Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка




В период экономики планового типа кредитная система была развита в соответствии с условиями того времени, т.е. кредиты вы­давались не в соответствии с нуждами самого пр-тия, а по решению органов гос планирования. В наше время кредитные учреждения развиваются в большом кол-ве и с раз­нообразием услуг, необходимых для удовлетворения потребностей пр-тий в денежных ср-вах в период становления рыноч­н экономики.

Бурное развитие на рубеже XXI в. получили ком­мерческие банки, кот не было в плановой эк-ке, а также специализированные небанковские' кредитно-финансовые инсти­туты. К последним относятся страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании. Они производят операции и предлагают услуги, которые не оказываются коммер­ческими банками. Такая структура кредитной системы отражает потребности рыночн хозяйства, приближаясь к моде­ли кредитной системы развитых стран.

В консалтинговых компаниях работают крупные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказов предпринимателей они предоставляют консультации по эко­ном и юридич вопросам. Для предпринимателей оп­лата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме.

Аудиторские компании.Аудит— это комплексная ревизия фи­нансово-хозяйствен деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая провер­ка имеет хар-р независимой экспертизы (по инициативе влас­тей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). В настоя­щее время в России созданы "Мосаудит" и "Инаудит", их экспер­тиза — обязательное условие для получения разрешения на внеш­неэконом деят-сть, получение лицензий, орг-ции совместных пр-тий (СП).

Учебные заведения. Раньше в Беларуси, как и в России ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них главный недостаток — крайне малый срок обучения. Часто в таких учреждениях препода­ют случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рын­ка развивается и набирает силу и авторитет.

Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирлан­дии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы за­нятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%.

Для привлечения иностранного капитала СЭЗ очень важны: по­литич стабильность; отсутствие хаоса, дезорганизации хо­з связей; законопорядок, а не война законов, дешевая раб сила. Всего этого у нас нет в настоящее время. Кроме того, отсутствует опыт создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развит свободных эконом зон РФ.

В советской эконом литературе к инфр-ре отно­сили основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерч банки для обслуживания коммерч кредиторов, складское хозяйство (эле­ваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационную службу. В этом случае инфр-ра рынка имела расширительное толкование.

На рынке товаров и услуг инфр-ра представлена товар­ными биржами, пр-тиями оптовой и розничной торговли, фирмами, предоставляющими участникам рыночн информа­цию, занимающимися маркетингом, рекламой и т. д. Эта часть инфраструктуры охватывает огромное эконом простран­ство м/ду производителями и потребителями; ее функциониро­вание обеспечивает регулирование сбыта и обслуживание потре­бителей. Эта инфр-ра реагирует на сигналы, идущие от спроса, и обеспечивает равновесие на тов рынке.

На рынке труда инфраструктурой являются биржи труда, систе­мы, обеспечивающие обучение и переквалификацию работников.

На рынке ценных бумаг это в первую очередь фондовая биржа, где покупаются и продаются акции и облигации. Соединяя ин­весторов и владельцев сбережений, биржа способствует межот­раслевому и межрегиональному переливу капиталов.

Инфраструктура кредитного рынка — это современная двух­уровневая банковская система (Центральный банк и коммерч банки), страховые компании и различные фонды, способные мобилизовать свободные денежн средства и превратить их в кредиты.

Гос финансы (центральн и местн бюджеты) явл частью инфр-ры рынка. Бюджеты через налоги, через расходы позвол гос-ву решать проблемы, перед кот отступает рынок.

Следующий элемент инфраструктуры — это законодательст­во, правовая система, регулирующая взаимодействие участников рынка. Отсутствие или слабое развитие правовой системы пре­вращает рынок в «дикий», а экономику делает криминальной.

Тема 2. Система и признаки классификации рыночной инфраструктуры

Трудности, возникающие перед организациями (предприятиями)[2] в связи с переходом к рынку во многом связаны с тем, что управленческий персонал предприятий не знает принципов и механизмов рынка, подходов к его изучению.

Современные компании столкнулись с явлением: реализуемая ими продукция не пользуется спросом, а как ее "проталкивать" на рынок специалисты не знают. Проанализировав внутренние и внешние условия рынка, товар, потребителей, конкурентов фирма сможет улучшить свое положение, укрепиться на рынке, наладить связи с потребителями, достичь определенных целей: увеличить доход, размер прибыли, объемы сбыта и продаж. В итоге это поможет эффективно действовать в рыночных условиях.

Изучение тов рынка как такового - первый шаг к познанию внешней среды, в кот намерена действовать орг-ция (пр-тие).Поэтому следует проводить аналитич работу в целях выбора из потенциальн рынков, такие кот наиболее перспективные для орг-ции (компании), на кот с наименьшими совокупными затратами можно достичь коммерч успеха.

Исследование рынка самое распространенное и необходимое направление в современных исследованиях. Без данных полученных в ходе исследования товарного рынка невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять информацию необходимую для принятия управленческих решений связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием коммерческой деятельности, детальным изучением инфраструктуры товарного рынка.

Исследования товарного рынка имеют целью выделить и оценить потенциал, определить специфику данного рынка, как правило, для данного товара, работы или услуги. Этот тип исследований дает руководителям маркетинга, сбыта и продаж информацию, где выгоднее всего продавать и сбывать товар, и указывает на участки рынка недостаточно емкие для данного продукта и услуги. Следует помнить, что рынок – это не только совокупность существующих и потенциальных потребителей, но и комплекс взаимосвязанных элементов – спрос, предложение, цена (рис 1.1).

Рынок существует тогда, когда люди встречаются прямо или через своих посредников с тем, чтобы продать или купить товары, работы и услуги в обмен на свои денежные доходы. На свободном рынке процесс обмена, купли-продажи определяет, кому, по какой цене и какие товары следует производить, а так же что и как покупать.

Подходя к понятию рынка более детально, следует отметить, что рынок состоит из ряда обязательных элементов(каждый из этих элементов, характеризует какую-то одну сторону рынка, в совокупности они описывают весь его комплекс): покупатель (люди, группы людей,орг-ции,фирмы,компании,гос-во) со своими потребностями; наличие продавцов, желающих и имеющ возможность продать; покупательская способность(деньги); желания, потребности (купить); соответствующие возможности – условия приобретения.

Из этого вытекает следующее: во-первых, важность понимания нужд и потребностей покупателя, так как это ведет непосредственно к акту покупки; во-вторых, продавцы должны иметь возможность производить товар необходимый покупателям и иметь возможность его реализовывать; в-третьих, рынок может расширяться и сокращаться в зависимости от покупательской способности; в-четвертых, новые рынки м. б. созданы или существующие расширены путем увеличения возможности купить при помощи более широкого распределен; в-пятых, емкость рынков м.б. увеличена,формируя и стимулируя желание купить товары и приобретать услуги посредством активного маркетинга и рекламы.

Рынки и товары можно классифицировать следующим образом (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Классификация товарных рынков по отдельным критериям

  Критерии Классификация рынков
1. по поведению покупателей Удобный (активный), специальный (с особенностями) рынок, рынок с низкой степенью затруднительного положения, рынок с высок степенью затруднительного положения.
2. по использован товаров Потребительский рынок (рынок пр-тий, отраслевой рынок)
3. по физическим свойствам товара Рынок скоропортящихся товаров, рынок товаров длительного пользования
4. по общественному положению Рынок предметов роскоши, рынок предметов первой необходимости
5. по демографическому признаку Рынок по возрасту (полу), размерам семьи, образованию, профессии, социальным класса, религии
6. по видам конкуренции Монопольный; олигополистический; монополистической конкуренции
7.. по географическому признаку Местный; региональный; республиканский; рынок Союзного государства и стран СНГ; мировой рынок
8.. по степени сбалансированности спроса и предложения Рынок продавца; рынок покупателя
9.. по месту рынка в системе товародвижения Оптовый; мелкооптовый; розничный; мелкорозничный
10.. с учетом степени организации доставки и продажи товаров Организованный (продажа через торговые предприятия); неорганизованный (продажа через вещевые рынки); открытый; закрытый
11.. в зависимости от потребительских свойств товаров, услуг Продовольственный; непродовольственный; продукции и сырья; рынок услуг
12.. по качественной оценке рынка Освоенный; формирующийся; стабильный; сокращающийся; стагнирующий
13.. по позиции маркетинга в отношении к рынку Целевой; перспективный; неперспективный; основной; дополнительный

Ф. Котлер предлагает поставить четыре вопроса, чтобы отнести рассматриваемый рынок к тому или иному классу[3]: Что покупается на рынке, т.е. предмет покупки? Почему покупается, т.е. цель? Кто покупает, т.е. субъект покупки? Как это покупается?

А. Хоскинг считает, что эти вопросы можно дополнить еще двумя: Каковы объемы закупок? Где осуществляется закупка?

Классификация рынков по отдельным направлениям и критериям.

Потребительский рынок -- это рынок товаров, работ и услуг, закупаемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для личного (некоммерч) потребления.

Рынок предприятий подразделяется на три разновидности: рынок товаров промышленного назначения, или производственный рынок; рынок промежуточных продавцов (посредников); рынок государственных закупок.

Потребительский рынок, как и товарный рынок в целом, может быть классифицирован по ряду признаков. Классификация по характеристике покупателя допускает различные критерии. Например, население; регион, национальные границы, городской, сельский районы, отдельный район города; определенное число семей, размер семьи; возрастные категории и пол; профессиональные, расовые признаки, национальное происхождение; общественные кланы, религиозные группы, принадлежность к социально-экономическим группам и т. д. Классификация в зависимости от потребительских свойств товаров, услуг проводится в зависимости от вида и назначения товаров. Например, рынки пищевых товаров, текстильных товаров и одежды, хозяйственных товаров, мебели, товаров длительного пользования и др.

Рынок товаров промышленного назначения это совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям.

Основными отраслями деят-сти, составляющими рынок товаров промышленного назначения, явл: 1) сельское, лесное и рыбное хозяйство, 2) горнодобывающая промышленность, 3) обрабатывающая промышленность, 4) строительство, 5) транспорт, 6) связь, 7) коммунальное хозяйство, 8) банковское, финансовое и страховое дело, 9) сфера услуг.

По размерам товарной номенклатуры и денеж оборота рынок товаров промышленного назначен превосходит соответствующие показатели рынка тов широк потребления.

Рынок товаров промышленного назначения обладает определен характеристиками, кот отличают его от рынков товаров широкого потребления:на нем меньше покупателей. Продавец товаров промышлен назначения имеет дело с гораздо меньшим числом покупателей, чем его коллега, предлагающий товары широкого потребления;эти немногочисленные покупатели крупнее;эти покупатели сконцентрированы географически. Географич концентрация производителей способствует снижен издержек. Продавцам товаров промышленного назначения необходимо следить за тенденциями усиления или ослабления географич концентрации; спрос на товары промышлен назначения определяется спросом на тов широкого потребления, спрос на товары промышл назначен,в конечном счете, проистекает из спроса на товары широкого потребления;спрос на товары промышл назначения неэластичен, поэтому для общего спроса на многие товары и услуги, промышл назначения (в отличие от спроса со стороны отдельной фирмы) характерна низкая ценовая эластичность, это означ, что изменен цен не влечет за собой сильных колебаний общ спроса; спрос на товары промышлен назначения меняется быстрее, чем на товары и услуги широкого потребления; покупатели товаров промышленного назначения - профессионалы.

В виду того, что научные основы развития инфраструктуры только разрабатываются, то, соответственно все типы инфраструктуры сгруппировать и отразить не представляется возможным. Поэтому классификация инфраструктуры, которая наиболее комплексно отражает все сферы экономической, социальной и политической жизнедеятельности, представлена социальной, институциональной и производственной инфр-рой, рис 1.

 

 

 


Рис. 1. Функциональная классификация инфраструктуры

Производственная инфраструктура – совокупность организаций, обеспечивающих или сопровождающих промышленную деятельность, финансирование промышленности, реализацию и продвижение продукции промышленной деятельности на местные, общероссийские и международные рынки товаров.

Институциональная инфраструктура – это совокупность учреждений и институтов, обеспечивающих определенность действий индивидов на рынке, что значительно сниж издержки коллективного действия по выработке устойчивых правил и механизмов, кот должны стать катализатором для нарождающихся институциональных структур (хотя и необязательно эффективных для демократич общества в случае с теневым рынком).

Социальная инфраструктура – это совокупность отраслей, объектов и учреждений, обеспечивающих оптимальные условия жизни и воспроизводства населения в рамках конкретной территории (поселение, район, область, регион и т.д.). Подводя итог всех рассмотренных выше классификаций инфраструктур, можно сделать вывод, что каждая из них представляет собой лишь совокупность тех или иных объектов, отнесенных к той или иной группе, в зависимости от назначения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.