КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка
В период экономики планового типа кредитная система была развита в соответствии с условиями того времени, т.е. кредиты выдавались не в соответствии с нуждами самого пр-тия, а по решению органов гос планирования. В наше время кредитные учреждения развиваются в большом кол-ве и с разнообразием услуг, необходимых для удовлетворения потребностей пр-тий в денежных ср-вах в период становления рыночн экономики. Бурное развитие на рубеже XXI в. получили коммерческие банки, кот не было в плановой эк-ке, а также специализированные небанковские' кредитно-финансовые институты. К последним относятся страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании. Они производят операции и предлагают услуги, которые не оказываются коммерческими банками. Такая структура кредитной системы отражает потребности рыночн хозяйства, приближаясь к модели кредитной системы развитых стран. В консалтинговых компаниях работают крупные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказов предпринимателей они предоставляют консультации по эконом и юридич вопросам. Для предпринимателей оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Аудиторские компании.Аудит— это комплексная ревизия финансово-хозяйствен деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет хар-р независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). В настоящее время в России созданы "Мосаудит" и "Инаудит", их экспертиза — обязательное условие для получения разрешения на внешнеэконом деят-сть, получение лицензий, орг-ции совместных пр-тий (СП). Учебные заведения. Раньше в Беларуси, как и в России ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них главный недостаток — крайне малый срок обучения. Часто в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет. Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. Для привлечения иностранного капитала СЭЗ очень важны: политич стабильность; отсутствие хаоса, дезорганизации хоз связей; законопорядок, а не война законов, дешевая раб сила. Всего этого у нас нет в настоящее время. Кроме того, отсутствует опыт создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развит свободных эконом зон РФ. В советской эконом литературе к инфр-ре относили основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерч банки для обслуживания коммерч кредиторов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационную службу. В этом случае инфр-ра рынка имела расширительное толкование. На рынке товаров и услуг инфр-ра представлена товарными биржами, пр-тиями оптовой и розничной торговли, фирмами, предоставляющими участникам рыночн информацию, занимающимися маркетингом, рекламой и т. д. Эта часть инфраструктуры охватывает огромное эконом пространство м/ду производителями и потребителями; ее функционирование обеспечивает регулирование сбыта и обслуживание потребителей. Эта инфр-ра реагирует на сигналы, идущие от спроса, и обеспечивает равновесие на тов рынке. На рынке труда инфраструктурой являются биржи труда, системы, обеспечивающие обучение и переквалификацию работников. На рынке ценных бумаг это в первую очередь фондовая биржа, где покупаются и продаются акции и облигации. Соединяя инвесторов и владельцев сбережений, биржа способствует межотраслевому и межрегиональному переливу капиталов. Инфраструктура кредитного рынка — это современная двухуровневая банковская система (Центральный банк и коммерч банки), страховые компании и различные фонды, способные мобилизовать свободные денежн средства и превратить их в кредиты. Гос финансы (центральн и местн бюджеты) явл частью инфр-ры рынка. Бюджеты через налоги, через расходы позвол гос-ву решать проблемы, перед кот отступает рынок. Следующий элемент инфраструктуры — это законодательство, правовая система, регулирующая взаимодействие участников рынка. Отсутствие или слабое развитие правовой системы превращает рынок в «дикий», а экономику делает криминальной. Тема 2. Система и признаки классификации рыночной инфраструктуры Трудности, возникающие перед организациями (предприятиями)[2] в связи с переходом к рынку во многом связаны с тем, что управленческий персонал предприятий не знает принципов и механизмов рынка, подходов к его изучению. Современные компании столкнулись с явлением: реализуемая ими продукция не пользуется спросом, а как ее "проталкивать" на рынок специалисты не знают. Проанализировав внутренние и внешние условия рынка, товар, потребителей, конкурентов фирма сможет улучшить свое положение, укрепиться на рынке, наладить связи с потребителями, достичь определенных целей: увеличить доход, размер прибыли, объемы сбыта и продаж. В итоге это поможет эффективно действовать в рыночных условиях. Изучение тов рынка как такового - первый шаг к познанию внешней среды, в кот намерена действовать орг-ция (пр-тие).Поэтому следует проводить аналитич работу в целях выбора из потенциальн рынков, такие кот наиболее перспективные для орг-ции (компании), на кот с наименьшими совокупными затратами можно достичь коммерч успеха. Исследование рынка самое распространенное и необходимое направление в современных исследованиях. Без данных полученных в ходе исследования товарного рынка невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять информацию необходимую для принятия управленческих решений связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием коммерческой деятельности, детальным изучением инфраструктуры товарного рынка. Исследования товарного рынка имеют целью выделить и оценить потенциал, определить специфику данного рынка, как правило, для данного товара, работы или услуги. Этот тип исследований дает руководителям маркетинга, сбыта и продаж информацию, где выгоднее всего продавать и сбывать товар, и указывает на участки рынка недостаточно емкие для данного продукта и услуги. Следует помнить, что рынок – это не только совокупность существующих и потенциальных потребителей, но и комплекс взаимосвязанных элементов – спрос, предложение, цена (рис 1.1). Рынок существует тогда, когда люди встречаются прямо или через своих посредников с тем, чтобы продать или купить товары, работы и услуги в обмен на свои денежные доходы. На свободном рынке процесс обмена, купли-продажи определяет, кому, по какой цене и какие товары следует производить, а так же что и как покупать. Подходя к понятию рынка более детально, следует отметить, что рынок состоит из ряда обязательных элементов(каждый из этих элементов, характеризует какую-то одну сторону рынка, в совокупности они описывают весь его комплекс): покупатель (люди, группы людей,орг-ции,фирмы,компании,гос-во) со своими потребностями; наличие продавцов, желающих и имеющ возможность продать; покупательская способность(деньги); желания, потребности (купить); соответствующие возможности – условия приобретения. Из этого вытекает следующее: во-первых, важность понимания нужд и потребностей покупателя, так как это ведет непосредственно к акту покупки; во-вторых, продавцы должны иметь возможность производить товар необходимый покупателям и иметь возможность его реализовывать; в-третьих, рынок может расширяться и сокращаться в зависимости от покупательской способности; в-четвертых, новые рынки м. б. созданы или существующие расширены путем увеличения возможности купить при помощи более широкого распределен; в-пятых, емкость рынков м.б. увеличена,формируя и стимулируя желание купить товары и приобретать услуги посредством активного маркетинга и рекламы. Рынки и товары можно классифицировать следующим образом (табл. 1.1). Таблица 1.1 Классификация товарных рынков по отдельным критериям
Ф. Котлер предлагает поставить четыре вопроса, чтобы отнести рассматриваемый рынок к тому или иному классу[3]: Что покупается на рынке, т.е. предмет покупки? Почему покупается, т.е. цель? Кто покупает, т.е. субъект покупки? Как это покупается? А. Хоскинг считает, что эти вопросы можно дополнить еще двумя: Каковы объемы закупок? Где осуществляется закупка? Классификация рынков по отдельным направлениям и критериям. Потребительский рынок -- это рынок товаров, работ и услуг, закупаемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для личного (некоммерч) потребления. Рынок предприятий подразделяется на три разновидности: рынок товаров промышленного назначения, или производственный рынок; рынок промежуточных продавцов (посредников); рынок государственных закупок. Потребительский рынок, как и товарный рынок в целом, может быть классифицирован по ряду признаков. Классификация по характеристике покупателя допускает различные критерии. Например, население; регион, национальные границы, городской, сельский районы, отдельный район города; определенное число семей, размер семьи; возрастные категории и пол; профессиональные, расовые признаки, национальное происхождение; общественные кланы, религиозные группы, принадлежность к социально-экономическим группам и т. д. Классификация в зависимости от потребительских свойств товаров, услуг проводится в зависимости от вида и назначения товаров. Например, рынки пищевых товаров, текстильных товаров и одежды, хозяйственных товаров, мебели, товаров длительного пользования и др. Рынок товаров промышленного назначения это совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям. Основными отраслями деят-сти, составляющими рынок товаров промышленного назначения, явл: 1) сельское, лесное и рыбное хозяйство, 2) горнодобывающая промышленность, 3) обрабатывающая промышленность, 4) строительство, 5) транспорт, 6) связь, 7) коммунальное хозяйство, 8) банковское, финансовое и страховое дело, 9) сфера услуг. По размерам товарной номенклатуры и денеж оборота рынок товаров промышленного назначен превосходит соответствующие показатели рынка тов широк потребления. Рынок товаров промышленного назначения обладает определен характеристиками, кот отличают его от рынков товаров широкого потребления:на нем меньше покупателей. Продавец товаров промышлен назначения имеет дело с гораздо меньшим числом покупателей, чем его коллега, предлагающий товары широкого потребления;эти немногочисленные покупатели крупнее;эти покупатели сконцентрированы географически. Географич концентрация производителей способствует снижен издержек. Продавцам товаров промышленного назначения необходимо следить за тенденциями усиления или ослабления географич концентрации; спрос на товары промышлен назначения определяется спросом на тов широкого потребления, спрос на товары промышл назначен,в конечном счете, проистекает из спроса на товары широкого потребления;спрос на товары промышл назначения неэластичен, поэтому для общего спроса на многие товары и услуги, промышл назначения (в отличие от спроса со стороны отдельной фирмы) характерна низкая ценовая эластичность, это означ, что изменен цен не влечет за собой сильных колебаний общ спроса; спрос на товары промышлен назначения меняется быстрее, чем на товары и услуги широкого потребления; покупатели товаров промышленного назначения - профессионалы. В виду того, что научные основы развития инфраструктуры только разрабатываются, то, соответственно все типы инфраструктуры сгруппировать и отразить не представляется возможным. Поэтому классификация инфраструктуры, которая наиболее комплексно отражает все сферы экономической, социальной и политической жизнедеятельности, представлена социальной, институциональной и производственной инфр-рой, рис 1.
Рис. 1. Функциональная классификация инфраструктуры Производственная инфраструктура – совокупность организаций, обеспечивающих или сопровождающих промышленную деятельность, финансирование промышленности, реализацию и продвижение продукции промышленной деятельности на местные, общероссийские и международные рынки товаров. Институциональная инфраструктура – это совокупность учреждений и институтов, обеспечивающих определенность действий индивидов на рынке, что значительно сниж издержки коллективного действия по выработке устойчивых правил и механизмов, кот должны стать катализатором для нарождающихся институциональных структур (хотя и необязательно эффективных для демократич общества в случае с теневым рынком). Социальная инфраструктура – это совокупность отраслей, объектов и учреждений, обеспечивающих оптимальные условия жизни и воспроизводства населения в рамках конкретной территории (поселение, район, область, регион и т.д.). Подводя итог всех рассмотренных выше классификаций инфраструктур, можно сделать вывод, что каждая из них представляет собой лишь совокупность тех или иных объектов, отнесенных к той или иной группе, в зависимости от назначения.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |