсортировкой, доставкой товаров в розничную сеть или иным оптовым покупателям. Данные предприятия имеют собственную материально-техническую базу (склады, автотранспорт, погрузочно-разгрузочную технику).

Предприятия розничной торговли осуществляют продажу товаров населению через магазины, павильоны, палатки, автомагазины. К розничной торговле также принадлежат учреждения и предприятия общественного питания (рестораны, кафе, закусочные).

Оптово-розничные пр-тия также исполняют функции оптовой и розничн торговли.

Посреднические структуры включ торговых посредников, кот не имеют права собственности на товар: агенты, оптовики-консигнаторы, оптовики-комиссионеры, брокеры.

Организаторы оптового оборота – это торговые посредники, которые создают условия для осуществления актов купли-продажи товаров между продавцами и покупателями (выставки, оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы). Они функционируют как пр-тия, и как временные объединения предприятий на период проведения мероприятия.

Торгово-промышленная палата и ее региональные палаты содействую развитию международн эконом сотрудничества и инвестиционной деят-ти, занимаются орг-циею выставок и ярмарок, ведут негосударственный реестр пр-тий, предоставляют пр-тиям различные справочно-информац услуги, осуществляют экспертизу и сертификацию товаров, предоставляют патентно-лицензионные, переводческие, таможено-брокерские услуги.

Таможенные органы включ: региональные таможни и таможни. Они осуществляют взимание таможенных платежей, контролируют перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, сопровождают ценные и иные грузы. К таможенным орг-циям принадлежат предприятия, кот имеют лицензии или разрешения на осуществление определен видов деятельности, связанных с перемещением товаров через таможенную границу: таможенные брокеры, собственники таможенных лицензионных складов и складов временного хранения, собственники магазинов бестаможенной торговли.

Таможенные брокеры и собственники таможенных лицензионных складов предоставляют услуги пр-тиям по декларированию товаров, подаче таможне документов, представлению грузов и транспортных средств для таможенного оформления. Собственники таможенных лицензионных складов также услуги по хранению импортных и транзитных товаров на своих складских площадях, стягивая за это с предприятий оплату в соответствии с условиями договора.

Транспортные организации и экспедиторы предоставляют услуги субъектам рынка по подготовке грузов к перевозке, по транспортировке и сопровождению, разгрузке транспортных средств в пункте назначения, оформления приемки-передачи грузом. Перевозки могут осуществлять организациями железнодорожного, воздушного, морского, речного, автомобильного транспорта.

Охранные организации и предприятия предоставляют услуги субъектам товарного рынка по охране коллективной и частной собственности, грузов, граждан, а также услуг по монтажу, ремонту и профилактическому обслуживанию средств охранной сигнализации. Охранную деятельность могут осуществлять структурные подразделения Государственной службы охраны при МВД и негосударственные охранные предприятия, которые имеют лицензии на эти виды предпринимательской деятельности. Охранные предприятия охраняют склады, магазины и территории торговых пр-тий, офисные помещения. От их работы зависит сохранность товарно-материальных ценностей и безопасность персонала.

Рекламные агентства, средства массовой информации и иные распространители рекламы – это предприятия, которые предоставляют услуги по производству и/или распространению рекламы товаров. Рекламное агентство является посредником между рекламодателем, производителем и/или распространителем рекламы, получает комиссионное вознаграждение с обеих сторон.

Маркетинговые и информационно-коммерческие центры включают крупные многофункциональные заграничные консультационные фирмы, предприятия, подразделения (отделы) государственных учреждений. Они предоставляют информацию и консультируют по маркетинговым, финансовым, юридическим и иным вопросам. За предоставленную информацию и консультации с клиентов стягивается оплата.

Инфр-ра призвана обеспечить цивилизованный характер деят-сти рыночных субъектов, элементы инфр-ры не на­вязаны извне, а порождены самими рыночн отношениями.

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойствен­ный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого чело­века, т.е. фактора, кот непосредственно участвует на рынке.

Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслужива­ющих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.